История монастыря Пафнутьева Боровского, а также судьба его основателя отображают удивительные события. О них упоминается в летописях русской земли. Памятником державной славы и духовной святыней считается Дом Рождества Пречистой Богородицы и великого чудотворца Пафнутия.
- Начальный этап духовного развития основателя монастыря
- Житие святого
- Святые деяния Пафнутия
- Почитание святого при жизни
- Послушники и сторонники великого святого
- Почитание Пафнутия после смерти
- Начало великой истории монастыря
- Архитектура монастыря
- Великие утраты
- Расцвет после скорбных времен
- Узники
- Изменения
- Установление духовности
- Священный магнетизм монастыря
- Богослужения и паломничество
- Помощь одаренным детям и подросткам
- Деятельность и празднования святого места
- Калужская область, монастырь. Отец Власий
- Начало духовного пути Перегонцева
- Последняя обитель старца
- Современные подразделения
Начальный этап духовного развития основателя монастыря
Боровский монастырь назван в честь преподобного Пафнутия, который был рожден в селе Кудиново (примерно в 4 километрах от города Боровска) в семье, отличавшейся благочестием. В момент крещения чудотворец получил имя Парфений. У него был дед, который, согласно древним преданиям, являлся татарским баскаком, принявшим православную веру. Когда Парфению исполнилось двадцать лет, он вступил в Высоко-Покровкий Боровской мужской монастырь, где произошел его постриг и наречение новым именем — Пафнутий. Настоятель, заметив сердечное желание юноши, назначил ему наставника — старца Никиту, который в течение девятнадцати лет был управителем Высоцкого Серпуховского монастыря и ходил в учениках у преподобного Сергия Радонежского.
Житие святого
Через двадцать лет высокой духовной жизни Пафнутий духовно возрос до уровня «учительного мужа». Митрополит Фотий, который курировал все православные монастыри в России, удостоил его чести стать игуменом обители. В 1444 году преподобный оставил монастырь Покровский по велению Божьему. Поселился он недалеко, в пустынном месте, где впадает река Истерьма в Протву, в трех верстах от Боровска. В скором времени там тоже была создана обитель. Позднее к ней добавилась церковь имени Рождества Богородицы, построенная по велению митрополита Ионы.
Добровольное отречение Пафнутия от мирской жизни не было чрезвычайно суровым, но он строго соблюдал все церковные благочиния, правила, устав. Будучи блюстителем канонов, он не признавал митрополита Иону, так как тот был избран, но не утвержден Патриархом Константинопольским, стоявшим над всеми монастырями в России.
Святые деяния Пафнутия
Датой основания Боровского монастыря считается 1444 год. Пафнутий называл его домом пречистой Матери Божией. На выбранном поприще святой осуществлял свою деятельность больше тридцати лет. Он освящал монастырь своими молитвами и трудом, собирал в нем братию и воспитывал всех в послушании и страхе перед Богом.
После получения Пафнутием от Господа извещения о своей близящейся кончине он проводил оставшееся время в непрестанных молитвах и посте, наставляя учеников. Преподобный возложил упования о собственной душе и о вверенной ему обители на Бога и Пречистую его Матерь. Прожил он, угождая Господу житием подвижника, 82 года. За это время Пафнутий собрал братию из девяноста пяти человек.
Почитание святого при жизни
По отношению к мирянам преподобный Пафнутий был суров. От бояр и князей он отказывался принимать дары и письма. Несмотря на то что православные монастыри открывались тогда уже на Руси в немалом количестве, именно обитель Пафнутия пользовалась большой известностью. Его особо почитали некоторые великие князья, что возвело преподобного в ранг фамильного святого. Сам Иван Грозный якобы рожден благодаря молитвам старца Пафнутия. Царь причислил его имя к ряду великих святых, которых оберегали все мужские монастыри Москвы (к ним также относились Кирилл Белозерский и Сергий Радонежский).
В течение 18 лет у преподобного Пафнутия проходил обучение ионическому воспитанию Иосиф Волоцкий. Впоследствии он стал великим церковным деятелем. Иосиф возглавил Боровский монастырь после преставления Пафнутия в 1477 году.
Послушники и сторонники великого святого
К постриженикам Пафнутия относятся:
1. Иосиф Вассиан Санин, который стал автором описания жития преподобного.
