В большинстве случаев конфуцианство характеризуют как этико-правовую доктрину. В то же время, в Древнем Китае учение заняло и определенную религиозную нишу. Известно, что конфуцианство формируется в 6-5 вв. до н.э. Основоположником этого учения является Кунцзы (Учитель Кун, а в латинской транскрипции Конфуций, 551-479 гг. до н.э.). Конфуций был проповедником-странником, который был обожествлен. Учение Конфуция в начале нашей эры становится государственным культом (59-1928 г. н.э.).
Согласно преданию, Конфуцию вел лишь устные проповеди, которые были после его смерти записаны его учениками и собраны в книгу «Суждения и беседы» («Лунь Юй»). Книга даже в 20 веке преподавалась в школе и составляла основу начального обучения. Зачастую учение Конфуция называют религиозно-нравственной доктриной, а не религией, так как в нем в первую очередь затрагиваются проблемы нравственности и управления, так как Конфуций стремился осветить взаимоотношения человека и общества.
В то же время в учении Конфуция отражены традиционные древние верования о силе Неба как верховного божества, его сознательной воле и в связи с этим священном характере власти, сохранив представление об императоре как Сыне Неба. Воля неба такова, что государь должен осуществлять «гуманное правление», т.е. беспрекословно следовать традиции.
Общественная структура, согласно Конфуцию, неизменна и вечна, а место отдельного человека в ней строго определено. Так, Конфуций вводит представление о «Благородном муже» — центральное понятие конфуцианства. «Благородный муж» — это человек, способный к нравственному усовершенствованию (обязательно образованный аристократ). «Низкий люд», напротив, аморален по природе и ему предначертано заниматься физическим трудом, обслуживать.
Основная мысль Конфуция, в таком случае, заключается в том, что правитель должен быть правителем, отец — отцом, сын — сыном. Конфуцианство открывает для Востока общественное неравенство как необходимую иерархию и стоит на страже монархии, обосновав право потомственных знатных родов на политическое господство. Традиция, ставшая священной основой конфуцианства предписывает «сыновнее благочестие» (категория сяо) — почитание и уважение старших, особенно отца.
Учение конфуцианства обширно и затрагивает множество вопросов, как нравственных, правовых, религиозных, так и повседневных. Конфуцию и его ученикам удалось свести воедино представления древних китайцев и вывести нормы поведения праведника в обществе, что не исключало, а, напротив, лишь утверждало религиозный культ.
cрочный нотариальный перевод документов заказать в бюро переводов Хамелео
И в заключении несколько ссылок на статьи о других необычных для нас религиях:
Буддизм. Будда. Учение буддизма
Магия вуду
Что такое растафарианство