Пресвятая Богородица
Апостол Петр, много потрудившийся на земле, после своей блаженной кончины переселился в обители небесные. Там Господь вручил ему ключи от Рая. Как-то, гуляя по райскому саду, увидел Петр людей, которых он не впускал. «Как же пробрались они сюда?» – недоумевал апостол. Пошел он ко Христу рассказать о своей тревоге.
Господь взял за руку своего верного ученика и повел вглубь сада. Там над пропастью, внизу которой была земля, стояла Пресвятая Богородица.
Вышитые бисером, жемчугом и камнями иконы Пресвятой Богородицы
Боголюбская
Теребинская
Леушинская
Всецарица
Владимирская
Донская
В руках Она держала голубую лесенку. По ней взбирались в рай люди. Увидев подошедших Христа и Петра, Пречистая, как бы оправдываясь, сказала: «Прости, Сын мой, но ведь я тоже мать и не могу не откликнуться на просьбы тех, кто молит о своих детях. А свою матернюю любовь я дарю всем живущим на земле». Господь, улыбнувшись, тихо промолвил: «Пойдем, Петр, нам нечего с тобой тут делать». Это всего лишь притча, но в ней – выражение любви и чаяния людей к своей Заступнице Небесной.
Типы иконографии богородичных изображений
Два тысячелетия прошло со времени Успения Богоматери. Но в сердцах верующих христиан Она занимает очень важное место. В каждом доме есть образа Пресвятой Богородицы перед которыми молятся и в радости, и в печали. Богородица жила на земле. Ее внешность описали церковные историки. Традиционно Она изображается в мафории пурпурного цвета – большом платке, закрывающем руки и плечи. На нем изображены три звезды. Это признаки девства Пречистой до и после рождения Сына.
Иконы Божией Матери вышитые бисером
Неувядаемый цвет
Нечаянная радость
Отчаянных единая надежда
Невская Скоропослушница
Казанская
Умягчение злых сердец
Число звезд связано с идеей Пресвятой Троицы. Фигура Христа слегка прикрывает одну из звезд, что означает воплощение Его как одной из ипостасей Троицы. Туника Богородицы синего цвета. Одежды Богородицы согласно канонам строго определены. Нимб, в отличие от Господнего, не крестчатый. Все иконы Пресвятой Богородицы подписываются ΜΗΡ ΘΥ. Это греческое сокращение слов Матерь Божия.
Первая икона Богородицы, по преданию, была написана апостолом Лукой. Царица Небесная, увидев ее, сказала: «Да пребудет благодать Сына Моего и Моя с этим образом». Все образа Святой Богородицы по типу иконографии делятся на несколько групп:
1. Тип «Умиление«. Богородица и Ее Божественный Сын прильнули ликами друг к другу. Младенец обнимает Мать за шею. Соединение ликов и пересечение нимбов – характерная особенность этого типа изображений. Пересечение нимбов – это символ сопряжения земного и небесного. К этому типу относятся Феодоровская Богоматерь, Почаевская, Донская Божья Матерь, Барская, Владимирская Богородица, Богородица Взыскание погибших и многие другие иконы. В греческой иконописи этот тип получил наименование «Сладкое лобзание».
Вышитые бисером иконы Божьей Матери
Андрониковская
Утоли моя печали
Семистрельная
Остробрамская
Иерусалимская
Феодоровская
2. «Одигитрия» или «Путеводительница«. Центр композиции – Христос, на которого Богородица, фигура которой представлена фронтально, указывает жестом руки. Этот жест – характерная особенность типа Одигитрия. К нему относятся Иверская Богоматерь, Казанская Пресвятая Богородица, Богородица Смоленская, Тихвинская Божья Матерь, Матерь Божья Троеручица и многие другие образа.
3. К «Одигитрии» близок тип «Панахранта» (Пречистая, Всенепорочная). Богородица восседает на престоле. Младенец Христос – у Нее на руках. Такую иконографию имеют Всецарица, Державная, Киево-Печерская, Кипрская.