2. Преподобный Давид, который основал Вознесенскую пустыню.
3. Крестный отец Ивана Грозного.
4. Преподобный Даниил, основавший Троицкий монастырь на территории Переяславля-Залесского.
Пафнутий одобрял объединение под властью московской удельных княжеств, поэтому его поддерживали главы феодальной монархии. В 1467 году Боровский монастырь пополнился еще и каменным собором имени Рождества Богородицы. Оформить его пригласили известного в то время иконописца Митрофания. Великий мыслитель и художник оказал большое влияние на формирование в монастыре особенной ремесленной традиции. В числе тех, кто глубоко проникся ею, был святой Макарий. Он также является пострижеником старца Пафнутия. Позднее Макарий возглавлял Русскую Православную Церковь (с 1542 по 1563 год).
Почитание Пафнутия после смерти
Свою душу старец Боровского монастыря предал в Божьи руки первого мая (по старому стилю календаря) в 1477 году, вечером, за час до заката солнца.
Господь сотворил через угодника своего множество чудес, оставив последующим поколениям пример жизни, которая угодна Ему. О Пафнутии сохранилась святая память до сегодняшних дней. Божьей волей обитель его неоднократно сохранялась от разорения. В нынешнее время Господь также являет святого молитвенником и предстателем за всех людей, которые с любовью и верой приходят к Нему.
Начало великой истории монастыря
В шестнадцатом веке Пафнутьев (Боровский) монастырь стал одним из наиболее богатых и прославленных на территории России. Именно в нем в 1513 году, летом, перед тем как выдвинуться в направлении Смоленска, останавливались основные силы державного войска, которые возглавлял Василий Третий. Монастыри Калужской области в то время были недостаточно защищены от вторжения нападающих противников. Но это изменилось достаточно скоро. Уже во второй половине шестнадцатого века Боровский монастырь был обнесен каменными стенами и оснащен башнями. Он занимал выгодное стратегическое положение на юго-западных подступах к Москве. Стены и башни значительно пострадали в годы Великой Смуты, но были восстановлены в семнадцатом веке уроженцем Кашина Шатуриным Трофимом, который был потомственным каменщиком и настоящим мастером своего дела.
Архитектура монастыря
При монастыре в 1511 году возвели храм имени Рождества Христова. Также в нем соорудили величественную трапезную палату. В конце этого же столетия Соборный храм перестроили. Он стал одним из наиболее совершенных на то время. Пятиглавый, имеющий четыре столпа, Боровский монастырь имел такую архитектуру, в которой явно прослеживались характерные черты Архангельского собора, входящего в состав Московского Кремля. В 1651 году его расписали фресками, а в 1651 построили северный придел имени святой великомученицы Ирины. Композицию архитектуры самого собора нарушили в девятнадцатом веке переделкой куполов и созданием притвора.
Великие утраты
Когда к Боровску в июле 1610 года пришел Лжедмитрий Второй, называемый в народе Тушинским вором, у его войск не было достаточно сил и возможности взять крепость-монастырь. Произошло это лишь тогда, когда воеводы-изменники сами открыли ворота. В обители произошла неравная схватка. Силой многотысячного войска были истреблены все местные жители, которые укрылись в монастыре, и братия. Князь Волконский Михаил, возглавивший оборону, в бою был убит в Соборном храме. Также погибли архимандриты Никон (настоятель обители) и Иосиф, который был защитником Троице-Сергиева монастыря. Напавшие воины похитили все богатства. При этом жалованные грамоты и документы монастыря сгорели при пожаре. Именно в знак почитания памяти о подвиге князя Волконского и об этой обороне у Боровска появился собственный герб. На нем изображен символ верности — сердце с крестом в обрамлении лаврового венка.
Расцвет после скорбных времен
После разорения Пафнутьев монастырь не только был восстановлен, но и пережил период расцвета. Произошло это в семнадцатом веке. В то время был сформирован архитектурный ансамбль монастыря, который почти не изменился до нынешнего времени. Его посетители в 19 веке отмечали, что он очень ухожен, в нем чувствовалось особенное спокойствие, тишина и умиротворенность. В 17-19 столетиях Пафнутьев (Боровский) монастырь славился редкими фресками и иконами, богатой библиотекой и ризницей. К обители в 1744 году были приписаны 11000 крестьян. До наших дней не дошли имена выдающихся подвижников того времени. Однако исходя из того, какой дух в монастыре, как налажен его спокойный быт, можно понять, насколько размеренно и тихо в трудах послушания и монастырских службах протекала их жизнь.
