Начиная разговор об апостоле Иакове Зеведееве ─ одном из 12 ближайших учеников и последователей Иисуса Христа, следует обратить внимание на то, что его нередко путают с двумя другими Новозаветными святыми, носившими это имя. Одним из них является апостол Иаков Алфеев, также входивший в ближайшее окружение Спасителя. Кроме того, Иаковом звали брата Иисуса Христа ─ сына Иосифа, рождённого до его обручения с Девой Марией. Ошибка бывает особенно заметна при чтении тропаря апостолу Иакову Зеведееву, а также посвящённой ему молитвы и акафиста.
«Сыны грома»
В Евагелиях от Матфея (4:21) и Марка (1:19) описывается сцена призвания ко служению Иисусом Христом будущих апостолов Иакова Зеведеева и его младшего брата Иоанна Богослова. Оба они были сыновьями рыбака Зеведея и так же, как их отец, добывали себе пропитание, забрасывая сети в воды моря Галилейского (современное название ─ озеро Кинерет). За порывистый и необузданный нрав Иисус нарек братьев именем Боанергес, что в переводе с арамейского языка означает «Сыны грома».
Черты характера, послужившие поводом для столь необычного имени, проявляются у них в эпизоде, описанном евангелистом Лукой (9:54), когда братья предлагают Иисусу низвергнуть небесный огонь на жителей саморянского селения, отказавших Ему в гостеприимстве.
То же прослеживается и в сцене из Евангелия от Марка (10:35 ─ 37), где святой апостол Иаков Зеведеев и его брат просят Учителя дать им почётные места во Царствии Небесном. В обоих случаях Господь снисходительно относится к душевным порывам своих учеников, используя их опрометчивость и наивность, как повод для мудрого наставления.
Наряду с апостолами Петром и Иоанном Богословом, Иаков Заведеев входил в число самых близких учеников и последователей Иисуса Христа. Именно их Он сделал свидетелями трёх важнейших Евангельских событий ─ воскрешения дочери Иаира (Мк. 5:37), чудесного Преображения на вершине горы Фавор (Мф. 17:1, Мк. 9:2 и Лк. 9:28) и полной драматизма сцены в Гефсиманском саду.
Проповедники Христова учения
О той деятельности, которой посвятил себя апостол Иаков Зеведеев после Воскресения и Вознесения Иисуса Христа, мы узнаём со страниц ещё одной книги, включённой в Новый Завет. Это «Деяния апостолов». В ней повествуется о том, как, исполнившись Духа Святого, сошедшего на апостолов в пятидесятый день по Вознесении Иисуса (праздник Пятидесятницы), он и прочие ученики Христовы трудились над устроением первых христианских общин.
Для проповеди слова Божьего каждому из них был предначертан свой путь. Апостол Иаков Зеведеев, житие которого было написано вскоре после его кончины, занимался миссионерской деятельностью среди жителей Испании, в то время утопавших во мраке язычества. Вернувшись затем в Иудею, ученик Иисуса Христа продолжал смело заявлять о Нём, как о Спасителе мира, подтверждая свои слова выдержками из Священного Писания.
Проповедуя в синагогах и на площадях Иерусалима, он неизменно собирал толпы слушателей. Многие из них, вняв его простым и мудрым словам, доходившим до глубины сердца, обращались к новой вере и втайне ото всех принимали крещение. Именно из них впоследствии сложились те первые общины, благодаря которым христианство из катакомбной церкви превратилось в ведущую мировую религию.
Обращение философа-волхва в христианство
Проповеди, с которыми выступал апостол Иаков Зеведеев, часто вызывали злобную реакцию со стороны ортодоксальных иудеев, которых он открыто обвинял в жестокосердии, фарисействе и неверии, прикрываемом показным благочестием. Не имея достаточных богословских знаний, чтобы вступать в публичную полемику со своим врагом, иудеи наняли за денежное вознаграждение некоего философа-волхва по имени Гермоген.
Ему было поручено при большом скоплении народа, аргументировано опровергнуть евангельское учение о приходе в мир Христа Спасителя и о Царствии Небесном, ожидающим всех последователей, созданной Им Церкви. Перед началом богословского диспута апостол Иаков Зеведеев имел беседу с учеником волхва Филиппом, и тот, услышав исполненные мудрые речи их будущего оппонента, сам уверовал во Христа.
Не стал упорствовать в своих заблуждениях и Гермоген. Вникнув в глубинную сущность учения, проповедуемого апостолом, он решительно отрёкся от прежних убеждений, сжёг свои богопротивные книги и, приняв святое крещение, вошёл в число наиболее ярых приверженцев христианской веры. Этот пример весьма показателен, поскольку он демонстрирует силу убеждения, которой Спаситель наделил Своих ближайших учеников.
