Соответствует ли христианской концепции изображение в художественных фильмах, как святых, так и самого Иисуса Христа? Кинематограф изображал Спасителя свыше 300 раз, а Деву Марию – более 150. Некоторые фильмы, к примеру, «Евангелие от Матфея» от Пьера Пазолини, становились ярчайшим событием, другие же были более похожи на дешевый лубок.
Как известно, Православная Церковь не одобряет кинематографическое изображение Иисуса Христа. Православие не стремиться знать, как «было на самом деле», ведь и сами евангелисты не стремились к точной хронологии жизни нашего Спасителя. Например, внешности Иисуса или бытовым подробностям его жизни внимания почти не уделено. Традиция русской иконописи также избегает наглядной иллюстративности и ссылок к бытовым подробностям. Православие больше склоняется к версии, что кинематографическое изображение Иисуса Христа может препятствовать духовному развитию христиан и подвергать их веру сомнению.
Нельзя не признать, что любой западный фильм об Иисусе Христе так или иначе актуализирует евангельский сюжет в сознании зрителя, даже если фильм снимают режиссеры, манифестирующие себя как атеисты или антиклерикалы.
Как пример этого тезиса можно привести и «Последнее искушение Христа» от Мартина Скорсезе или «Млечный путь» Луиса Бунюэля с Бернаром Верли, сыгравшего совершенно непатетического Иисуса Христа, который стремится не к спасению человечества, а к тихой семейной жизни.
Какая же жаркая дискуссия развернулась после дебютного показа в России «Последнего искушения Христа», как много кричали о том, что следует просто запретить к показу этот фильм! И все почему? Потому что в фильме показан сомневающийся Иисус. Возможно, даже слишком сомневающийся.
И, наверное, в этом-то и корень проблемы, что жизнь Христа показана с точки зрения западной культуры, для которой физическая жизнь человека более важна, чем его жизнь духовная. Что не свойственно нашей культуре.
Так, может быть, стоит создать нашему кинематографу наш ответ, наше видение жизни Иисуса Христа в духе православной культуры?