Исаак Ньютон


Есть в истории науки имена и творения, кото­рые не только составили эпоху в развитии знаний и техники, но и сохранили на века свое непреходя­щее значение. К ним по праву принадлежит имя Исаака Ньютона — величайшего английского физи­ка, математика, астронома. Гений Ньютона раскрыл мно­гие тайны природы, осветил человечеству новые горизонты мироздания.

В бессмертном труде «Математические начала натуральной философии», увидевшем свет в 1687 году, Ньютон сформулировал три закона движения, составивших основу классической механики и физи­ки, изложил свою теорию всемирного тяготения, связавшую в единую семью бег небесных светил — Солнца, планет, комет. Ньютон создал новую, меха­ническую систему мира. В этом его великий науч­ный подвиг.

Огромен его вклад и в оптику, математику: он выдвинул гипотезу о свете как потоке особых час­тиц, открыл в разнообразной гамме цветов простые, монохроматические лучи, создал, наряду с Лейбни­цем, метод дифференциального и интегрального ис­числения.

Открытия Ньютона выдержали самую суровую проверку. Проверку временем, практикой. Прогресс естествознания, его революционные преобразования создали новые, более общие и совершенные концеп­ции, включившие в себя законы Ньютона, которые являются такой же первоосновой практической деятельности людей, как геометрия Евклида и гид­ростатика Архимеда.

Открытия Ньютона имели огромное значение. Он продол­жил и завершил дело, начатое Коперником и Гали­леем. Недаром на вопрос о том, как ему удалось сделать столь значительные открытия, Ньютон от­ветил: «Я стоял на плечах гигантов».

На протяжении сто­летий христианская церковь противопоставляла небеса бренной земле, учила, что небо подчинено лишь божественной воле, а в движении планет уча­ствуют ангелы, которые их подталкивают. В начер­танной гением Ньютона картине мира движение небесных светил подчинилось естественным зако­нам, имеющим точное математическое выражение и не требующим какого-либо вмешательства божест­венных сил. Эти законы человек мог не только знать, но и с успехом использовать в своей деятель­ности.

Главным критиком Ньютона был епис­коп Джордж Беркли. Он возмущался тем, что у Ньютона движение, пространство и время существу­ют независимо от Бога, а материя, обладая свойст­вами отталкивания и притяжения, выступает как ак­тивная сила. Не миновал Ньютон критики и со стороны философов-идеалистов.

Нападки на Ньютона не были случай­ностью. По существу своих философских взглядов он стоял на позициях стихийного материализма, признавал объективное существование материи и ее форм, объективность закономерностей природы, возможность их познания людьми. Идеи Ньютона о притяжении и отталкивании как внутренне прису­щих материи важнейших свойствах оказали боль­шое влияние на развитие материалистической мыс­ли, особенно на формирование идеи самодвижения материи.

Но материалистические воззрения Ньютона бы­ли механистическими. Он жил в эпоху расцвета механики, когда все явления в мире пытались объяс­нить с помощью механических законов, действий извне. И Ньютон, открывший законы небесной ме­ханики, движения и взаимодействия планет Солнеч­ной системы, уподобил эту систему огромному механизму.

Однако на основе только законов механики нель­зя было дать ответа на многие вопросы мироздания. Ответить, например, на такой вопрос: кто же и ког­да завел, пустил этот огромный механизм Солнеч­ной системы? И вот в роли часовщика, давшего ход небесному механизму, у Ньютона выступает Бог.

Ограниченность взглядов великого английского мыслителя отражала представления, господствовав­шие в его время среди естествоиспытателей: мир не­изменен, планеты вечно движутся в раз и навсегда установленном порядке. А причиной, которая поло­жила начало этому движению, считали божествен­ный первотолчок. В то время в естествознании еще не сформировалась идея, что мир не имел «начала», что все в нем пребывает в непрестанном развитии, изменении. Лишь к концу XVIII — началу XIX ве­ка, когда наука накопила необходимый материал, появились первые гипотезы, стремившиеся объяс­нить происхождение нашей Солнечной системы ес­тественным развитием материи и исключавшие ка­кое-либо божественное вмешательство в этот про­цесс.

Крупнейший французский математик и астроном Пьер Лаплас, живший во второй половине XVIII — начале XIX столетия, пришел к заключению, что движение планет и их спутников может быть объяс­нено без всякого божественного первотолчка. Лап­лас создал такую научную гипотезу. Первичное Солнце имело быстро вращающуюся атмосферу, ко­торая простиралась за пределы нынешней планет­ной системы. В результате вращения от атмосферы отделились кольца, превратившиеся в отдельные сгустки. Сгустки приняли определенную форму и превратились в планеты.


