История всего Китая тесно связана с Чань-буддизмом, который в Японии называют Дзен-буддизмом. Влияние данного религиозно-философского течения было и есть настолько сильно, что стало даже символом Китая, наряду с шаолиньским Ушу. Китайский буддизм довольно сильно отличается от ортодоксального буддизма, так как имеет в себе черты философии Дао.
Основателем этой ветви буддизма считается Бодхидхарма. Именно он пришел когда-то в монастырь Шаолинь и разработал систему самозащиты. Несмотря на распространенное заблуждение, боевая система изначально была только одной из многих дисциплин, которыми овладевали ученики.
Когда Бодхидхарма пришел в Поднебесную, он увидел, что проповедовать слово Будды здесь не нужно. Патриарх считал, что постичь суть учения Ситхархи можно только путем тренировок тела и духа. И если классический буддизм развивался в восточных странах как религия милосердия, то Чань-буддизм отвечал порывам души средневекового воина. Это объяснялось тем, что данная ветвь учения вобрала в себя элементы философии Дао. В Чань-буддизме интуиция была важнее интеллекта, а твердость духа и сила воли важнее рационального мышления, от адепта требовалась настойчивость и целеустремленность. Поэтому патриарх Бодхидхарма начал проповедовать Чань именно с ушу, а не с медитаций. К тому же, объективная реальность требовала от воспитанников Шаолиня умения постоять за себя. Разбойники часто нападали на странствующих монахов, так как те не могли дать отпор. Но со временем ситуация кардинально изменилась. Бандиты скорее напали бы на роту солдат, чем на одного бритоголового монаха.
Если начать анализировать этот шаолиньский буддизм, основы его даже для непосвященных схожи с учением даосов, которые считали началом всего Пустоту. Но схожесть не только в этом. Чань-буддизм учит, что наш видимый мир постоянно находится в движении, и этот двигающийся мир — иллюзия. Настоящий же мир пребывает в состоянии покоя. Он состоит из дхарм, невидимых элементов, которые вступают в бесчисленное множество комбинаций друг с другом. Это все формирует личность индивида, реализуя закон кармы. Согласно этому закону, все происходящее с человеком является результатом его действий в прошлых воплощениях, а все деяния в этой жизни неизбежно отразятся на следующем перевоплощении.
Человек должен осознать иллюзорный мир как «тело Будды», человек должен стремиться к постижению «сущности Будды» не где-то за пределами этого мира, а во всем, что его окружает, прежде всего — в себе самом. Таким образом, самопознание стало основой практики шаолиньских монахов.
Даосское и буддийское учения имеют еще одну общую черту: стержнем этих двух течений является идея «пустоты просветленного сердца». Даже Лао-Цзы писал, что идеальное состояние человека, идеал познания — возвращение в Пустоту.
Чань-буддизм — тренировка тела и духа. Не имея божественного покровителя, человек в суровом мире должен полагаться только на себя. И если в классическом буддизме с просветлением проповедник разрывает круг реинкарнаций, то в Чань-буддизме все по-другому. Получив интуитивное прозрение и осознав свое место в мире, человек начинает по-иному смотреть на реальность и обретает внутренний покой. Это и есть конечная цель Чань-буддизма.