Это одно из самых потрясающих духовных мест русского Севера. Соловецкие острова завораживают и привлекают не только своей красотой и необозримостью просторов, но и самобытной историей.
Здешние стены помнят много горя, но не меньше и радостей. Приехав сюда, вы окунетесь в волшебную сказку с чудесами и познакомитесь с самой сутью русской души.
Жемчужина православия
Заложенная тремя отшельниками келья спустя много веков превратилась во всемирное достояние. Миллионы паломников ежегодно приезжают посмотреть на удивительную землю. Этот храм за время своего существования успел побывать военной крепостью, тюрьмой и лагерем, где ставили опыты над людьми.
Однако ничего не смогло сломить дух монахов. Сегодня, по прошествии многих лет, в обители ведутся реставрационные работы, производятся различные товары для богослужений и паломников, проходят службы и несется слово Божье мирянам.
Географическое расположение
Соловецкий монастырь располагается на четырех островах архипелага в Белом море. Разные здания, помещения и скиты находятся на больших и маленьких клочках суши.
Суровая красота ландшафта автоматически настраивает человека на мысли о духовном. Недаром, по преданию, все постройки в этой обители стоят на местах, где происходили чудеса и случались откровения.
Итак, на Большом Соловецком острове находятся Вознесенский и Савватиевский скит, а также Филипповская, Макариевская и Исааковская пустыни.
На Большой Муксалме располагается Сергиевский скит. Здесь поставлен храм во имя преподобного Сергия Радонежского. Также есть монастырская ферма и здания для трудников. Эти два острова соединены дамбой под названием «Каменный мост».
На Анзере находятся Елеазарова пустынь, Троицкий и Голгофо-Распятский скит.
Большой Заячий остров дал пристанище Андреевской пустыни.
Основная масса построек относится к 17-18 столетиям, но возводились они под руководством монахов на месте старых обветшалых зданий.
Также Спасо-Преображенскому Соловецкому монастырю, если основываться на исторических документах, принадлежало четырнадцать подворий. Располагались они в основном в северных волостях Российской империи.
Подворье – это подобие филиала монастыря. Община, отделившаяся от монополии и живущая за пределами канонической территории. Но чтят они устав основного монастыря.
На сегодняшний момент функционируют только четыре подворья – в Москве, Архангельске, Кеми и Фаустове (деревня, расположенная недалеко от Москвы).
Для паломников важно знать, что требуется разрешение для поездки в Соловецкий монастырь. Как добраться до него? Оформление документов и другие заботы обычно берут на себя агентства. Поэтому возможны два варианта: заплатить опытному туроператору, в результате чего всю работу сделают за вас, или ехать, пытаясь добиться всего самому. Первый путь дороже и быстрее, второй – дешевле и дольше.
История Соловецкого монастыря
Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь корнями уходит в 15 век. Именно в 1429 году трое монахов заложили и построили первую келью. Через некоторое время один из них, преподобный Савватий, преставился, а двое других – Герман и Зосима — вернулись на Большой Соловецкий остров.
Незадолго после этого им было видение о великолепной церкви на восточной окраине острова. Был построен деревянный храм, а в шестидесятых годах этого же столетия Зосима был награжден грамотой от Новгородского архиепископа Ионы. Согласно документу, теперь острова, близлежащие земли и будущие обители отдавались во вневременное владение монастырю.
В течение следующих лет мирно преставились преподобные Зосима и Герман. Монахи Соловецкого монастыря перенесли их мощи в специально устроенную обитель, как и останки преподобного Савватия, который преставился в 1435 году в деревне Сорока, неподалеку от побережья.
В конце пятнадцатого века сюда уже начинают стекаться дары от власть имущих и обращаются взоры жизнеописателей. Так, устное сказание преподобного Германа, стало основой для записей Досифея об основании обители. На базе этого документа в 1503 году было положено начало составлению жития Соловецких первоначальников.
В 1478 году в дар монастырь получил «трофейный немецкого литья колокол», который является на сегодняшний день одним из древнейших известных военных трофеев России.
А в 1479 году царь Иоанн Васильевич Грозный лично утверждает подлинность грамоты на владение и заверяет ее безвременность своей жалованной.
Что было при русских царях
Подобное сооружение в Белом море стало козырным тузом в руках московских правителей. Во-первых, с помощью сподвижников Соловецкий мужской монастырь приводит в порядок хозяйственную жизнь региона. Освоение Поморья без помощи обители не было бы таким быстрым и качественным.
Исходя из этого, монастырю оказывается всяческая помощь. Его высочайший статус можно увидеть по картам того времени. Не на всех были отмечены достаточно крупные города, но Соловецкий монастырь на карте неизменно изображался.
Также основатели обители на Московском соборе были признаны святыми, а царский двор участил подношения даров. Все это имело и обратную сторону, к сожалению.
Начиная с 16 века на плечи жителей этих земель ложится сложная задача. Кроме дел, связанных с обычной работой монастыря, пришлось заниматься возведением крепости. Серединой этого столетия датируются первые каменные сооружения. Всем строительством заведовал игумен Филипп, именно его пустынь располагается на Большом Соловецком острове.
