Цареградская икона Божией Матери
Псковский Спасо-Елеазаровский монастырь был хранителем Цареградской иконы Божией Матери. Эта икона являлась святыней православного Рима, но в 1051 году, когда началось отделение Рима от Православной Церкви, когда пал первый Рим и засиял второй Рим, список этого образа был принесен из Рима в Константинополь.
Для Руси эта икона имеет особое значение. Цареградская икона Божией Матери, ставшая выражением преемственности Константинополя Риму, была прислана в дар Спасо-Елеазаровскому монастырю Константинопольским патриархом Геннадием II.
Этот дар был сделан после принятия Константинополем Флорентийской унии в 1439 году, когда во Флоренции, с одной стороны, под давлением императора, считавшего, что Запад поможет спасти гибнущую Византию, с другой — Рима греческие иерархи подписали документ о своем подчинении Римскому престолу.
Основатель монастыря, преподобный Евфросин (в миру Елеазар), пешком ходил в Константинополь и был принят Константинопольским патриархом, который и прислал в основанную преподобным Евфросином обитель Цареградскую икону Божией Матери. Братия встретила святыню, выйдя на дорогу, ведшую в Псков. На этом месте забил святой источник, именуемый Пречистенским, и до наших дней он несет людям исцеление.
Приняв на Русской земле Цареградскую икону Пресвятой Богородицы, преподобный Евфросин получил и откровение о мистической Римской империи, которая есть образ Царства Божия на земле, и о Москве, как Третьем Риме. Но лишь спустя столетие, когда усилилось Московское государство, старец Спасо-Елеазаровской обители Филофей пророчествовал всему миру: «Два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти».
Царство русское есть последнее мировое царство, за которым наступит вечное царство Христа. В 1918 году гибнет Царская семья, происходит отступление от веры, и в том же году закрывается Спасо-Елеазаровская обитель, монахов вывозят на подводах в сторону Петрограда, и там они принимают мученическую смерть. С падением империи Третьего Рима разрушается и обитель, откуда прозвучало пророчество о священной миссии России.
Судьба монастырской Цареградской иконы Божией Матери неизвестна. Сейчас в возрожденном монастыре почитается икона Божией Матери, которая сохранялась в годы закрытия обители отцом Николаем Гурьяновым. Он молился о восстановлении обители и был хранителем иконы Божией Матери, ранее находившейся в обители преподобного Евфросина.
Чирская икона Божией Матери
Чирская икона Божией Матери была явлена в церкви села Чирски, в 35 километрах от Пскова. После чуда, происшедшего 16 июля 1420 года, когда во время морового поветрия, бывшего во Пскове, из обоих глаз Божией Матери на иконе истекли слезы, образ был перенесен в Псков в Свято-Троицкий кафедральный собор, где он находится и сейчас.
В самом селе Чирски на источнике, где явилась икона Божией Матери Чирская, была построена церковь, взорванная немцами во время войны. Сейчас здесь воздвигнута часовня, которая так и называется — часовня Явленной иконы. В Псковской епархии почитается как чудотворный и список Чирской иконы Божией Матери в Никольском храме села Палкино.
Икона Божией Матери Благодатное Небо
Чудотворная икона Божией Матери Благодатное Небо пребывает в храме святителя Николая на острове Талабск (сейчас — Залит), небольшом острове на Псковском озере, рядом со знаменитым Чудским. Эта икона имеет второе название — «Смоленская», и празднование иконе установлено в день праздника Смоленской иконы Божией Матери 28 июля.
Икона прославилась в 1842 году, когда в Александровском посаде (так называлось рыбацкое селение на острове Талабск) началась эпидемия холеры. После видения, бывшего одному прихожанину Никольского храма, что надо отыскать хранящуюся на чердаке икону Божией Матери и обнести ее с крестным ходом вокруг селения, икону нашли (это и была икона Божией Матери, именуемая «Благодатное Небо»), и после совершения крестного хода эпидемия прекратилась.
В память о чудесной помощи Божией Матери при храме соорудили придел в честь чудотворной иконы Божией Матери «Одигитрия» Смоленской (именно эта икона явилась в видении), в котором и стал пребывать чудотворный образ.
В 1939 году Никольский храм был закрыт и разорен, но верующие спасли святыню и вернули икону в храм, когда его снова открыли в 1947 году. Более сорока лет настоятелем этого храма был протоиерей Николай Гурьянов, который почитал чудотворный образ и много сделал для его прославления.
Партизанская икона Божией Матери
Икона Матерь Божья Казанская, которая пребывает сейчас в псковском храме святого благоверного князя Александра Невского, получила наименование «Партизанской».
Во время немецкой оккупации, когда многим жителям села Боровичи Псковской области пришлось бежать в леса, спасаясь от расправы немцев, подозревавших их в помощи партизанам, ушла в лес и Надежда Кузнецова. С собой она взяла только теплые вещи и Казанскую икону Божией Матери.
Вскоре весь отряд узнал об этой святыне — группа, которая ушла на опасное задание, погибла, в живых остался только пожилой партизан, который молился перед иконой Божией Матери.
С тех пор в землянку, где находилась Казанская икона Божией Матери, стали приходить перед выполнением задания то один, то несколько человек. Председатель сельсовета после войны рассказывал: «Я был в нашем отряде политруком. Поэтому сам к иконе не подходил. Думал, негоже мне. А потом фрицы нас со всех сторон обложили, кольцом зажали. Попытались прорваться — половина отряда полегла, а все без толку. Вот тогда и я перед Казанской на колени встал: «Спаси, Заступница!» И ведь ушли мы от немцев».
После войны икона вернулась в родной дом, а после кончины Надежды Кузнецовой родственники передали образ в храм. В конце мая 2005 года по деревням и селам Порховского края, где шли бои, был проведен крестный ход с Партизанской Казанской иконой Божией Матери.