Православные праздники в иконописи
В иконописи все образа условно делятся на Господние, Богородичные, изображения святых и те, что иллюстрируют важные для понимания церковной истории события. Роль последних выполняют праздничные иконы. Их размещают в праздничном ряду иконостаса, кладут на аналой для поклонения в день чествования, они являются храмовыми, если храм освящен в честь какого-то Евангельского события.
Есть такие образа в домах православных христиан. Безусловно, перед ними молятся, как и перед другими образами. Все праздники православной церкви, которые имеют свою иконографию, делятся на двунадесятые, великие и Пасху. Источниками иконографии служит как Церковное Писание, так и Предание. Каждая праздничная святыня наполнена глубоким духовным содержанием.
Пасхальная икона
Иконы Воскресения Христова – главные праздничные святыни Православной Церкви, как и само событие Воскресения. В центре композиции на фоне нескольких окружностей, символизирующих власть, могущество и славу, изображена фигура Христа. В руках у Него Крест, как символ спасения.
Стоит Господь над черной бездной на двух плитах, символизирующих створки дверей ада. Края его плаща вздуты, как крылья ангела – Он поднимается в Рай. На Руси особое распространение получила святыня, не обилующая символикой. На ней изображен момент выхода Христа из погребальной пещеры. Он в белых одеждах. На выходе Его, смиренно склонив голову, встречают два ангела.
Иконы двунадесятых праздников
Из всех событий новозаветной истории Отцы Церкви выделили двенадцать наиважнейших. Эти праздники названы двунадесятыми и посвящены воспоминаниям земной жизни Христа и Богородицы. Посвященные этим событиям праздничные иконы имеют свои особенности.
Вышивка бисером Рождество Христово
Рождество. Иконография праздника прославляет воплощение в человеке Бога. Главные элементы образа – пещера и Вифлеемская звезда, приведшая к Младенцу волхвов. Основная композиция – спеленатый Младенец в яслях, возлежащая рядом с Ним Богородица, сидящий Иосиф, животные возле яслей. Дополнительные элементы, которых может и не быть, – ангелы, восхваляющие Рождество, волхвы и пастухи. На многих, особенно древнерусских святынях, присутствует сцена Омовения (обряд очищения водой) Христа.
Вход Господень в Иерусалим. Иконография прославляет самое торжественное в земной жизни Христа событие – Он вступает в Иерусалим и народ встречает его, как Царя, пришествие Которого предсказали пророки. Основная композиция – въезжающий на осляти Христос, следующие за Ним апостолы и всеобщее народное ликование. Непременные элементы – Елеонская гора в левой части образа и город Иерусалим в правой.
Богоявление или Крещение. Посвященные событию праздничные святыни прославляют момент, когда Господь впервые показался (явился) собравшимся, как Бог. Главные фигуры композиции – крещающийся Спаситель и благословляющий его Иоанн Креститель (Предтеча). Над Христом в сегменте неба изображен голубь, а во многих древнерусских изводах – Бог Саваоф.
Сретение. На сороковой день по Рождеству благочестивые родители принесли Младенца в храм. Там его встретил старец Симеон, имеющий предсказание, что он покинет мир, как только увидит Спасителя, и праведная Анна Пророчица. В этом и смысл композиции. Как правило, фигуры изображаются на фоне ступенек в храм. Этот элемент в иконописи имеет глубокое символическое значение.
Благовещение. Этот день считается Церковью днем всеобщего спасения. Через Деву Марию Бог воплотился и стал человеком. Иконография прославляет момент сообщения Пречистой Деве Благой Вести Архангелом Гавриилом. Она достаточно разнообразна. Момент встречи происходит у колодца, или в доме Иосифа за пряжей (главный извод), или просто на золотом фоне.
Вознесение. На сороковой день по Воскресению Господь вознесся на Небо. Христос изображен в торжестве, каким и придет судить мир. Это иконография Пантократора (Господа Вседержителя). В нижней части композиции изображены апостолы, наблюдающие это событие и, неизменно, Пресвятая Богородица.
Святая Троица вышитая бисером и камнями
Троица или Пятидесятница. Об иконографии Троицы пишутся целые научные труды. Изобразить Бога невозможно, потому что Его не видел никто. Согласно канонам, допустимы лишь символические изображения. Праздничные иконы Пятидесятницы языком иконописи передают историю сошествия Святого Духа на собравшихся в иерусалимской горнице апостолов.
Преображение. Господь на Фаворе явил апостолам через преображение свою Божественную природу. Главные лица композиции – преобразившийся Христос, Моисей и Илия. Моисей держит в руках книгу или скрижали Завета. Иконография может быть дополнена изображением апостолов, которые пришли на Фавор вместе со Спасителем.
Крестовоздвижение. Даже человек слабо знающий церковную историю, легко определит, какое событие прославляется этим образом. В центре композиции – Крест на возвышении. Его поддерживают несколько священнослужителей. Остальные части изображения в разных изводах могут отличаться.
Успение Пресвятой Богородицы. На иконе изображены скорбящие апостолы вокруг тела Богородицы. В верхней части образа – Христос с душой Пречистой Матери.
