Авраамические религии – это теологические учения, которые в своем ядре имеют установления, восходящие к Аврааму, древнему семитскому патриарху. Все эти верования, так или иначе, признают священным текстом Ветхий Завет, поэтому их еще называют «религиями Книги». Также в основе подобных учений лежит Откровение – провозглашениеБогом человеку Своей воли и возвещение пути Спасения души. В этом смысле Библия (как и Тора) является фиксацией, записью божественного Откровения. Через изучение и толкование священной Книги человек должен разгадать волю своего Творца.
Авраамические религии, дожившие до наших дней, подразделяются на мировые – христианство и ислам, и частные – иудаизм, караизм, растафарианство и бахаизм. Исторической колыбелью всех этих верований стал, конечно, иудаизм. Зародившись в начале I тысячелетия до нашей эры на территории древних семитских царств Израиля, Иудеи и Ханаана, эти воззрения стали революционным прорывом среди языческих культов. Если подходить к изучению Торы как к символическому коду, а не летописям истории еврейского народа, можно выделить основные элементы, которые стали общими для всех последующих учений Книги: единобожие, творение видимого мира из ничего и линейность времени.
В I веке н. э. в провинции Иудея, входящей тогда в состав Римской империи, зародилось христианство, быстро распространившееся по всей огромной территории этого государства – от Северной Африки до Британских островов, и от Пиренейского полуострова до Малой Азии. Авраамические религии – иудаизм и христианство – уже тогда имели между собой значительные отличия. Несмотря на то, что новое верование зародилось в семитской среде, его адепты считали, что завет Бога и Моисея следует трактовать не как договор Творца с еврейским народом, но как со всем человечеством. В этом смысле «народом Израилевым» становится всякий, кто «уверует и будет крещен».
Такие авраамические религии, как разновидности иудаизма (фарисеи, саддукеи) исходили из того, что соглашение Бога и Моисея состоит в том, что евреи должны жертвовать Богу свою крайнюю плоть, а взамен Господь дарует им царство на земле. Мессианство иудаизма «перекочевало» в христианство, которое признавало Пятикнижие, но в то же время выдвигало на первый план Новый Завет, данный человечеству Иисусом Христом. Именно фигура Спасителя почитается верующими – для них Он — Мессия, равный Богу, давший Свой Завет и грядущий судить живых и мёртвых в конце времен.
В VII веке в Аравии возникает ислам. Взяв за основу ранние учения христианства и иудаизма, он, тем не менее, декларирует себя не столько как как продолжение или развитие этих учений, сколько провозглашает себя единственно праведной верой. Психология религии, особенно новой, часто нуждается в подкреплении древними текстами. В случае с исламом мы видим утверждение того, что вера, провозглашенная Мухаммедом, и есть самая настоящая, в чистейшем виде религия Авраама, которую иудеи и христиане исказили. Мусульмане полагают, что всякий, принявший веру в единого Аллаха и Его пророка, уже становится сыном Израилевым. Поэтому ислам и сделался мировой религией, в отличие от ортодоксального иудаизма, считающего, что народ Моисеев – это евреи по крови. Однако мусульмане не признают божественную природу Иисуса Христа, считая его одним из пророков.
Понятие религии как откровения характерно для всех авраамических верований. Но при этом иудаизм признает Синайское откровение, христианство – декалог Заповедей Христовых, а ислам считает пророчество последнего из пророков — Мухаммеда — самым главным, завершающим все остальные пророчества. В последнее время, несмотря на политические проблемы и радикальных последователей, в образованной среде наблюдается тенденция к сближению между этими мировоззрениями.