Узники
В 1666-1667 годах в тюрьме Боровского монастыря содержали печально знаменитого протопопа Аввакума. Затем он был сослан в острог Пустозерья. Также в заключении в монастырской тюрьме, согласно указам государя, находилась боярыня Морозова, которая упорствовала в расколе. Кроме того, в остроге содержали ее сестру Урусову и супругу стрелецкого полковника Данилова. Эти жертвы пропаганды раскольников осенью 1675 года здесь и скончались от голода.
Изменения
Монастырь даже после всех разрушений процветал. Этому не смогли помешать и трехкратные набеги армии Наполеона в 1812 году. Так же, как и в 1610 г., тогда разграбили монастырь мужской (фото обители Пафнутия вы можете увидеть в статье) и сожгли библиотеку. Но самое большое разорение было впереди. В 1932 году монастырь закрыли. На его территории был размещен музей. Позднее обитель была превращена в исправительно-трудовую колонию. Затем ее обустроили для школы механизации, в которой обучали сельскому хозяйству. Монастырский некрополь был снесен, а на его месте в 1935 году возвели учебный корпус школы.
Возрождению обители ничего не смогло помешать. И поспособствовал этому святой Пафнутий. В ночь с 13 на 14 мая 1954 года, в день поминания преподобного, рухнул центральный купол Рождественского собора. Стоявшая в храме техника, принадлежавшая училищу, была раздавлена. Реставрационные работы начались в 1960 году.
Установление духовности
Сельскохозяйственный техникум вывели с территории Боровского монастыря в 1991 г. Летом того же года в него стали приходить первые насельники. Символичным стало назначение первым наместником обители игумена Никона (в миру Худякова). Он был духовным сыном архимандрита Амвросия. Тот, в свою очередь, являлся последним, кто остался из братии монастыря, существовавшей до его закрытия. Так было сохранено духовное преемство. Церковь святого пророка Илии, в которой разместили часть мощей преподобного Пафнутия, освятили в 1991 году, тринадцатого апреля. Ее привез Митрополит Боровский и Калужский Климент из Псковско-Печерского монастыря, где она до этого сохранялась.
Летом 1994 года в соборе наконец-то начались долгожданные праздничные и торжественные богослужения. В нем построили иконостас, состоящий из трех ярусов, и устроили придел в честь Пафнутия. Колокола были водружены на место в 1996 году.
Священный магнетизм монастыря
В 1994 году пересеклись две юбилейные даты — пятьсот пятьдесят лет с момента основания обители и шестьсот со дня рождения преподобного Пафнутия. По такому случаю Боровский монастырь посетил Алексий Второй — патриарх Московский и всея Руси. Он совершил крестный ход и торжественное богослужение.
Место древней обители, которая была основана еще в середине пятнадцатого столетия Пафнутием Боровским, и по сей день является живописным и тихим. С начала существования монастыря она привлекает, словно магнит, паломников из разных уголков России и зарубежья (как ближнего, так и дальнего), которые посещают обитель для отдыха от житейских тягостей. Они приходят, чтобы в монастырских стенах отдохнуть от насущных проблем, скинуть со своих плеч бремя повседневных забот, насладиться внутренней тишиной намоленного веками места.
Богослужения и паломничество
Чем славится Калужская область? Боровский монастырь, который расположен на ее территории, является местом паломничества жителей как близлежащих населенных пунктов, так и других городов, стран. Даже из Москвы едут туда, чтобы поклониться мощам Пафнутия и отстоять службу, правит которую отец Власий. Боровской монастырь публикует расписание своих суточных богослужений в собственной газете «Вестник», и даже в Интернете на официальном сайте. При обители находится действующая детская воскресная школа. Также в монастыре можно послушать лекции для взрослых, осуществить совместный просмотр фильмов о духовенстве и обсудить их. В 2011 году в обители создали Православную дружину Боровского края, которая способствует объединению молодых людей, основанному на идеалах служения обществу и ближним.
