В буддизме существует довольно интересное существо, которое называют бодхисаттвой. Считается, что стать им довольно трудно, но возможно, поэтому многие, кто практикует этот путь, стремятся достичь нужного состояния. В данной статье вы получите ответ на вопрос: бодхисаттва — это кто такой? Также вы сможете узнать путь, которым он следует, и принципы, которых придерживается.
Понятие “бодхисаттва”
Бодхисаттва – это человек (на нашей планете), который достиг просветления, но в отличие от Будды он не покинул этот мир, а остался. Его цель довольно проста и в то же время сложна – помочь людям на их пути духовного совершенствования. Следует также отметить, что бодхисаттвой можно назвать то существо, которое реализовало первую бхуми. Пока этого не произошло, применяется термин «джатисаттва».
Бодхисаттвы часто живут в миру среди других людей, соблюдая обеты и не сворачивая с пути. Их отличает милосердие и сопереживание другим существам. В “Сутре Вималакирти” можно найти сюжет о больном бодхисаттве. А вот когда задали вопрос о том, почему он болеет, то в ответ получили следующее: болезнь случилась от великого сопереживания людям, которые болеют. Таким образом, он как бы настроился на их волну.
Вообще, считается, что приход такого существа на землю – это великое благо. Ведь бодхисаттвы всегда притягивают к себе людей, которые хотят услышать мудрость от них. Некоторые получают необходимый толчок, который позволяет коренным образом изменить свою жизнь.
Также следует отметить, что в разных традициях буддизма это понятие несколько отличается, равно как и подход к самому пути. Подробнее об этом будет написано несколько ниже.
Первое упоминание о бодхисаттве
Впервые бодхисаттва в буддизме упоминается еще на начальном этапе развития этого религиозного течения. Его можно найти в самых ранних сутрах, например Саддхармапундарика сутра (в ней указано двадцать три таких существа), Вималакирти нирдеша сутра (указано более пятидесяти).
Предназначение бодхисаттв
Как было сказано выше, бодхисаттва — это тот, кто уже достиг просветления. Его предназначение в этом мире – принимать страдания с радостью, причем как свои, так и других людей. Считается, что это основа практики таких существ.
По некоторым данным, существует два вида бодхисаттв. Одни совершают только добро, их действия не могут принести вред ни для себя, ни для кого-то другого. Таким образом, они не накапливают плохую карму никогда, всегда поступая только правильно.
Второй вид бодхисаттв предполагает накопление плохой кармы, совершая плохие поступки во благо других. Причем он вполне осознает свои действия, а также наказание за них (попадание в нижние миры после смерти). Многие считают, что именно второй путь требует большей силы духа.
Непреложные обеты
Очень важной ступенью в достижении уровня бодхисаттвы являются обеты, которые он дает перед тем, как начать восхождение по лестнице вверх. Они предполагают заботу о других существах, искоренение различных пороков в себе, соблюдение нравственности и т. д. Также вступающий на этот путь дает клятвы и дополнительно четыре великих обета.
Качества (парамиты) бодхисаттвы
У бодхисаттв существуют определенные качества, придерживаясь которых нельзя сойти с выбранного пути несения пользы всем людям. В разных сутрах их описано разное количество, но мы выделим десять самых важных:
- Дана-парамита. Щедрость, которая предусматривает различные благодеяния, как материальные, так и духовные, а также пожертвования.
- Шила-парамита. Соблюдение обетов, т. е. обязательное следование заповедям и обетам, которые помогают достичь просветления.
- Кшанти-парамита. Терпение, которое позволяет не испытывать ненависть и захваченность. Еще это качество можно назвать невозмутимостью – идущего трудно вывести из себя.
- Вирья-парамита. Усердие (старание) – существует только одна мысль, только одно действие и направление.
- Дхьяна-парамита. Созерцание – происходит сосредоточение, самадхи.
- Праджня-пармита. Достижение и познание высшей мудрости, стремление к ней.
- Упая–парамита. Уловки, с помощью которых бодхисаттвы спасают тех, кому это требуется. Особенностью является то, что к каждому находится правильный подход, позволяющий направить страждущего на путь выхода из колеса сансары.
- Пранидхана-парамита. Клятвы, которые обязан соблюдать бодхисаттва.
