Чудотворные иконы Божией Матери Одесской и Измаильской епархии

Касперовская икона Божией Матери

Образа Божией Матери, прославленные в Русской Церкви под наименованием Касперовская (и схожая с ней Корсунская), распространены в Сербии, Болгарии, Румынии, в карпатской Трансильвании, откуда в XVIII веке по зову русского правительства началось переселение болгар и сербов на земли Новороссии.

Знатная сербская семья, поселившаяся на этих недавно присоединенных к Российской империи землях, и принесла с собой древний образ Божией Матери. Святыня, как благословение, переходила из рода в род и в 1809 году была получена херсонской помещицей, женой штабс-капитана Николая Касперова Иулианией Ионовной. Прославление этого образа началось в 1840 году, когда после обновления образа Божия Матерь явила многочисленные исцеления. Село Касперовка стало местом паломничества.

После смерти в 1843 году мужа Иулиания Ионовна решила посвятить свою жизнь служению Божией Матери. В молельной комнате, где помещалась икона, пред образом Пресвятой Богородицы стали совершаться молебны, читаться акафисты. Богомольцы, приезжавшие в Касперовку, останавливались в помещичьем доме, и Иулиания Ионовна не только сама не брала денег с паломников, но запрещала делать это и своим крестьянам.

С 1851 года Касперовскую икону стали приносить в Херсон, а с 1853 года—в город Николаев. Это были величественные крестные ходы, в которых участвовали тысячи верующих.

В 1855 году, когда во время Крымской войны Божия Матерь спасла город Одессу от неприятельского флота, грозившего уничтожить город, состоялось общероссийское прославление Касперовской иконы.

С середины XIX века Касперовская икона Божией Матери приносилась в Одессу ежегодно из села Касперовка 25 сентября и оставалась в Спасо-Преображенском соборе до праздника Святой Пасхи. После 1918 года святыня стала постоянно пребывать в Одессе.

Когда весной 1922 года в селе Гниляково (сейчас Дачное) Одесской области началась эпидемия холеры, такая сильная, что иногда в храме отпевали до тридцати человек, жители села обратились к правящему архиерею с просьбой принести Касперовскую икону Божией Матери.

13 (26) июля, в день Собора архангела Гавриила, чудотворный образ в сопровождении городского духовенства был доставлен в село, прямо на площади отслужили молебен Божией Матери, затем святыню внесли в Покровский храм. И Божия Матерь явила новое чудо — после совершенного молебна эпидемия прекратилась.

В 1936 году Спасо-Преображенский собор, в котором находилась Касперовская икона Божией Матери, был взорван, и святыню перенесли в Успенский собор, который стал кафедральным.

В этом соборе святыня находится и сейчас. Уже свыше ста пятидесяти лет, со времен святителя Иннокентия Херсонского, пред чудотворной Касперовской иконой Божией Матери по пятницам читается акафист, написанный самим святителем. Множество верующих, притекающих к чудотворному образу, свидетельствует о заступничестве и скорой помощи Божией Матери, о Ее дивных делах, о Ее покрове от всякого зла.

Икона Божией Матери Живоносный Источник

Чудотворная икона Божией Матери Живоносный Источник, находится в Казанском храме города Одессы. Этот образ — небольшой литографский камень с зеркальным изображением иконы Божией Матери «Живоносный Источник», видимо, ставший непригодным для печати, — был найден в сарае в начале XX века.

В годы Гражданской войны, ожидая прихода Красной Армии, владелец образа принял решение об эмиграции, литографский камень взять с собой было невозможно, икону решили оставить в доме. По преданию, в это время от образа послышался голос: «На кого вы Меня оставляете?»

Тогда её отнесли в Михайловский женский монастырь, где она находилась до 60-х годов XX века. Когда монастырь был закрыт, образ по благословению духовника обители была перенесена в дом инокини Пантелеймоны.

Матушка с благоговением относилась к порученной ей святыне, пред образом совершала молитвы и читала акафист Божией Матери. Вскоре об этой иконе узнали верующие, и в 1980-е и 90-е годы в дом благочестивой старицы приезжало множество одесситов помолиться перед святыней.

В 1999 году, после кончины инокини Пантелеймоны, икона была перенесена в Казанскую церковь в Одессе. Сейчас этот образ почитается в Одессе как местночтимый, и множество нуждающихся в заступлении и помощи Пресвятой Богородицы прибегают к молитве пред этим образом. Её вместе с другими святынями обносят вокруг города крестным ходом, который еженедельно проходит в Одессе.

Иконы Божией Матери Млекопитательница

Три почитаемых иконы Божией Матери Млекопитательница пребывают в Одессе. Две из них находятся в Одесском Ильинском монастыре, где почивают святые мощи преподобного Гавриила Афонского, — чудотворная икона Божией Матери «Млекопитательница» и еще одна икона «Млекопитательница» с надписью на обратной стороне самого преподобного Гавриила.

Чудотворная икона Божией Матери «Млекопитательница», привезенная в конце XIX века с Афона в Одессу преподобным Гавриилом, сейчас находится в Свято-Успенском Одесском мужском монастыре. На рамке иконы справа и слева расположены редчайшие святыни: часть ризы Христа Спасителя и часть хитона Пресвятой Богородицы.

Иверская икона Божией Матери

Уже свыше ста лет пребывает икона Иверская Божья Матерь, подаренная городу Государем Николаем II, в одесском кафедральном Успенском соборе. Приношения верующих, которыми увешан её оклад, свидетельствуют о многочисленных случаях помощи Божией Матери.

Чтимый Иверский образ находится также в Иверском Одесском монастыре. В начале весны 1999 года, по благословению митрополита Агафангела, монахи Иверского Одесского монастыря отправились на Афон, чтобы заказать точный список Иверской иконы Божией Матери с древнего чудотворного образа.

Добравшись до Святой горы, они испросили благословения на написание списка у Богородицы перед чудотворным Ее образом, вознося горячие молитвы. В Белоозерской келлии афонский старец Арсений принял заказ на написание иконы. Образ писался с молитвой и постом, по всем канонам написания.

Работа сопровождалась небывалыми искушениями: трижды меняли доску, дважды перекладывали золото, и только с началом Великого поста, в непрестанной молитве, написание иконы закончили. «Видно, большая будет польза от этого образа», — сказал тогда старец.

Пока на Святой горе писался образ, в монастыре шло строительство часовни, в основание которой поставили четыре камня, специально привезенные с Афона. В июле 2000 года монастырская часовня приняла Иверскую икону, как Саму Матерь Божию. Сейчас святыня стала одной из самых чтимых в Одессе.

Оцените статью
Добавить комментарий