Помощь одаренным детям и подросткам
В летний период в монастыре принимают группы детей-скаутов и юных художников, которые проходят обучение в художественном училище Калуги. Они осуществляют практические занятия в данной местности. В течение последних нескольких лет в обители организовывается детский палаточный полевой патриотически-православный лагерь под названием «Стратилатъ». Каждый год в нем отдыхает больше сорока человек. На базе лагеря с 2011 года уже три раза проводился слет «Пафнутьевград», в котором принимали участие молодые православные люди.
Деятельность и празднования святого места
В Пафнутьевском монастыре активно осуществляется печатная деятельность. В нем издают журнал для детей «Кораблик», газету для родителей и учителей «Боровский просветитель», еженедельник «Вестник» и книги духовной направленности. В течение всего года паломники могут совершать экскурсии по обители, где работает книжная и иконная лавки, библиотека. Помимо этого, Боровский монастырь считается крупнейшим организатором районных образовательных чтений. Это ежегодное мероприятие для прихожан направлено на развитие нравственности и духовных ценностей у населения. Во время великих праздников, таких как День памяти преподобного Пафнутия и Рождество пресвятой Богородицы, в монастыре накрываются столы в трапезной для всех желающих.
Калужская область, монастырь. Отец Власий
Схиархимандрит Власий (в миру Перегонцев) появился на свет 8 февраля 1934 года. Семья богослужителя была верующей. Бабушка его — схимонахиня. Она с раннего возраста воспитывала Власия в благочестии и вере. Это приходилось скрывать во времена советской власти. После школы Перегонцев поступил в медицинский институт Смоленска. Будущий священник ходил тайным образом на молитвы в собор.
Информацию донесли ректору института, после чего началась травля верующего студента. Это стало неприемлемым для Перегонцева, и в результате он принял решение оставить учебу и уехать в Тамбовскую область. Там он повстречал отца Иллариона (Рыбаря), от которого получил предложение уехать в Закарпатскую область. По прибытии в монастырь святого Лавра и Флора бывший студент сменил имя. Причиной такого решения стало объявление его во всесоюзный розыск. Спустя несколько лет после этого совершили постриг отца Власия в мантию одноименного святого Севастийского.
Начало духовного пути Перегонцева
С 1991 года и по нынешнее время возглавляет старец Власий Боровский монастырь. Но как он достиг звания схиархимандрита? Став духовным человеком, несостоявшийся медик был в послушании келейника у отца Иллариона. В период гонений Церкви, когда у власти был Хрущев, монастырь закрыли. Власий вынужден был вернуться в Смоленск и восстанавливать документы. Представители законной власти предложили ему оставить монашество и продолжить учебу в институте, но он отказался. Власий был удостоен приема у архиепископа Гедеона, который принял его к себе в собор. Будущий схиархимандрит начал служение с уборки алтаря. Позднее он стал псаломщиком, затем регентом, дьяконом, после священником и келейником. Когда Гедеона в 1972 году перевели в епархию Новосибирска, вместе с ним в Сибирь отправился и отец Власий. Позднее его назначили на служение в Тобольский Покровский собор.
Последняя обитель старца
Когда в 1991 году Митрополит Калужский и Боровский Климент благословил Власия на покровительство Пафнутьева монастыря, его стало посещать все больше людей. Все они нуждались в духовной помощи. В 1998 году покинул отец Власий Боровской монастырь и уехал на гору Афон. Там среди монахов он прожил пять лет. Затем он снова вернулся в Пафнутьев монастырь, где и находится по сей день. Встречи с отцом Власием ищут тысячи прихожан со всего мира. Одни приходят к старцу, чтобы избавиться от неизлечимых недугов, другие — чтобы получить житейский совет для разрешения важных мирских дел. Многие находят в его лице духовную поддержку. Для каждого прихожанина Власий находит доходчивый простой ответ.
Современные подразделения
Недалеко от стен монастыря, в сосновом парке, на возвышении находится подсобное хозяйство. Оно представляет собой полноценную ферму, имеющую жилые помещения для персонала, сенохранилище, скотный двор с коровами, лошадьми, свиньями, птичником, полями и прудом.
На первом этаже трапезной монастыря располагается просфорня, а также пекарня. В них для нужд братии и паломников изготавливают хлеб, печенье, булочки, пирожки. Основная часть работы выполняется ручным способом. Также восстановлена технология приготовления теста на закваске без добавления дрожжей, которая использовалась в старину.