Есть в истории науки имена и творения, которые не только составили эпоху в развитии знаний и техники, но и сохранили на века свое непреходящее значение. К ним по праву принадлежит имя Исаака Ньютона — величайшего английского физика, математика, астронома. Гений Ньютона раскрыл многие тайны природы, осветил человечеству новые горизонты мироздания.
В бессмертном труде «Математические начала натуральной философии», увидевшем свет в 1687 году, Ньютон сформулировал три закона движения, составивших основу классической механики и физики, изложил свою теорию всемирного тяготения, связавшую в единую семью бег небесных светил — Солнца, планет, комет. Ньютон создал новую, механическую систему мира. В этом его великий научный подвиг.
Огромен его вклад и в оптику, математику: он выдвинул гипотезу о свете как потоке особых частиц, открыл в разнообразной гамме цветов простые, монохроматические лучи, создал, наряду с Лейбницем, метод дифференциального и интегрального исчисления.
Открытия Ньютона выдержали самую суровую проверку. Проверку временем, практикой. Прогресс естествознания, его революционные преобразования создали новые, более общие и совершенные концепции, включившие в себя законы Ньютона, которые являются такой же первоосновой практической деятельности людей, как геометрия Евклида и гидростатика Архимеда.
Открытия Ньютона имели огромное значение. Он продолжил и завершил дело, начатое Коперником и Галилеем. Недаром на вопрос о том, как ему удалось сделать столь значительные открытия, Ньютон ответил: «Я стоял на плечах гигантов».
На протяжении столетий христианская церковь противопоставляла небеса бренной земле, учила, что небо подчинено лишь божественной воле, а в движении планет участвуют ангелы, которые их подталкивают. В начертанной гением Ньютона картине мира движение небесных светил подчинилось естественным законам, имеющим точное математическое выражение и не требующим какого-либо вмешательства божественных сил. Эти законы человек мог не только знать, но и с успехом использовать в своей деятельности.
Главным критиком Ньютона был епископ Джордж Беркли. Он возмущался тем, что у Ньютона движение, пространство и время существуют независимо от Бога, а материя, обладая свойствами отталкивания и притяжения, выступает как активная сила. Не миновал Ньютон критики и со стороны философов-идеалистов.
Нападки на Ньютона не были случайностью. По существу своих философских взглядов он стоял на позициях стихийного материализма, признавал объективное существование материи и ее форм, объективность закономерностей природы, возможность их познания людьми. Идеи Ньютона о притяжении и отталкивании как внутренне присущих материи важнейших свойствах оказали большое влияние на развитие материалистической мысли, особенно на формирование идеи самодвижения материи.
Но материалистические воззрения Ньютона были механистическими. Он жил в эпоху расцвета механики, когда все явления в мире пытались объяснить с помощью механических законов, действий извне. И Ньютон, открывший законы небесной механики, движения и взаимодействия планет Солнечной системы, уподобил эту систему огромному механизму.
Однако на основе только законов механики нельзя было дать ответа на многие вопросы мироздания. Ответить, например, на такой вопрос: кто же и когда завел, пустил этот огромный механизм Солнечной системы? И вот в роли часовщика, давшего ход небесному механизму, у Ньютона выступает Бог.
Ограниченность взглядов великого английского мыслителя отражала представления, господствовавшие в его время среди естествоиспытателей: мир неизменен, планеты вечно движутся в раз и навсегда установленном порядке. А причиной, которая положила начало этому движению, считали божественный первотолчок. В то время в естествознании еще не сформировалась идея, что мир не имел «начала», что все в нем пребывает в непрестанном развитии, изменении. Лишь к концу XVIII — началу XIX века, когда наука накопила необходимый материал, появились первые гипотезы, стремившиеся объяснить происхождение нашей Солнечной системы естественным развитием материи и исключавшие какое-либо божественное вмешательство в этот процесс.
Крупнейший французский математик и астроном Пьер Лаплас, живший во второй половине XVIII — начале XIX столетия, пришел к заключению, что движение планет и их спутников может быть объяснено без всякого божественного первотолчка. Лаплас создал такую научную гипотезу. Первичное Солнце имело быстро вращающуюся атмосферу, которая простиралась за пределы нынешней планетной системы. В результате вращения от атмосферы отделились кольца, превратившиеся в отдельные сгустки. Сгустки приняли определенную форму и превратились в планеты.
В процессе развития естествознания, углубления знаний о Вселенной создавались новые гипотезы о возникновении Солнечной системы. Но как бы они ни отличались друг от друга, все они исходили из идей о естественном развитии природы и исключали какое бы то ни было божественное вмешательство в ее законы.