Казнь ученика Христова
Священное Предание повествует о мученической кончине, которая в 44 году от Р. Х. стала венцом земной жизни Иакова Зеведеева. Враги святого апостола, оставшиеся глухи к его боговдохновенным проповедям, убедили правившего в те дни царя Ирода Агриппу I арестовать ненавистного им Иакова и предать суду за попрание основ иудейской веры.
Суд был скор и неправеден. Приговорённый к смерти апостол даже в последние минуты жизни продолжал свидетельствовать своим палачам о великой миссии Иисуса Христа. Разгневанный царь, выхватив меч, собственноручно отсёк ему голову. Об этом трагическом эпизоде упоминается в книге «Деяния апостолов» (2:1-4). Кстати, Иаков Зеведеев является единственным апостолом, чья смерть описывается в Новом Завете.
Последнее путешествие апостола Иакова
Далее Священное Предание говорит, что после казни останки святого мученика были по приказанию царя Ирода Агриппы положены в лодку, которая была пущена по волнам Средиземного моря. Но Господь не позволил бесследно пропасть мощам Своего ученика.
Через некоторое время гонимая неведомой силой лодка благополучно достигла берегов Испании в том месте, где когда-то звучали пламенные проповеди апостола Иакова, и была выброшена волнами на берег. Там она пролежала, сокрытая от людских глаз, в течение нескольких веков.
Начало почитания святого апостола
В 813 году, согласно Преданию, в той местности поселился одинокий монах-отшельник по имени Пелайо. Однажды ему было некое видение в образе путеводной звезды, указавшей путь к ковчегу с нетленными мощами апостола. С этого времени началось их всеобщее почитание, а в 898 году испанский король Альфонс III приказал на месте чудесной находки воздвигнуть Храм апостола Иакова Зеведеева.
По свидетельству исторических документов тех лет, он представлял собой лишь маленькую церковь, стоявшую на берегу моря и открытую всем ветрам, но тем не менее начало было положено, и в последующие столетия эта традиция продолжилась во многих христианских странах.
В качестве примера можно привести московский храм апостола Иакова Зеведеева в Казенной слободе, первое летописное упоминание о котором относится к 1620 году, то есть периоду царствования основателя династии Романовых ─ государя Михаила Фёдоровича. Многократно перестроенный, в соответствии с менявшимися архитектурными особенностями различных эпох, он дошёл до нас как уникальный памятник церковного зодчества. И сегодня в нём регулярно звучат молитвы и акафист апостолу Иакову Зеведееву, день памяти которого Православная церковь отмечает 13 мая и 13 июля.
Под защитой небесного покровителя
Но вернёмся в Испанию. Её жители в память о чудесном обретении мощей и видении, посетившем некогда отшельника Пелайо, стали называть тот участок побережья Компостелла, что переводится с латыни как «Место, указанное звездой». Со временем он стал заселяться, превратившись, наконец, в большой и шумный город.
Святой апостол Иаков почитается как один из небесных покровителей Испании. Его ходатайство перед Престолом Отца Небесного особенно помогло испанцам в период так называемой Реконкисты ─ борьбы за освобождение Пиренейского полуострова от арабов, продолжавшейся с VIII по XV век. В течение почти 700 лет они шли в бой, укрепив свой дух молитвой апостолу Иакову Зеведееву.
Путь Иакова
В отличие от православного мира, католики празднуют день памяти этого святого 25 июля, и если торжество выпадает на воскресенье, то в Испании официально объявляется «год апостола Иакова», в продолжение которого все посвящённые ему празднества проводятся с особенной пышностью. Почитание апостола Иакова Зеведеева среди испанцев приобрело столь массовый характер, что место обретения его мощей, называющееся Сантьяго-де-Компостела. С XI века оно стало вторым по значимости объектом паломничества, уступающим лишь Иерусалиму.
В XX веке традиция его посещения приобрела у католиков довольно своеобразную форму. Для того чтобы считаться настоящим пилигримом необходимо, по прибытии в город получить специальный сертификат. Он выдаётся лишь тем, кто, направляясь в Сантьяго-де-Компостела, пройдёт так называемый путь Иакова. Для этого следует преодолеть 100 километров пешком или 200 на велосипеде.
Образ апостола Иакова Зеведеева в изобразительном искусстве
Поскольку согласно Священному Преданию, во дни своего земного служения апостол нередко предпринимал дальние странствования, одним из которых и было его посещение Испании, у католиков он считается покровителем путешественников. В связи с этим художники разных эпох его изображали в образе пилигрима, держащего в руке посох или раковину морского гребешка, являющуюся общепринятой эмблемой паломничества в Компостелу, где на протяжении уже многих веков покоятся его мощи. Известны также его изображения в виде рыцаря, сидящего на коне. Такая трактовка образа связана с его ролью в изгнании арабов с Пиринейского полуострова.