В наши дни, в западном обществе в корне поменялись представления о «нормальной» сексуальности, и однополая любовь признается и даже пропагандируется как здоровая и естественная. В противовес этому, отношение православия к гомосексуализму остается однозначно осуждающим. Большая часть католической церкви и часть протестантских церквей также расценивает его как грех.
Почему гомосексуализм является грехом
И во времена Ветхого Завета, и во все века христианства однополые отношения считались противоестественным развратом, «греховным повреждением человеческой природы», как сказано в социальной концепции РПЦ.
Важно! В христианском понимании, для человека есть только один правильный, чистый, не противоречащий воле Божией способ реализовать свою сексуальность — найти себе супруга противоположного пола, одного на всю жизнь, и создать с ним семью.
В Библии есть несколько мест, где гомосексуализм осуждается прямым текстом. Например, в ветхозаветной книге Левит: «Не ложись с мужчиною, как с женщиною: это мерзость»( Лев. 18, 22).
Гомосексуализм осуждает и апостол Павел: «…ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют»(1 Кор. 6, 9-10).
Наконец, есть слова самого Христа, которые, хоть сказаны и по другому поводу, ясно дают понять каковы нормальные, дозволенные Богом отношения: «В начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью» (от Марка 6-8).
Отношение церкви к гомосексуализму
В наше время, на волне пропаганды однополой любви выдвигаются гипотезы, согласно которым, гомосексуализм — врожденная, физиологически обусловленная особенность человека. Правда это или нет, до конца не доказано, но для нравственной оценки явления, вопрос не так уж важен, У любого человека имеется предрасположенность к определенным видам грехов, с которыми ему и придется вести борьбу. Кто-то, например, по характеру склонен к лени, а кто-то к агрессии.
Природа человека, в целом, после грехопадения Адама и Евы исказилась. Даже если и такой серьезный порок, как противоестественный разврат имеет врожденные предпосылки, это не делает его «нормальным» и «естественным».
По мнению некоторых психологов, природная склонность может быть и к садизму, но изувером человек станет, только если позволит себе это.
Может ли гомосексуалист быть православным
Разумеется, однополые отношения не совместимы ни с христианской нравственностью, ни с церковной жизнью. Но следует понимать, что грехом являются именно отношения, а не наклонности.
Если человек, помимо своей воли, испытывает неестественные влечения, но не поддается им, не желая совершить грех, это будет ему только в заслугу. Для всех людей путь в Царство Небесное лежит через борьбу со страстями.
Что священники советуют гомосексуалистам
Конечно же, прийти в церковь и исповедоваться. Все подобные связи нужно разорвать и обратиться к Богу с покаянием. Молитва, участие в церковных таинствах духовно укрепляют человека, дают ему силы измениться, побороть страсти и грехи. По мнению многих священников, избавиться от этих наклонностей также помогут чистые, братские отношения с людьми, милосердие и добрые дела.
Как церковь относится к гомосексуализму
В противовес греховным страстям нужно поставить христианскую любовь. Разрыв гомосексуальных отношений — обязательное условие для тех, кто хочет стать прихожанином церкви. Также, например, не допустят к причастию того, кто имеет любовницу, пока связь не будет разорвана.
Такие грехи слишком серьезные, слишком оскверняют душу, чтобы совмещать с ними Святые Таинства. Тут нужно твердое решение измениться навсегда, и необходимо изо всех сил постараться его выполнить.
Что делать с предвзятым отношением в церкви
К сожаленью, не всегда священники воспринимают людей с подобными грехами по-пасторски мудро. Известны случаи, когда человек, желающий освободится от своего порока, приходил в церковь с надеждой найти там помощь и поддержку, а встречал только агрессию и осуждение.
Это тем более печально, что людям исповедоваться в таких грехах обычно стоит очень больших усилий и преодоления стыда. А духовная борьба с такими искушениями очень тяжела и требует сугубой церковной поддержки.
Совет! Тем, кто столкнулся с подобной ситуацией, следует не отчаиваться, а постараться найти нормального священника.
В интернете существует специальный сайт «Преодоление-Х» http://www.overcoming-x.ru/, который создали люди, некогда бывшие гомосексуалистами, но сумевшие избавиться от этого греха. Там можно найти ответы на самые разные вопросы, в том числе и «Как найти хорошего духовника?», пообщаться и посоветоваться. На форуме есть два священника, которым можно задавать вопросы.
Что церковь говорит о правах секс-меньшинств
В «Основах социальной концепции РПЦ» есть речь и об этом. По мнению РПЦ, конституционные права открытых гомосексуалистов должны соблюдаться (право на уважение человеческого достоинства, общественную деятельность и др.).
Библия, Священное Писание
Но к работе с детьми и молодежью, к постам начальников в армии и тюрьме те, кто занимаются пропагандой гомосексуализма допускаться не должны (см. ОСК РПЦ 12.9).
Правы ли те, кто ненавидит гомосексуалистов
В последнее время появились некоторые внутриправославные группировки, лозунги которых весьма радикальны: «Голубые не люди!», «Педерастов нужно казнить!».
Важно! Это грубое извращение христианства. Во-первых, церковь не отождествляет человека и его грехи. Ненавидеть можно только грех, а не того, кто его совершает. Ненависть к людям — преступление против заповедей Христа.
Во-вторых, приверженцам подобного мнения, стоит узнать, что есть еще один очень распространенный грех, который считается не менее тяжелым, чем гомосексуализм — супружеские измены. Об этом писали двое святых — Григорий Нисский и византийский патриарх Иоанн Постник.
Однополый разврат и прелюбодеяние они расценивали одинаково и назначали за эти грехи равный срок покаянной епитимии (см. «Об исповеди» св. патр. Иоанна и «Четвертое правило» св. Григория Нисского). Может быть тем, кто считает, что «геи — не люди», стоит заглянуть в свою собственную совесть? А вдруг окажешься ничем не лучше?
Что богословы пишут о гомосексуальности
В творениях отцов церкви этот грех осуждается, но не анализируется. Попытки осмыслить подобное явление предпринимались только в XX веке двумя православными богословами — Антонием Сурожским и Александром Шмеманом.
Митрополит Антоний считал, что к гомосексуализму не может быть никаких природных наклонностей. По его мнению, это психологическое расстройство, которое развивается, обычно, в нездоровой, калечащей детскую душу атмосфере семьи. Владыка подчеркивал, что человек «осуждается не за влечение, а за действие». Грех будет, только если он позволит своим наклонностям реализоваться.
Отец Александр полагал, что подобные пороки порождены общей неправильностью, извращенностью человеческой природы, отношений между людьми и всего падшего мира, что, согласно христианскому учению, стало следствием отступления от Бога первых людей. Протоиерей считал, что гомосексуальность всегда сопровождается эгоцентризмом, повышенным вниманием к себе. Отсюда неспособность любить другого, непохожего на тебя.
Подытоживая, можно сказать:
- Православная Церковь строго осуждает однополые отношения.
- Борьба с противоестественными страстями, такая же духовная борьба, как с любым другим грехом. Каждому Бог посылает свои искушения. И, с помощью Божией, участвуя в Святых Таинствах, их можно и нужно преодолевать.
Протоиерей Андрей Ткачёв о гомосексуализме