Религия бахаи — явление новое и молодое по сравнению с самыми крупными и распространенными мировыми религиями на Земле, прошедшими длинный путь становления и развития. Бахаизм зародился в 19 веке и не привязан к верованию какого-то народа. Последователи считают свою веру отдельной, самостоятельной религией, а не сектой или ответвлением. Общее число верующих сравнительно небольшое и насчитывает всего несколько миллионов.
Религия бахаи в России тоже есть, более того, она появилась здесь еще до событий революции. Считается, что ее корни уходят в Персию, откуда она распространилась в Индию и Российскую империю. Религия бахаи изначально считалась мусульманами исламской сектой, поскольку на ее возникновение и постулаты серьезно повлияла шиитская ветвь ислама. Сегодня даже в мусульманском мире новое вероучение признали самостоятельной религией.
Религия бахаи: откуда все началось
19 век был временем, когда приверженцы христианства и ислама верили в скорое пришествие нового Пророка, и последние были заняты поиском новоявленного Мессии. Один из ищущих, мулла Хусейн, в 1844 году случайно повстречал в Ширазе необычного юношу, который верил в то, что он — новый Пророк. Его звали Сайид Аль Мухаммед, 25 лет, он был невысоким, красивым и набожным. Все свое время он проводил в размышлениях о Коране и Боге. Он сочинял стихи и утверждал, что они — божественное откровение Аллаха, дарованное ему. Себя же юноша именовал «баби», то есть «указывающий врата к Богу».
В этом же году Пророк пошел еще дальше. Держась за кольцо двери Каабы, он перед толпой провозгласил себя Мессией. Сказать такое в столь священном месте было настоящим святотатством. Несмотря на то что у юноши были последователи, его посчитали возмутителем спокойствия, подрывающим устои ислама, и приговорили к тюремному заключению. Вскоре Сайид был переведен в крепость Маку.
По замыслу властей, курдская община, проживающая здесь, должна была принять в штыки слова юноши. На деле оказалось совсем не так, курды глубоко прониклись его идеями. Перевод в более отдаленный район не помог — проповеди Баба настолько захватили умы людей, что даже комендант-курд не устоял перед ними. Для того чтобы пресечь распространение учения, пророка предали суду. Приговор предусматривал телесное наказание. Реакция на эти события последовала незамедлительно. Бабиды организовали восстание, объявив начало эры заката ислама. Проблему надо было решить, и власти приговорили Баба к казни. Но это было только началом. Религия Бахаи, источник которой — сочинения Баба, развилась в самостоятельное течение благодаря другому человеку.
Бахаулла
Именно он продолжал дело Баба. Он был из обеспеченной, знатной семьи, но после того, как уверовал в новое учение, бросил все свое состояние. Занимаясь распространением идей Сайида, он попал в тюрьму, где получил откровение от Бога. После этого Бахаулла провозгласил себя человеком, о приходе которого говорил Баб. Впоследствии благодаря ему возникла религия бахаи. Но до этих событий было еще далеко. Как и предшественника, его сослали в местность с очень плохим климатом, а затем в тюрьму, куда заточали самых опасных преступников. Но Бахаулла выжил.
Более того, он успел написать «Наисвятейшую книгу», ставшую основой вероучения бахаи. Его проповеди были услышаны и здесь, и под их влияние попал даже глава местного духовенства. К месту ссылки начали стекаться паломники. Позже Бахаулла стал жить в личном особняке, название которого в переводе значило «радость». Умер он тут же, подхватив лихорадку.
Основы бахаизма
Бахаи (религия) кратко может быть представлена несколькими простыми постулатами. составляющими ее суть. Во-первых, за аксиому принимается утверждение, что
существует только один Бог, который создал все вокруг. Во-вторых, считается, что Бог ничем не выделял этносы и народы, создавая их. То есть все люди равны и имеют одинаковые права вне зависимости от расы, народности и цвета кожи. В-третьих, все религии есть одно целое. Последователи бахаи уверены, что источник всех религий один, и это Бог. Отличие обусловлено тем, что религии развивались в разных условиях в различные эпохи. Именно это стало причиной изменения и трансформации изначальной единой идеи.