- Бала-парамита. Внутренняя сила, которая освещает все вокруг и помогает тем, кто находится вокруг высшего существа стать на путь добродетели.
- Джняна-парамита. Знание, предполагающее возможность самостоятельного существования в совершенно различных местах.
Ступени развития бодхисаттв
Существует также десять ступеней развития бодхисаттв. Каждая ступень занимает множество перерождений, а это занимает довольно много миллионов лет. Таким образом, эти существа добровольно обрекают себя на колесо сансары ради того, чтобы помочь выйти из него другим существам. Рассмотрим уровни (бхуми) бодхисаттв (они взяты из двух источников — “Мадхьямикаватары” и “Священной сутры золотистого цвета”):
- тот, кто обладает высшей радостью;
- непорочный;
- сияющий;
- пламенный;
- труднодостижимый;
- проявляющийся;
- далеко идущий;
- недвижимый;
- добромудрый;
- облако дхармы.
Бодхисаттва в хинаяне
Также следует рассмотреть, что означает бодхисаттва в буддизме разных традиций. За то время, как появилась эта религия, некоторые начали несколько иначе воспринимать путь просветления, а также отношения к другим существам.
Итак, в хинаяне бодхисаттва – это существо (его тело может абсолютно разным, например животного, человека или представителя адских планет), которое решило пройти путь, чтобы стать Буддой. Возникнуть такое решение должно на основе огромного желания покинуть колесо сансары.
В направлении хинаяны такими существами могут быть только бывшие Будды (не больше двадцати четырех), причем до того момента, пока они не стали ими. Бодхисаттвы обязательно должны встретиться в одном из рождений с Буддой, который делает им пророчество, предрекая будущее просветление.
Следует отметить, что в традиции хинаяны бодхисаттва – это не идеал учения. Больше всего последователи стремятся достичь статуса арханта, который считается святым, прошедшим путь до нирваны самостоятельно, лишь следуя указаниям Будды. Никто другой ему тут помочь не может. Это произошло потому, что в этом учении невозможно простому верующему достичь уровня Будды.
Бодхисаттва в махаяне
Бодхисаттва в буддизме махаяны имеет несколько другой статус, но и само течение, которое сформировалось гораздо позже предыдущего, отличается. Главной особенностью махаяны является тезис, что спастись может каждый, кто верует и соблюдает обеты. Именно поэтому движение и получило такое название, которое еще переводится как “великая колесница”.
В буддизме махаяны бодхисаттва – это религиозный идеал, к которому должен стремиться каждый последователь течения. Арханты, которые в хинаяне идеализированы, подвергнуты сомнению из-за того, что они стремятся к личному просветлению, нисколько не заботясь о страданиях других людей. Таким образом, он остается в рамках своего “я”.
В целом в махаяне путь арханства – это узкий и эгоистичный путь. Махаяна обосновала концепцию трёх путей: достижение арханства, затем просветление пратьека-будд и сам путь бодхисаттвы.
Бодхисаттва в ваджраяне
Во ваджраяне бодхисаттва – это некоторая смесь идеала этого образа с йогином, который в совершенстве владеет всеми сиддхами. Это, в принципе, естественно, так как само течение возникло гораздо позже, чем два предыдущих. Еще одной особенностью является то, что некоторые бодхисаттвы являются эманациями определенных Будд. Таким образом, сам принцип пути к совершенству потерян.
Некоторые бодхисаттвы, которые жили в нашем мире
Следует отметить, что в каждом течении буддизма существует свой пантеон бодхисаттв, список которых может разниться. Например, в махаяне можно встретить реально живущих ранее бодхисаттв, которые находились на разных ступенях своего развития. Это Арьяасанга (третий уровень), Нагарджуна (девятый уровнь) и др. Самыми главными считаются Авалокитершвара, Кшитигарбха, Манджушри и др.
Майтрея – это бодхисаттва, который должен вскоре прийти на землю. Сейчас он проходит большие проверки на небе сферы желаний Тушита. Следует отметить, что именно он почитается бодхисаттвой во всех течениях буддизма.
Заключение
Теперь вы знаете ответ на вопрос: бодхисаттва в буддизме — что это такое? Несмотря на то, что отношение к этим существам в различных направлениях буддизма разное, их особенность и нужность трудно оспорить, ведь для становления на этот путь нужно иметь сильную волю и дух.