Однажды выдающийся французский математик Лагранж сказал о Ньютоне: «Он самый счастливый: систему мира можно установить лишь один раз!» Развитие науки показало, что дело обстоит не совсем так. Хотя создаваемая естествознанием картина мира имеет огромное мировоззренческое значение, она не создаётся раз и навсегда. Картина мира дает обобщенное представление о Вселенной, синтезирующее значение данного этапа развития науки. Элементами картины мира являются представления о видах материи и движения, способе их связи, характеристики пространства, времени, универсальных законов, действующих во Вселенной. Все эти представления связываются воедино общими теоретикометодологическими принципами.
Накопление естествознанием новых фундаментальных данных ведет к появлению новой картины мира, которая включает в себя положительные завоевания прежней. История естествознания знает три картины мира: механическую, электродинамическую и квантово-релятивистскую. Первая, как мы уже видели, связана с именем Ньютона. Ей присуще представление о материи в виде частиц, перемещающихся в пустоте, об оторванности пространства и времени от материи и друг от друга.
Электродинамическая картина мира оформилась во второй половине XIX века и связана в значительной мере с открытием Максвеллом законов электродинамики. Электродинамическая картина мира была обогащена представлением об электромагнитном поле как форме существования материи, о перемещениях заряженных частиц в поле, о распространении электромагнитных волн и т. п.
Квантово-релятивистская картина мира начала складываться в первой четверти XX века. В ее основу легли теория относительности, квантовая механика, ядерная физика и другие науки, возникшие в ходе начавшейся в физике революции. Новая картина мира обогатилась представлениями о многообразии видов материи, имеющих одновременно и корпускулярные свойства, и свойства поля, о связи пространства и времени с материальными процессами и т. д.
Большую роль в формировании этой картины мира сыграла созданная великим преобразователем естествознания Альбертом Эйнштейном теория относительности.
Созданная естествознанием новая картина мира преодолела непоследовательность картины мира Ньютона. Ведь его учение об абсолютно пустом пространстве, в котором по законам механики движутся материальные тела, вело к представлению о Боге как первоисточнике движения.
В обществе Ньютон занимал весьма высокое социальное положение. Он был назначен в 1696 году хранителем, а в 1699 году директором королевского монетного двора. С 1703 года Ньютон — президент Королевского общества (британской Академии наук). Королева Анна даровала всемирно признанному ученому дворянство, и он стал именоваться «сэром» Исааком.
Ученый вырос в семье с очень сильными религиозными традициями. Его отчим и дядя, имевшие большое влияние на него в детстве, были священниками. Священником был и учитель Ньютона Исаак Барроу, профессор колледжа Троицы, где обучался в 1661 —1669 годах будущий первооткрыватель закона всемирного тяготения. Многие ученики и друзья Ньютона, кроме науки, занимались богословием.
Среди богословских изысканий великого мыслителя наиболее известно сочинение «Замечания на книгу пророка Даниила и Апокалипсис св. Иоанна», изданное через шесть лет после смерти автора.
Его математический метод врывался в библейские повествования. Ньютон пытался перетолковать символический язык пророков, суть которого состояла, по его мнению, в уподоблении мира внешней природы миру отношений государств и властей. Так, он считал, что «гром» в высказываниях пророков обозначает голос толпы, «бури и движения облаков» — войну, «небо» — престолы и власти, «земля» — подвластный народ и т. п. Такой подход к Библии был не по вкусу Церкви.
Оценку богословским изысканиям Ньютона дал выдающийся французский философ Поль Гольбах. «….Великий Ньютон, — писал он, — становится просто ребенком, когда, покинув физику и очевидные факты, углубляется в фантастический мир теологии».
Некоторые пытаются истолковать великое научное наследие Ньютона в религиозном духе, доказать на его примере гармонию науки и религии, но научные взгляды и религиозные представления у Ньютона не образовывали подлинного согласия, единства. И не религиозные взгляды составили его славу и величие. Сейчас любой двоечник знает имя Ньютона и открытые его гением законы природы. А его истолкование библейских пророчеств не представляет особого интереса.
Величие и бессмертие Исаака Ньютона состоит в том гигантском шаге, который сделало человечество с помощью его научного творчества на пути победного шествия разума, на пути познания мира.
Статья из журнала «Наука и религия»
Перезвоните мне пожалуйста 8 (962) 685-78-93 Евгений.