Донская икона Пресвятой Богородицы
Донская икона Божией Матери всегда особо почиталась на Дону. Со времени Куликовской битвы и до Октябрьского переворота 1917 года у донских казаков существовал обычай в приезд царственных, а затем императорских особ подносить им через местного архиерея Донскую икону Божией Матери.
Древние и чтимые списки с чудотворного образа раньше были во многих донских станичных храмах, часто были полковым образом.
Сейчас в Париже, в русском храме во имя святого благоверного князя Александра Невского, пребывает складень со старинной Донской иконой, вынесенный казаками из России после Гражданской войны.
С возрождением казачества возвращается в донские станицы и почитание Донской иконы. В 1995 году казаки станицы Гниловской подарили возрождаемому Донскому Старочеркасскому мужскому монастырю большую Донскую икону Божией Матери. Сейчас этот образ — главная святыня монастыря, возрожденного в древней столице Донского казачества.
Азовская икона Пресвятой Богородицы
Азовская икона Пресвятой Богородицы написана в память о явлении Божией Матери защит никам Азова в 1641 году. На образе в центре изо бражена Богоматерь на фоне двуглавого орла — герба Российской империи — и великомученик Георгий Победоносец, поражающий копьем змея, символизирующего Оттоманскую Порту (Турцию).
По сторонам от Богоматери — преподобные молитвенники за Русскую землю; у ног Богоматери — русское воинство. В нижней части изображены освобожденные и спасенные русские крепости и города на Азовском море.
Еще одна Азовская икона была написана в начале XVIII века, после победы в азовских походах. Первый азовский поход (1695 год) сухопутных войск был неудачен. В результате второй кампании (1696 год) турецкая крепость Азов была взята русской армией и флотом. На Азовской иконе, написанной в память об этой победе, Богоматерь выступает в образе Заступницы трона, власти и освобожденной территории.
В образе Георгия Победоносца на иконе изображен император Петр I, который копьем поражает змия (Турцию) и льва (Крым). Внизу изображена панорама Азовской крепости, с которой слетают горящие полумесяцы. Надписи «Падё, паде град великий Вавилон, Азов», а также хвалебные стихи, составленные Сильвестром Медведевым и помещенные на иконе, говорят о важности Азовской крепости, обладание которой позволило России выйти в Черное море.
Сейчас Азовская икона Божией Матери находится в Государственном историческом музее в Москве, а в самом городе Азов Ростовской области в Троицком храме пребывает список с этой иконы.
Аксайская икона Божией Матери Одигитрия
Аксайская икона Божией Матери Одигитрия была келейной иконой святителя Тихона, епископа Воронежского. Святитель благословил этим образом священника Троицкой церкви станицы Аксайской отца Василия Петрова. После смерти отца Василия образ Божией Матери из его дома исчез.
Явление Аксайской иконы Божией Матери произошло в 1830 году. В августе, когда в донской станице Аксайской (сейчас город Аксай Ростовской области) началась эпидемия холеры, некоторым жителям во сне стала являться Богоматерь с указанием пойти в один заброшенный дом и найти находящуюся там икону.
Прихожане обратились к священнику Тимофею Попову. Священник, сопровождаемый множеством народа, направился к указанному дому. Образ Божией Матери «Одигитрия» был обретен за печью, под толстым слоем мусора, и новообретенную святыню понесли с крестным ходом вокруг станицы. Молебны Божией Матери пред этим образом служились непрерывно один за другим, и уже на третий день эпидемия прекратилась.
На Дону эта икона была одной из самых чтимых. С 1920 года сведений об Аксайской иконе Божией Матери «Одигитрия» нет. Исчезли даже списки этой иконы, которых было немало на земле донских казаков.
Но на Дону помнят о святыне. В Ростове восстанавливается часовня в честь Аксайской иконы Божией Матери, а в главном храме Дона, Вознесенском кафедральном войсковом соборе в Новочеркасске, высоко над аркой храма написаны три Богородичные иконы, центральная из них — Аксайская икона Пресвятой Богородицы.