Анафема – это отлучение христианина от святых таинств и от контактов с верными. Применялась как наказание за особо тяжкие прегрешения перед Церковью.
Термин
Происходит от греческого слова αναθεμα, обозначающего нечто, посвященное Богу, приношение в храм, дар. В греческом переводе Библии было использовано, чтобы передать древнееврейский термин (herem) – что-то проклятое, людьми отверженное и обреченное на уничтожение. Именно под влиянием древнееврейского языка значение слова «анафема» приобрело отрицательный смысл и стало трактоваться как то, что людьми отвержено, обречено на уничтожение и поэтому проклято.
Сущность
Вопрос о необходимости анафемы и ее допустимости — одна из наиболее сложных церковных проблем. За всю историю Церкви как применение, так и неприменение этого наказания диктовалось чередой конкретных обстоятельств, главным из которых была степень опасности, которую представлял грешник для церковного сообщества.
В средние века и на Востоке, и на Западе утвердилось мнение, введенное блаженным Августином, что Крещение не дает полностью исключить человека из Церкви, и потому даже анафема не может закрыть окончательно путь для спасения души. И все равно подобное наказание в эпоху раннего Средневековья на Западе рассматривалось как «предание на вечную погибель». Правда, применялось оно лишь за смертные грехи и только тогда, когда наблюдалось абсолютное упорство в заблуждениях, и не было тяги к исправлению.
Православие говорило, что анафема – это соборно провозглашенное отлучение человека (или группы), действия и мысли которого несли угрозу единству Церкви и чистоте вероучения. Этот акт изоляции нес воспитательную, врачующую функцию в отношении анафематствованного и предупредительную в отношении верующего сообщества. Применялась такая кара только после множества тщетных попыток вызвать у грешника покаяние и давала надежду на будущее раскаяние и, как следствие, возвращение человека в лоно Церкви в будущем, а значит, и на его спасение.
Католичество по-прежнему считает, что придать анафеме — значит проклясть и лишить всяких надежд на спасение. Потому различается отношение к анафематствованию покинувших этот мир. Анафема – это проклятие, считает католичество, – наказание для мертвых. А православие смотрит на нее как на свидетельство отлучения человека от Церкви, а значит, человек может быть ей подвергнут в любой момент.
Провозглашение анафемы
Деяние, за которое могла постигнуть эта кара, должно было носить характер крупного дисциплинарного либо догматического преступления, потому персональной Анафеме подвергались раскольники, лжеучителя, ересиархи. Вследствие тяжести этого вида наказания прибегали к нему в крайне редких случаях, когда ни одно из более мягких средств на грешников своего влияния не оказывало.
Произносилась анафема изначально «имярек да будет анафема», что означало буквально «да будет отлученным». С течением времени формулировка менялась. В частности, термин «анафема» — это уже не отлучение субъекта, а сам акт отлучения («имярек-анафема»). Потому возможно такое выражение «анафематствую (ем) имярек и (либо) его ересь».
Из-за серьезности этого наказания подвергать ему мог представительский собор архиереев либо синод с Патриархом во главе, а в особо сложных ситуациях – Вселенский Собор. Если какой-либо Патриарх решал такой вопрос единолично, то оформлялось решение все равно как соборное.
При наложении анафемы после смерти запрещалось поминать душу усопшего, проводить панихиду, заупокойную службу, произносить разрешительные молитвы.
Снятие анафемы
Наложение этого наказания вовсе не означало, что путь к возврату в Церковь и, как следствие, к спасению был заказан. Чтобы снять это высшее церковное наказание, следовало совершить сложное юридическое действо: покаяние грешника в публичном порядке. В случае достаточных оснований (полнота и искренность раскаяния, отсутствие угрозы от грешника для остальных членов Церкви и исполнение положенного наказания) орган, назначивший наказание, мог принять решение о прощении анафематствованного. Анафема могла быть снята и после смерти. Тогда снова допускался любой из видов поминовения усопшего.