Имелись в виду прежде всего регулярные паломничества верующих к закрытым монастырям и храмам, в которых когда-то находились чтимые святыни. Так, на рубеже 1940—1950-х гг. к колодцу на территории закрытой Курской-Коренной пустыни ежегодно совершались многотысячные стихийные паломничества, приуроченные — как это было и до революции — к 9-й пятнице после Пасхи. В 1948 г. паломников было свыше 15 тыс. человек.
Верующие стремились не только совершить паломничество к веками намоленному св. месту, но и к встрече с духовным наставником.
Православным людям хорошо были известны имена многих подвижников, и в их числе — преподобные Кукша (Величко), Севастиан (Фомин).
Старец Севастиан (Фомин), один из последних насельников Оптиной пустыни, находившийся под духовным окормлением преп. Нектария Оптинского, принял священство в 1927 г. от епископа Калужского. Семь лет провел батюшка на высылке в Казахстане, выполнял самые тяжелые работы на лесоповале. И в ссылке он предавался молитве, и в ссылке соблюдал церковный канон. «В заключении я был, — вспоминал батюшка, —а посты не нарушал. Если дадут какую-нибудь баланду с мясом, я это не ел, менял на лишнюю пайку хлеба». После освобождения о. Севастиан остался всё там же, под Карагандой, в с. Большая Михайловка, духовно окормлял всех искавших его молитв и пастырских трудов: батюшка совершал требы, назидал — радел о спасении каждого. Со временем вокруг батюшки образовалась целая женская монашеская община. «Батюшка насадил здесь виноград, который потом и слезами вырастил», — говорил архиепископ Петропавловский и Кустанайский Иосиф (Чернов) о большемихайловских монахинях и их духовнике. Общими усилиями старца и его духовных чад в селе удалось построить церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Нетрудно понять, чего стоило это в то время. 22 декабря 1957 г. указом владыки Иосифа о. Севастиан был возведен в сан архимандрита и награжден патриаршей грамотой «За усердное служение Церкви». Скончался о. Севастиан 19 апреля 1966 г., на Радоницу. В 1997 г. он был прославлен как местночтимый святой Алма-Атинской епархии, а в 2000 г., на Юбилейном Архиерейском соборе Русской Православной Церкви, канонизирован в лике новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания.
Всего в СССР в 1950—1960-х гг. существовало несколько десятков центров паломничеств, которые посещали жители более чем двух соседних областей, и сотни св. мест местного (областного или районного) значения. Подавляющее их большинство в прошлом — монастыри или почитаемые храмы.
Сроки для выполнения нового постановления ставились жесткие, через полгода местные партийные организации должны были отчитаться о проделанной работе. В результате, чтобы прекратить доступ верующих к 700 учтенным властями по СССР св. местам, применялись любые методы. Территория вокруг источника в Коренной пустыни под Курском была огорожена, выставлена милицейская охрана, планировалось изменение русла реки. В Ульяновской обл. к св. месту у пос. Сурское паломничество нескольких тысяч человек пресечь не удалось, но в наказание арестовали и привлекли к судебной ответственности четырех организаторов. На Украине несколько почитаемых источников засыпали и, видимо, вспомнив о кампании 1920-х гг., выпустили кинофильм «Правда о мощах». Намеренно оскорбляя чувства верующих, на месте св. источника в с. Вязовое Тамбовской обл. устроили летний лагерь для свиней.
Опять стали закрывать храмы. В 1958 г. была снята с регистрации 91 церковная община. И здесь порой происходили нарушения всяких норм законности. Так, в Приморском крае Сучанский горисполком пытался насильственным путем, с арестом священника, закрыть кладбищенскую церковь, чем вызвал открытую вспышку недовольства населения. Антирелигиозная волна нарастала: Ростовский облисполком потребовал запретить колокольный звон в городских церквах, у архиереев снимали телефоны, храмы отключали от водопроводной сети, запрещали проводить в них текущий ремонт и т. д.
Православие. ru