Бахаи (религия) кратко говорит о том, что люди равны независимо не только от этноса, но и от пола. То есть равенство мужчины и женщины признается как само собой разумеющееся. Коренное отличие бахаизма от других религий — наличие конкретной программы, шагов, которые необходимо сделать для достижения нового мирового порядка. Например, один из таких шагов — уничтожение необразованности как явления. В мировом масштабе это сделать сложно, но в рамках общины предписано отдавать в школы всех детей. Если у семьи недостаточно для этого денег, а община по каким-то причинам не может оказать финансовую поддержку и выделить деньги на образование всех детей, то выбор должен быть сделан в пользу девочек. Такой подход считается самым рациональным, так как девочка в будущем станет матерью, а именно мать — первый наставник для ребенка.
То есть так проявляется забота о последующих поколениях. К тому же это компенсация за угнетение, которому подвергались женщины в прошлом.
Особенности жизни
Мировая религия бахаи имеет свой календарь. Год в нем разделен на 19 месяцев по 19 дней в каждом из них. Символ веры — девятиконечная звезда. В месте проживания общины действует орган, называющийся Домом справедливости. Из общины ежегодно избираются три человека для ведения дел и управления жизнью последователей культа. Бахаиты негативно относятся к употреблению алкоголя и пагубным привычкам.Важное место в их системе ценностей занимает институт семьи, а брак как союз мужчины и женщины свято почитается.
Религия бахаи: вероучение, культ и организация
В отличие от других религий, культовая часть в бахаи минимальная. Любое действие, совершенное с мыслями о служении Богу, может рассматриваться как богослужение. Обязательным считается чтение всего трех молитв. На общих собраниях, которые проводятся в последний день месяца, приверженцы религии читают тексты Священных писаний бахаи, а также тексты других мировых религий. Пост в течение года всего один и соблюдается со 2 по 20 марта включительно. От него освобождаются дети, старики, беременные и кормящие женщины, а также путешественники. Чтобы примкнуть к религии, человек, достигший 15 лет, должен сообщить о своем желании на духовном собрании. Процесс выхода из общины происходит так же.
Дома поклонения
Так называются храмы последователей бахаи. Они имеют один центральный купол как символ Единого Бога и девять арочных входов. Они символ единства и разнообразия людской мысли в мире.
Дома поклонения включают не только место для молитв и собраний, но и различные вспомогательные институты. Они носят просветительский, образовательный и административный характер.
Духовенство
Религия бахаи не признает института духовенства как такового. Все решения принимаются на ежегодных духовных собраниях, а решения выносятся в процессе тайного голосования всех взрослых членов отдельной общины. Духовенство как институт бахаизму не нужен, поскольку для них любое действие, совершенное с любовью к Богу и в контексте служения Ему, — уже культовая практика, не требующая посредников.
Лев Толстой о религии бахаи
Во времена писателя уже была известна религия бахаи в России. Толстой и бахаи, если можно так выразиться, прекрасно знали друг о друге. Писатель, захваченный новой идеей, ведет переписку с последователями религии по всему миру. Бахаизм распространялся очень быстро, подхваченный интеллигенцией разных стран. Толстой положительно отзывался о бабизме и считал, что он имеет большое будущее в мусульманском мире как нравственное учение о жизни.
Габриэль Саси написал три письма. Излагал постулаты новой религии, ее значение и тяжелое положение последователей. В ответ Толстой высказался в защиту бахаи в письме, которое должно было быть опубликовано в странах арабского мира.
Бахаи России
Религия бахаи в Москве также имеет последователей, несмотря на то что представители православного духовенства считают религию мусульманской сектой. Их число не так многочисленно, как в арабских странах. Несмотря на это, община ведет просветительскую деятельность и следует постулатам веры. Религия бахаи в Воронеже только начинает развиваться благодаря деятельности последователей религии. Они проводят занятия по духовному воспитанию бахаи не только у себя в городе, но и в Москве. Большинство общин не зарегестрированы. Примерное количество последователей в основных городах России не достигает и 100 человек. Религия бахаи в Воронеже проповедуется Марией Скребцовой и Алесей Лопатиной.