Рождество Пресвятой Богородицы. Иконография прославляет рождение Матери Господа. В ряду образов двунадесятых праздников стиль и строй этой иконы наиболее земной. Анна сидит или полулежит на ложе. Ей прислуживают женщины. Повивальная бабка вместе со служанками омывают в купели Богоотроковицу и подносят Ее матери. На некоторых изводах Мария изображена спящей в колыбельке.
Введение во храм Пресвятой Богородицы. Введенские праздничные иконы центром композиции имеют фигуру хрупкой маленькой девочки, будущей Богородицы, которую родители, согласно обету, привели во Храм. К Ней склонился первосвященник. По преданию, им был Захария – отец Предтечи.
Иконы великих Православных праздников
Кроме двунадесятых есть еще и великие праздники – Обрезание Господне, Покров Богородицы, Рождество Иоанна Крестителя, день памяти Первоверховных Апостолов, Усеконовение Главы Предтечи.
Икона Покрова Пресвятой Богородицы вышитая бисером
Покров. Композиция образа Покрова основывается на событии, когда Богородица простерла над молящимися во Влахернской церкви свой омофор, как символ заступничества и Ее особой милости. Богородица с омофором – главный элемент композиции, отличающий праздничные иконы Покрова от других Богородичных образов.
Обрезание. В композиции образа Обрезания главные фигуры – Богородица и Иосиф Обручник, принесшие в храм для совершения обрезания своего восьмидневного ребенка. Перед ними коленопреклоненный слуга с блюдом для жертвоприношений, в стороне – группа священников в торжественных облачениях.
Рождество Иоанна Крестителя. На образах Рождества Иоанна Крестителя, самого почитаемого после Богородицы святого, изображена лежащая на ложах праведная Елизавета, младенец на кроватке рядом с ней и нарекающий сына именем Праведный Захария.
Усекновение главы Иоанна Крестителя. Главный элемент композиции Усеконовения Главы Иоанна Предтечи – Честная Глава Крестителя на блюде, как и была она преподнесена беснующейся Иродиаде.
Малые праздники связаны с памятью святых. Они отмечаются в церкви каждый день и их иконой является образ того или иного святого.
Иконы, творящие чудо
На протяжении сотен лет известны факты исцеления от прикосновения к иконам. Люди исцеляются от разных болезней, фобий и многого другого, что есть в человеке. Почему та или иная святыня начинает исцелять, а другие — нет, неизвестно.
Но факт вещь упрямая и доказательство исцелений есть. Многие паломники стремятся попасть туда, где сейчас находится исцеляющая икона. С верой и надеждой несут они свои проблемы к ней. Возле таких образов молятся не только за себя, но и за своих детей.
Есть люди, которые кардинально не верят в такие случаи или не хотят верить. Есть и такие, которые получили свое исцеление от мучавших их проблем. И каждый раз, когда скептик и верующий встречаются и начинают разговаривать о вере — начинается бурный спор, ведь один видел исцеление, а второй и верить в это не хочет.
С помощью икон проводят экзорцизм и изгоняют бесов, которые мучают человека. Подносят образ к бесноватому и читают молитву. Человек начинает кричать или разговаривать на языке, который он не мог знать.
Иногда бесноватый кидается на священника и его с трудом могут удержать несколько человек, специально находящихся в помещении, именно для этой цели. И такое может продолжаться по несколько часов.
Бывает такое, что одним молящимся возле чудотворной иконы приходит исцеление, другим — нет, у третьих было исцеление, но болезнь вернулась. Возможно, причина возвращения болезни состояла в духовной нищете человека и нежеланием покаяться и изменить жизнь.
Сколько примеров, когда человек получал от Бога свое чудо и начинал опять пить, курить или баловаться наркотой и зарабатывал себе болезнь, от которой он избавился. Поэтому лучше посоветоваться со священником и делать так, как он говорит.
Неканонические иконы не признаются церковью и запрещены для всякого совершения молитвы. Их признают вредными — для духовного понимания мирянами, основных постулатов духовных законов. То есть от неканонической иконы пользы никакой не будет.
Так как же отличить каноническую, от неканонической иконы.
На неканонической иконе могут присутствовать хоть намек на эротизм, могут подменять Иисуса ангелом или сделать образ с множеством деталей которые относятся к земному. На некоторых иконах можно встретить святых которые не смотрят на Иисуса.
И таких всевозможных дорисовок, перерисовок и собственных фантазий может быть множество. Такого нарушения церковь не признает.
Каноническую икону пишут специально обученные иконописи люди, которые много времени проводят в постах и молитве перед написанием иконы. Поэтому она получается такой, какой вы видите ее в церкви. А когда возле неё начинают происходить чудеса, ее называют чудотворной и она признается особо чтимой.
Избранность иконы можно проверить, если с ней происходит чудесное самообновление, может исходить от образа свет, мироточение и слезотечение и тому подобные чудеса. Избранные образы не раз исцеляли больных и спасали от несчастий, катастроф, стихийных бедствий, которых в нашем мире немалое количество.
Образа ставят на восточной стороне дома. Она специально выделяется только для этого и обрамляется освященным полотенцем или полотенцем с вышивкой . Также нельзя, чтобы образа святых стояли выше образа Господа, Святой Троицы и Божьей Матери.