В процессе развития естествознания, углубле­ния знаний о Вселенной создавались новые гипоте­зы о возникновении Солнечной системы. Но как бы они ни отличались друг от друга, все они исходили из идей о естественном развитии природы и исклю­чали какое бы то ни было божественное вмеша­тельство в ее законы.

Однажды выдающийся французский математик Лагранж сказал о Ньютоне: «Он самый счастливый: систему мира можно установить лишь один раз!» Развитие науки показало, что дело обстоит не сов­сем так. Хотя создаваемая естествознанием карти­на мира имеет огромное мировоззренческое значе­ние, она не создаётся раз и навсегда. Картина мира дает обобщенное представление о Вселенной, синте­зирующее значение данного этапа развития науки. Элементами картины мира являются представления о видах материи и движения, способе их связи, харак­теристики пространства, времени, универсальных за­конов, действующих во Вселенной. Все эти пред­ставления связываются воедино общими теоретико­методологическими принципами.

Накопление естествознанием новых фундамен­тальных данных ведет к появлению новой картины мира, которая включает в себя положительные за­воевания прежней. История естествознания знает три картины мира: механическую, электродинами­ческую и квантово-релятивистскую. Первая, как мы уже видели, связана с именем Ньютона. Ей присуще представление о материи в виде частиц, перемещаю­щихся в пустоте, об оторванности пространства и времени от материи и друг от друга.

Электродинамическая картина мира оформилась во второй половине XIX века и связана в значитель­ной мере с открытием Максвеллом законов электро­динамики. Электродинамическая картина мира была обогащена представлением об электромагнитном по­ле как форме существования материи, о перемеще­ниях заряженных частиц в поле, о распространении электромагнитных волн и т. п.

Квантово-релятивистская картина мира начала складываться в первой четверти XX века. В ее осно­ву легли теория относительности, квантовая механи­ка, ядерная физика и другие науки, возникшие в ходе начавшейся в физике революции. Новая карти­на мира обогатилась представлениями о многообра­зии видов материи, имеющих одновременно и кор­пускулярные свойства, и свойства поля, о связи про­странства и времени с материальными процессами и т. д.

Большую роль в формировании этой картины мира сыграла созданная великим преобразователем естествознания Альбертом Эйнштейном теория отно­сительности.

Созданная естествознанием новая картина мира преодолела непоследовательность картины мира Ньютона. Ведь его учение об абсолютно пустом про­странстве, в котором по законам механики движутся материальные тела, вело к представлению о Боге как первоисточнике движения.

В обществе Нью­тон занимал весьма высокое социальное положение. Он был назначен в 1696 году хранителем, а в 1699 го­ду директором королевского монетного двора. С 1703 года Ньютон — президент Королевского обще­ства (британской Академии наук). Королева Анна даровала всемирно признанному ученому дворянство, и он стал именоваться «сэром» Исааком.

Ученый вырос в семье с очень сильными религиозными традициями. Его отчим и дядя, имевшие боль­шое влияние на него в детстве, были священниками. Священником был и учитель Ньютона Исаак Бар­роу, профессор колледжа Троицы, где обучался в 1661 —1669 годах будущий первооткрыватель зако­на всемирного тяготения. Многие ученики и друзья Ньютона, кроме науки, занимались богословием.

Среди богословских изысканий великого мысли­теля наиболее известно сочинение «Замечания на книгу пророка Даниила и Апокалипсис св. Иоанна», изданное через шесть лет после смерти автора.

Его математический метод врывался в библейские повествования. Ньютон пытался перетолковать символический язык про­роков, суть которого состояла, по его мнению, в упо­доблении мира внешней природы миру отношений государств и властей. Так, он считал, что «гром» в высказываниях пророков обозначает голос толпы, «бури и движения облаков» — войну, «небо» — престолы и власти, «земля» — подвластный народ и т. п. Такой подход к Библии был не по вкусу Церкви.

Оценку богословским изысканиям Ньютона дал выдающийся французский философ Поль Гольбах. «….Великий Ньютон, — писал он, — становится просто ребенком, когда, покинув фи­зику и очевидные факты, углубляется в фантасти­ческий мир теологии».

Некоторые пытаются истолковать великое научное наследие Ньютона в религиозном духе, доказать на его примере гармонию науки и религии, но научные взгляды и рели­гиозные представления у Ньютона не образовывали подлинного согласия, единства. И не религиозные взгляды составили его славу и величие. Сейчас любой двоечник знает имя Ньютона и открытые его ге­нием законы природы. А его истолкование библей­ских пророчеств не представляет особого ин­тереса.

Величие и бессмертие Исаака Ньютона состоит в том гигантском шаге, который сделало человечест­во с помощью его научного творчества на пути по­бедного шествия разума, на пути познания мира.

Статья из журнала «Наука и религия»

Оцените статью
Добавить комментарий

  1. Виктор

    Перезвоните мне пожалуйста 8 (962) 685-78-93 Евгений.

    Ответить