В 1560-1570 годах монастырь провозглашается «великой государственной крепостью», сюда присылается старец Трифон (в миру Кологрив), один из самых одаренных зодчих и военных инженеров того времени. Именно он руководил созданием большей части построек и укреплений на острове, датирующихся шестнадцатым веком.
Будучи северным форпостом православия и пограничной зоной с европейскими государствами, Соловецкие острова не раз осаждались вражеским флотом. Вначале английские корабли подошли, несколько лет позже счастье попытала шведская армада. Все они были отброшены.
Кроме этого, светские власти стремились использовать крепкие стены монастыря в полной мере. Поэтому с конца шестнадцатого века сюда начинают ссылать неугодных деятелей. Таким образом, острова частично берут на себя функции тюрьмы.
Подворье Соловецкого монастыря вмещало в себя более одной тысячи вооруженных стрельцов. Такая мощь нуждалась в обслуживании, поэтому царским указом с монастыря снималась трудовая повинность и оброки. Все акцентировалось только на максимальной автономной работе. То есть эта крепость должна была функционировать долгое время в режиме осады, пока не придет помощь. А подмоге идти далеко!
Однако цари и не предполагали, что создадут себе проблему. Все началось с церковных реформ и раскола. Большинство монахов отказалось принимать новые правила, превратив Соловецкий монастырь в оплот старой веры. Позднее в их ряды влились остатки разбитых отрядов Стеньки Разина.
Большими усилиями царских войск в январе 1676 года острог все-таки был взят. Все виновные в руководстве восстанием были казнены, хранилища разграблены, а статус забран. С этого времени — примерно на двадцать – тридцать лет — монастырь попал в опалу.
Возвращение к былому положению началось только во время правления Петра Первого. К этому же периоду относится возведение Голгофо-Распятского скита.
Синодальный период
Однако былого величия и военной мощи Соловецкий монастырь так и не получил. В ходе реформы 1764 года была изъята большая часть угодий, деревень и владений. Кроме этого, строго регламентировалось население архипелага. Царская власть больше не хотела сталкиваться с труднодоступной крепостью, в которой бы засели опальные монахи.
В 1765 году он стал ставропигией и перешел в подчинение синоду, однако настоятели по прежнему были архимандритами.
В 1814 году подворье Соловецкого монастыря освободили от орудий, количественный состав гарнизона урезали, а саму обитель исключили из списка действующих крепостей.
Тем не менее, сооруженные в эпоху Нового времени стены выдержали англо-французскую осаду в ходе Крымской войны. Это было последнее нападение внешних врагов на стены монастыря.
После середины девятнадцатого века обитель начинает превращаться в главную достопримечательность региона для паломников. Сюда приезжает лично сам царь со свитой, художниками и дипломатами. Строится Свято-Троицкий собор.
В 1886 году за порог монастыря вышел последний солдат из гарнизона. С этого времени о статусе какой-либо крепости не могло быть и речи. Обитель становилась в полном смысле духовным центром русского Севера.
Двадцатый век для Соловков начался очень успешно. В их владении было более десяти храмов, тридцать часовен, два училища, хор Соловецкого монастыря, ботанический сад. Кроме этого, за обителью числились шесть заводов, мельница, более пятнадцати различных ремесленных мастерских.
На его территории работало более одной тысячи трудников и несколько сот наемных мастеров. За год монастырь принимал у себя более пятнадцати тысяч верующих, причем женщин внутрь не пускали. Они жили в предместье. Вдобавок ко всему, во владении монастыря было 4 парохода.
Годы советской власти
Вроде все предвещало только радостную и счастливую жизнь для монахов. Денег – не сосчитать, закрома ломятся от продуктов и товаров. Сыто, безбедно, беззаботно.
Однако конец такой райской жизни положила Октябрьская революция 1917 года. Пришедшая власть открыто объявила войну церкви и ее служителям. В 1920 году комиссия красноармейцев во главе с Кедровым, упразднила Соловецкий монастырь, зато провозгласила здесь совхоз и лагерь для принудительных работ «Соловки».
С 1923 года во многих зданиях начал функционировать СЛОН – «Соловецкий лагерь особого назначения». Сюда запирали всех политически неугодных. На квадратный метр этой тюрьмы епископов было больше, чем во всей России на свободе.
Ужасы заточения дополнялись частыми расстрелами и убийствами. Издевательства и мучения не прекращались ни днем ни ночью. А лагерная больница в Голгофо-Распятском ските, полностью соответствовала названию.
В первое время богослужения были разрешены в одной церкви для оставшихся по собственной воле сподвижников, которые работали в совхозе, однако в 1932 году последний монах был сослан на большую землю.
В течение середины тридцатых годов здесь полегло немыслимое количество людей, большая часть из которых были ни в чем не повинны.
С 1937 по 1939 года здесь располагался СТОН – тюрьма особого назначения, полностью оправдавшая свое название. А в годы Великой Отечественной войны здесь находился учебные корпуса морского флота Советского Союза.
