Табынская икона Божией Матери
Судьба древней явленной Табынской иконы Божией Матери неизвестна. Сейчас в Богородице-Табынском женском монастыре, основанном на месте явления иконы (в поселке Красноусольск Гафурийского района Башкирии), почитается чудотворный список древней святыни.
Все годы советской власти не прекращалось паломничество к источнику, забившему на месте явления иконы. Цифры, которые приводятся в сохранившихся воспоминаниях, невероятны — с крестным ходом в 1930-е годы к источнику идут пять тысяч паломников, а в 1944-м — свыше десяти тысяч человек! В 1947 году на Святой ключ с трех сторон двинулись крестные ходы из Уфы, Оренбурга и Стерлитамака.
Из Оренбурга был принесен тогда только недавно обретенный список Табынской иконы Божией Матери. Уже пожилые участники этого торжества вспоминают, как архиепископ Уфимский и Стерлитамакский Иоанн (Братолюбов) вместе со множеством священников пели акафист.
Три монашеских хора из монастырей Уфы, Оренбурга и Енатского монастыря воспевали Богородицу. А когда особым распевом запели «Радуйся, Невесто неневестная», многие заплакали.
Но вскоре власти опомнились — после 1947 года не только крестные ходы, но и посещение источника были запрещены, паломников начали гонять и преследовать. Православные пытались молиться на Малиновой горе, прикрепив список Табынской иконы Божией Матери к березе. Вскоре березу спилили, и тогда паломники устанавливали икону на пеньке. Пенек сожгли, а чтобы никто не подходил к этому месту, его обнесли колючей проволокой.
В 1972 году часовню и пещеру, из которой истекал соленый источник, взорвали, но после взрыва вместо одного соленого ключа из горы забило множество потоков соленых и пресных вод, которые православные назвали «Слезами Богородицы».
Когда на Табынской горе построили санаторий, верующих прекратили допускать к источникам, и все «годы застоя» происходили регулярные бои и столкновения паломников с милицией (особенно в девятую пятницу по Пасхе, день празднования Табынской иконы Божией Матери).
Эти противостояния окончились в девяностых годах, когда преследования верующих прекратились, Святой ключ был углублен, обустроен, обложен бутовым камнем. Позднее здесь соорудили купальню.
Сейчас к Святому ключу, кроме паломников, приезжает множество туристов, молодоженов (редко кто с крестом)… Возник новый странный обычай — испить в день бракосочетания соленой воды из источника. У входа в пещеру, где находятся источники, пришлось установить надпись с просьбой не заходить в святое место в купальных костюмах.
Но Божия Матерь не оставила этого места — и сейчас есть свидетельства о множестве чудес, явленных Пресвятой Богородицей с верою принимающим святые воды источника и молящихся пред Ее чудотворной иконой.
Казанская Богородско-Уфимская икона Божией Матери
В епархии возрождено почитание Казанской Богородско-Уфимской иконы Святой Богородицы, пропавшей в 1930-е годы.
В 1990 году был отреставрирован храм в честь явления чудотворной Богородской иконы Божией Матери в селе Богородском, восстановлена часовня на месте святого родника, возобновились крестные ходы на место явления святыни. Как и прежде, эти крестные ходы собирают тысячи людей.
Чудотворный список Богородско-Уфимской иконы Божией Матери находится в Благовещенском женском монастыре города Уфы.
В 1993 году с благословения Святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия II Богородская икона Божией Матери вновь занесена в списки чтимых икон Православной Церкви, а день празднования этого чудотворного образа — 19 июля — выделен как общеепархиальный Уфимский праздник.
Бугабашская икона Божией Матери
Богородице-Смоленская икона (на камне), именуемая Бугабашская, находится в кафедральном соборе во имя преподобного Сергия Радонежского города Уфы. Это единственная святыня, сохранившаяся в епархии после правления богоборческой власти. Сейчас икона украшена ризой, сделанной из пожертвований верующих в храмы города Уфы.
Икона была явлена во второй половине XIX века в башкирском селе Бугабаш (Бакалинский район) и после основания в этом селе в 1900 году Одигитриевского монастыря стала его главной святыней. На этой иконе, вырезанной на камне, Божией Матери предстоят святители Василий Великий и Николай Чудотворец.
После закрытия и разорения монастыря в 1920-х годах икона Божией Матери хранилась жительницей села Бугабаш Таисией Филипповой, а затем по просьбе Высокопреосвященного Никона, архиепископа Уфимского и Стерлитамакского, была передана епархии.