4. «Знамение» или «Оранта» (Молящаяся). Богородица с руками, воздетыми к небу. В сфере на уровне груди изображен Христос в отроческом или юношеском возрасте. Это изображения Пресвятой Богородицы «Знамение», Царскосельская, Богородица Неупиваемая чаша, Курская-Коренная.
Вышитые бисером иконы Пресвятой Богородицы
Смоленская
Знамение Корчемная
Неупиваемая чаша
Взыскание погибших
Игоревская
Покров
5. «Агиосоритисса» или «Заступница«. Богородица изображена без Младенца, в молитвенной позе, фигура немного повернута. Типичный образец – Боголюбская Богородица.
К какому бы типу не принадлежала икона, каждая передает основы догматики христианской церкви. 260 Богородичным образам Русской церковью установлены дни празднования. В целом, в христианском мире существует более восьмисот изображений Богоматери.
Вышитые бисером и камнями образа Божией Матери
Скоропослушница
Тамбовская
Тихвинская
Троеручица
Умиление
Ватопедская
Все образа святой Матери Божией почитаемы, но есть особенно любимые. Это Казанская, которая вместе с образом Господа Вседержителя составляет венчальную пару и является главной в деисусном ряду иконостаса. В любых житейских невзгодах верующие прибегают в молитве к Заступничеству Казанской Богородицы.
Одной из особенностей русского православия всегда являлось особое отношение к Пресвятой Богородице: количество почитаемых образов Богоматери, по мнению специалистов, достигает семи сотен. Ей была посвящена первая православная церковь в Киеве, в честь её на Руси были сложены множество гимнов и написано множество образов, многие из которых оказались чудотворными. Церковь учит нас, что не важно, перед каким образом совершается молитва, так как мы совершаем молитву не святому изображению, а тому, кто на нем изображён. Тем не менее, нередко Богоматерь сама являлась страждущим и указывала, перед каким образом нужно молиться, чтобы исцелился недуг, и действительно, придя в указанное место и помолившись перед её образом, люди получали исцеление. Таким образом, постепенно складывались традиции просить помощи в решении той или иной жизненной ситуации у конкретного образа.
Владимирская – покровительница земли Русской. Ей молятся о прекращении вражды и спокойствии в обществе. А вот Смоленская – Путеводительница русского народа. Она спасает также от эпидемий и бедствий.
Иверская
Иверскую Богоматерь называют еще Вратарницей. Ее традиционно размещают над входной дверью в дом. Просят Божию Матрь Иверскую наставить на истинный путь, а также исцелить болезни душевные и телесные.
Тихвинская – любимая икона женщин. Ее просят о даровании материнства, помощи в родах и воспитании детей. «Неупиваемая чаша» помогает избавиться от всевозможных зависимостей.
У каждого человека свой любимый Богородичный образ. Нет такого христианина, который никогда бы не испытал ощутимой помощи после искренней молитвы перед Богородицей. Важно не забывать благодарить Пречистую Богоматерь за ту неисчерпаемую любовь, которую дарит она всем живущим на земле и конкретно каждому из нас.
Целительница – как правило, список такой иконы обязательно присутствует в любом больничном храме. Перед образом молятся об излечении от различных болезней, о заключённых, а также о рождении здоровых детей. День празднования 1 октября (18 сентября).
«Умягчение злых сердец» – перед ней молятся о защите от недоброжелателей, смягчении их гнева, а также о прекращении вражды внутри семьи. День празднования 20 (7) марта.