Восстановление
Работы по реставрации монастырского комплекса начались в шестидесятых годах двадцатого века. В 1974 году здесь были основаны исторический и природный заповедники.
Очень интересная и необычная достопримечательность выросла на острове Анзер. Словно божественным провидением в месте, где властями было запрещено ставить кресты, появляется подобное чудо. Посмотрите внимательно на фото, Соловецкий монастырь — единственный, кто может похвастаться такой березой.
С распадом Советского Союза возрождается и монашеское население обители. 25 октября 1990 года было официально провозглашено восстановление Зосимо-Савватиевского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря. При первом постриге в монахи имена давались согласно жребию. Теперь это стало неотъемлемой традицией.
В 1992 году историко-архитектурный памятник внесен в число Всемирного Наследия ЮНЕСКО.
Продолжаются восстановительные работы и возводятся памятные кресты на местах наибольших трагедий. Многие мученики эпохи раннего Советского союза были канонизированы.
В 2001 году Патриарх Всея Руси Алексий II лично освятил Соловецкий монастырь.
Как добраться до него, теперь заботит многих паломников, ибо намоленное и настолько выстраданное место обладает неимоверной энергетикой.
Для справки: добраться до островов можно либо по воде, либо по воздуху. Существуют два основных маршрута, которыми пользуются жители, паломники, туристы, — через Архангельск и через Кемь (последний только в период навигации).
Основание подворья в Москве
Второе название сией обители — Храм великомученика Георгия Победоносца в Ендове. Находится он за Москвой-рекой. Район этот называется Нижние Садовники.
Первая церковь из дерева здесь была заложена еще во времена Иоанна Васильевича Грозного. Но по просьбе архиепископа Елассонского, прибывшего вместе с посольством ко двору в 1588 году, на ее месте был воздвигнут каменный храм.
В начале семнадцатого века, как и во многих церквях, в этой был создан острог для «смутьянов».
Храм разрастался со временем. За столетие, с середины 17 века, здесь были пристроены два придела — во имя Богородицы и Николая Чудотворца.
Однако ввиду пролегания русла подземных вод под колокольней, она в конце восемнадцатого века рухнула, причем упала на трапезную. Около полувека монахи обходились без этих двух сооружений, пока один из прихожан не задался целью поставить колокольню.
Она была возведена на твердом месте, поэтому подворье Соловецкого монастыря в Москве находилось немного поодаль от башенки.
Паперть, которая сегодня действует в обители, была сооружена в 1836 году.
В 1908 году церковь вновь пережила катастрофу. Вследствие разлива реки был подтоплен фундамент, на стенах образовались трещины.
Росписи, которые начали осыпаться, были отреставрированы только через два года.
Кроме этого, в ведении храма были лазарет, школа и богадельня для бывших военных.
Церковь действовала до 1935 года, а в годы Советского Союза здесь расположилось художественное ведомство.
Реалии наших дней
Соловецкий монастырь в Москве сегодня возрожден в рамках подворья основного монастыря на Белом море. Восстановление произошло в 1992 году.
Главным образом его деятельность связана с поддержкой и обеспечением обители на островах. В начале 1990-х здесь шла подготовка к служению в связи с переносом мощей святых на Соловки. Далее помещения реставрировались, приводились в порядок.
За десять лет после его открытия были освящены все помещения, воздвигнут Поклонный крест, высотой в десять метров.
В 2003 году проходило великое празднование 350-летия основания церкви Рождества Пресвятой Богородицы, давшей основу для последующего развития храма.
А на Пасху 2006-го был представлен на всеобщее обозрение новосделанный иконостас в пять ярусов.
Основной святыней является икона Соловецких чудотворцев с мощами. Каждое богослужение венчается обращением к ним, а прихожане прикладываются к образу.
Также здесь находится типография, занимающаяся выпуском «Соловецкого вестника», открыток и другой праздничной печатной продукции на Рождество и остальные значительные церковные праздники. Календари, содержащие фото, Соловецкий монастырь производит очень красивые и оригинальные.
Жизнь прихода
Основу деятельности московского подворья составляет просвещение и обучение прихожан младшего возраста. На территории существует воскресная школа, где вместе учатся дети от 6 до 13 лет. Календарный план занятий составлен в соответствии с христианскими канонами и приурочен ко всем церковным праздникам.
Родители сами устраивают трапезу для учеников.
Также работает фотокружок, ведется сотрудничество с Московской киношколой.
Кроме этого, с 2011 года устраиваются пешие и автобусные туры по московским достопримечательностям. Одна из тем экскурсий, например – Иоанн Грозный и Святитель Филипп.
Выезды происходят в соседнее подворье, в Фаустово, а также в Коломенское. Все поездки связаны исключительно с историей и функционированием монастыря. Также раз в несколько месяцев сподвижники возят паломников на Соловецкие острова.
Цель у подобных экскурсий не только просветительская, но и духовная. После турне все желающие могут остаться и задать служителю все интересующие вопросы. Он на них или ответит, или пригласит на соответствующее мероприятие.
Богослужения же проводятся ежедневно, а Литургия – несколько раз в неделю. А в Великий Пост, по четвергам, происходит соборование.