Аносин-Борисоглебский монастырь и его история

В семи километрах от города Дедовска Московской области находится Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь, фото которого представлены в этой статье. Его история восходит к началу XIX века. Когда-то сёстры монастыря своими духовными подвигами снискали такую славу, что их обитель стали именовать женской Оптиной пустынью. В своём названии монастырь сочетает имена святых, в память которых был освящён, и название маленькой подмосковной деревни, где был построен.

Заботы благочестивой помещицы

Аносин-Борисоглебский монастырь был основан княгиней Евдокией Николаевной Мещерской. Ещё за два года до нашествия французов эта благочестивая помещица возвела в селе Аносино церковь во имя Святой Троицы, община которой состояла почти полностью из её собственных крепостных. Вскоре при церкви была создана богадельня, преобразованная в 1823 году в женское общежитие для престарелых, больных и неимущих.

Но планы Евдокии Николаевны простирались гораздо дальше. Она подала прошение на имя императора Александра I о придании созданному ею общежитию статуса монастыря. При этом она подготовила подробный план будущей обители с указанием зданий, которые берётся выстроить за собственный счёт.

Первая игуменья монастыря

Получив высочайшее разрешение и желая до конца жизни не расставаться со своей будущей обителью, Евдокия Николаевна постриглась в монахини, приняв имя Евгения, и была благословлена на игуменство. На самом трудном этапе неоценимую помощь оказал ей митрополит Московский Филарет (Дроздов). Его советами она руководствовалась и в вопросах строительства, и в новой для неё наставнической деятельности. Мать Евгения руководила основанной ею обителью до тех пор, пока в 1837 году Господь не призвал её в Свои Небесные чертоги.

Аскетическая жизнь сестёр обители

Несмотря на то что Аносин-Борисоглебский монастырь находился в очень небольшой и скромной деревеньке (в 1858 году там насчитывалось всего двадцать шесть дворов), слава о богоугодной жизни его насельниц быстро разнеслась по России. В качестве свода правил, регламентирующих все стороны жизни обители, был избран устав, составленный византийским монахом VIII века преподобным Феодором Студитом.

Руководствуясь его положениями, сёстры вели строгую аскетическую жизнь. Для их духовного окормления и исповеди в обитель приглашались иеромонахи из расположенной неподалёку Зосимовой пустыни, с которой Аносин-Борисоглебский монастырь имел постоянное духовное общение. Здесь же часто бывали на отдыхе многие епархиальные архиереи, для приёма которых в монастырском саду был выстроен специальный дом.

Материального благополучия Борисоглебский-Аносин женский монастырь достигал не только благодаря большому количеству паломников, съезжавшихся сюда со всей России, но и собственному монастырскому хозяйству, поставленному трудолюбивыми сёстрами на высокий уровень. Их опыт в земледелии и животноводстве старались перенять многие российские монастыри.

Годы тотального богоборчества

В первое десятилетие после прихода к власти большевиков Аносин-Борисоглебский монастырь продолжал свою деятельность, и в 1923 году даже отмечал столетний юбилей своего основания. Но уже через четыре года обитель закрыли, и на её территории образовали сельскохозяйственную коммуну. Это новообразование просуществовало недолго. Работать коммунары не захотели и, проев все запасы продовольствия, хранившиеся в монастырских амбарах, разбежались.

Большевики, согласные с тем, что «свято место пусто не бывает», разместили в осквернённой ими обители машинно-тракторную станцию. Теперь находившуюся у Святых ворот церковь Димитрия Ростовского наполнял не благовонный дым кадильниц, а дизельный смрад. Вскоре в другом храмовом здании открыли краеведческий музей, где наглядно демонстрировали экскурсантам успехи в борьбе с религией. За годы советской власти хозяйственная и культурно-просветительская деятельности в монастыре велись таким образом, что к концу XX века от него остались лишь стены и руины главного храма.

Возрождение древних стен

Возрождение обители связано с начавшимися в России в девяностые годы демократическими преобразованиями. В 1992 году Московскому патриархату была возвращена вся монастырская территория и около ста гектаров прилегающих к ней земель. С этого же времени в наскоро отстроенном помещении было размещено Патриаршее подворье, преобразованное в 1999 году в Борисоглебский (Аносин) ставропигиальный женский монастырь. Данный ему статус ставропигии означает, что обитель находится в подчинении не у местного епархиального архиерея, а непосредственно у Патриарха.

Постепенно хозяйственная и религиозная жизнь монастыря входит в нормальное русло. Заботами насельниц обители и трудников уже удалось восстановить Троицкий собор и ту самую церковь Димитрия Ростовского, где на протяжении многих десятилетий ремонтировались трактора. Частично восстановлено и подсобное хозяйство, включающее в себя деревообрабатывающую мастерскую и молочную ферму.

До дня, когда Аносин-Борисоглебский монастырь возродился из руин, дожила лишь одна из прежних сестёр – схимонахиня Анна, видевшая дореволюционную жизнь обители. Большинство её сверстниц были расстреляны или закончили жизнь в сталинских лагерях. Некоторые из них ныне причислены к лику новомучеников и исповедников Российских.

Монастырь ждёт своих гостей

Вновь, как и в прежние годы, обитель становится центром, куда стекаются паломники со всей страны. Для них широко открывает свои двери Борисоглебский монастырь (Аносино). Расписание ежедневно проводимых в нём богослужений несколько отличается от того, которое принято в обычных приходских храмах. Здесь в будние дни утренние молитвы начинаются в 6:00, а в 8:00 служится Божественная литургия. Вечернее богослужение начинают в 17:00. В воскресные и праздничные дни ранняя литургия начинается в 6:30, а поздняя — в 8:45.

Оцените статью
Добавить комментарий