Ежегодно 29 ноября в российских храмах звучит акафист апостолу Иакову Алфееву. В этот день отмечается память одного из ближайших учеников и последователей Иисуса Христа, о котором мы узнаём со страниц, написанных тремя евангелистами – святыми Матфеем, Марком и Лукой. Из того немногого, что они сочли нужным поведать нам, попытаемся составить представление об этом человеке, посвятившем себя Богу.
Мытарь из Капернаума
Как принято считать, родиной апостола Иакова Алфеева был город Капернаум, находившейся на берегу Тивериадского озера, ныне именуемого Кинеретом. Этим во многом была обусловлена его последующая встреча с Иисусом Христом, избравшим этот город одним из основных мест своих проповедей.
Прежде чем, откликнувшись на призыв Иисуса Христа, примкнуть к его двенадцати ближайшим последователям и ученикам, апостол Иаков Алфеев был мытарем, то есть сборщиком налогов. Этот род занятий считался презренным потому, что деньги шли в казну Рима, завоевавшего в те годы Иудею, а содействие оккупантам во все времена рассматривалось как предательство. Кроме того, мытари намеренно завышали сумму налога и, наживаясь за счёт этого, безжалостно грабили народ.
Братья, последовавшие за Христом
Согласно текстам Нового Завета, апостол Иаков Алфеев был родным братом евангелиста Матфея, так же, как и он, служившего мытарем, но затем уверовавшего во Христа, и порвавшего с греховным прошлым. Они вместе вошли в число двенадцати избранников Божьих, причтенных к апостольскому лику и посланных в мир на проповедь Евангелия. Кроме того, его другой брат был также ближайшим последователем Иисуса Христа и вошёл в историю под именем апостола Фаддея.
Следует заметить, что ещё в первые века христианства возникли серьёзные сложности, связанные с установлением подлинной истории жизни апостола Иакова Алфеева. Причина заключалась в том, что, согласно Евангелию, ещё двое ближайших последователей Христа носили это имя – Иаков Заведеев, приходившийся братом Иоанну Богослову, а также сводный брат Иисуса, вошедший в число семидесяти апостолов под именем Иакова, брата Господня. Многочисленные разночтения, появившиеся в написанных позже житиях святого Иакова Алфеева, стали следствием его отождествления с этими личностями.
Сеятель слова Божьего
Апостол Иаков Алфеев является одним из тех, кому была дарована Благодать, воочию узрев воскресшего Спасителя, в течение сорока дней слышать исходившие из его уст слова Божественной истины. Со страниц Святого Евангелия мы также узнаём, что, находясь на десятый день после вознесения Иисуса Христа вместе с остальными одиннадцатью его учениками и Пречистой Девой Марией в Сионской горнице, он сподобился принять Святого Духа, сошедшего в виде огненных языков.
Житие апостола Иакова Алфеева повествует о том, как, воспламенившись огнём Христова учения и усердно насаждая веру, он ещё при жизни стал именоваться «Божественным семенем». Столь высокое имя апостол заслужил, искореняя тернии греха и безверия и насаждая в человеческих сердцах ростки грядущего Царствия Небесного. Его жатвой были людские души, спасённые от пучин ада и вечной смерти.
Путь апостольского служения Иакова Алфеева
Также со страниц жития известно, в какие именно края нёс благовествование апостол Иаков Алфеев и где он сеял слово Божье. В первые месяцы после вознесения Иисуса Христа его обширной нивой была непосредственно Иудея, но затем, вместе с апостолом Андреем, он отправился в Эдессу – важнейший центр раннего христианства в Малой Азии, находившийся на юго-востоке современной Турции. Об этом периоде его служения рассказывается в книге «Деяния апостолов», входящей в тексты Нового Завета.
Затем своё служение святой апостол продолжил в Газе – одном из наиболее древних филистимских городов, расположенном на границе с Иудеей, и в евангельские времена входившем в состав Сирии. Возвращаясь в Иерусалим, апостол Иаков Алфеев проповедовал также жителям города Елевферополя, которые собирались многотысячными толпами, чтобы услышать из его уст слова учения, дарующего вечную жизнь. Обращение их ко Христу имело особо важное значение, так как именно в этом городе был убит святой Анания – епископ Дамаска, некогда крестивший апостола Павла.
Смерть, ставшая началом всеобщего почитания
Как далее свидетельствует житие апостола Иакова Алфеева, его земной путь оборвался в приморском городе Острацине, где святой оказался, направляясь с проповедью в Египет. Слова апостола были встречены вспышкой злобы со стороны язычников, в результате чего его схватили и приговорили к распятию на кресте. Несмотря на всю тяжесть страданий, ближайший ученик Иисуса Христа был счастлив уподобиться в своей смерти Учителю.
Почитание апостола Иакова, как и остальных ближайших последователей Иисуса Христа, установилось ещё в первые века христианства и получило широкое распространение в IV веке, когда новая и гонимая до той поры религия обрела официальный статус. В те годы многие христианские общины декларировали свою преемственность непосредственно от апостолов, доказывая тем самым право на независимость в принятии решений по наиболее важным религиозным вопросам. Это внесло дополнительные сложности в составление жития святого Иоанна Алфеева, так как явилось причиной целого ряда вымышленных свидетельств о его пребывании в ряде городов.
Апостол Андрей на берегах Волхова
Восприняв от Византии свет Христовой веры, Русь в полной мере унаследовала и традицию почитания её проповедников – святых апостолов. В связи с этим любопытно отметить, что особой любовью апостол Иаков пользовался у жителей древнего Новгорода, и именно в его храмах икона апостола Иакова Алфеева встречалась чаще, чем где бы то ни было. Это связано с двумя легендами.
Согласно одной из них, изложенной в древних летописных сводах, апостол Андрей Первозванный, обращая ко Христу иноверцев, совершил путешествие, во время которого побывал на днепровских берегах, а затем продолжил путь на север вплоть до Новгорода. По одной из версий, по Волхову он достиг Ладожского озера и даже водрузил крест на острове, где впоследствии был основан Валаамский монастырь. Возможно, эта легенда была рождена самими новгородцами, желавшими доказать апостольскую преемственность своего духовенства.
Рождение легенды
Не пускаясь в рассуждения о том, имеет ли она под собой реальные основания, можно лишь предположить, что эта версия породила ещё одну легенду, согласно которой, вместе с апостолом Андреем в Новгороде побывал и сопровождавший его некогда в Эдессу апостол Иаков. Резонный вопрос: «Почему он не мог сделать то же самое, что и его ближайший сподвижник?» Во всяком случае, именно из Новгорода начал свой путь по церквям бескрайней Руси тропарь апостола Иакова Алфеева и переведённый с греческого языка акафист. Как было сказано выше, в наши дни его память отмечается ежегодно 29 ноября.
Пусть же эту статью завершит короткая молитва апостолу Иакову Алфееву. Во смирении сердец наших произнесём слова, звучащие уже много столетий: «Святый апостоле Иакове, моли Бога о нас!»