«Троеручица» – ей молятся, если болят руки или ноги. Данная название икона получила в память о чуде, связанном с преподобным Иоанном Дамаскиным, служившим в качестве визиря при дамасском халифе. Поверив подложному письму и обвинив Иоанна в преступлениях, которые он не совершал, халиф повелел отрезать преподобному кисть правой руки и бросить его в темницу. Преподобный, превозмогая боль, долгое время совершал моления Божией Матери и поутру, проснувшись, обнаружил, что отрубленная кисть приросла к обратно. Вскоре Иоанн стал монахом, и в благодарность за исцеление поместил в нижней части образа изображение серебряной руки. День празднования –11 июля (28 июня).
Владимирская – у владимирского образа Богоматери принято молиться о помощи в случае вражеского нашествия, об укреплении православной веры и недопущении ересей и расколов, примирении враждующих. Отмечаются три раза в году: 3 июня (21 мая), в воспоминание об избавлении Москвы от крымско-татарского набега в 1521 году; 6 июля (23 июня) – в честь бескровной победы над татарами в противостоянии на реке Угре, 8 сентября (26 августа) – в память о чудесном спасении Руси от нашествия Тамерлана.
«Всех скорбящих радость» – этот образ впервые прославился как чудотворный в 1688 г., после исцеления считавшейся неизлечимо больной сестры патриарха Иоакима. Перед ней совершают моления все страдающие припадками, параличом рук, болезнями горла и туберкулёзом, а также несправедливо обиженные и угнетённые. День празднования установлен 6 ноября (24 октября).
«Всецарица» – данный образ, написанный в XVII веке, впервые приобрёл известность после чуда, когда подошедший к ней юноша, увлекавшийся оккультизмом, был повергнут на землю невидимой силой. В настоящее же время известна тем, что по молитве перед ней многие исцеляются от раковых опухолей.
Казанская – к ней принято обращаться в случае семейных неурядиц, а также при глазных болезнях. Дни празднования –21 (8) июля, 4 ноября (22 октября).
Богоматерь «Млекопитательница» – перед «Млекопитательницей» принято молиться женщинам, ждущим ребёнка, а также кормящим матерям. Она известна также и чудесами исцеления и спасения от пожаров. Празднуется 25 (12) января.
«Неопалимая купина» – наиболее известен этот образ стал после событий в 1822 г. в городе Славянске, когда в городе стали часто совершаться пожары, совершаемые неизвестным поджигателем. Все попытки вывести злоумышленника на чистую воду оказывались бесплодными. Однажды некой благочестивой прихожанке Бельницкой во сне явилось видение, что если будет написан образ Богоматери «Неопалимая купина» и архиерей отслужит перед ней молебен, то и поджоги в городе прекратятся. Прихожанка рассказала о своём видении местному архиерею, икона была тут же немедленно написана и молебен отслужен. Скоро после молебна пожары были прекращены, а поджигатель – точнее, поджигательница, местная жительница, страдавшая слабоумием, была задержана. Благодарные жители города поместили образ в дорогую божницу, сопроводив его благодарственным текстом за спасение. Традиция моления перед образом о спасении от пожаров, а также от стихийных бедствий в целом, сохраняется до сих пор. День «Неопалимой купины» отмечается 17 (4) сентября.
Божья Матерь «Неувядаемый цвет» – известна многими случаями исцеления больных. Перед «Неувядаемым цветом» совершаются моления о правильном выборе спутника жизни и улаживании семейных неурядиц. День празднования 16 (3) апреля.
«Неупиваемая чаша» – у «Неупиваемой чаши» совершаются моления об излечении от алкоголизма. День празднования – 18 (5) мая.
«Спорительница хлебов» – как видно по названию, перед ней принято молиться о даровании хорошего урожая. Почитание этого образа начинается с 1891 г., когда в неурожайный в целом для России год, по молитвам жителей Калужской губернии, местные крестьяне собрали прекрасный урожай. Празднуется 28 (15) октября.
Утоли моя печали (иногда также называемая «Утоли болезни») – у этого образа принято совершать моление о выздоровлении. Почитание её, как чудотворной, начинается со второй половины XVIII века, после исцеления признанной врачами безнадёжной женщины. Отмечается 7 февраля (25 января).