У Ильи Глазунова есть прекрасная картина под названием «Господин Великий Новгород». Храм, изображенный на ней, его месторасположение, поля вокруг очень напоминают церковь Спаса на Нередице. Ничего удивительного, она тоже находится близ Новгорода, а вокруг раскинулись как на картине волховские заливные луга.
Рюриковичи — первые русские князья
На Руси храмы всегда строились на самом высоком месте – ближе к богу. В округе самая высокая корка – Нередица. На ней и стоит храм Преображения Господня. Посвящен он двум погибшим сыновьям Ярослава Владимировича. Некоторые историки считают, что к прозвищу «Мудрый» забыли добавить «Жестокий». Не хватит пальцев на руках, чтобы перечислить количество детей у каждого из правящих на Руси Рюриковичей. А сын Юрия Долгорукого, Всеволод, из-за количества жен и детей получил прозвище «Большое гнездо». Князья умирали, да и при их жизни брат шел войной на брата, сын на отца, отец на сына. Первые русские святые – Борис и Глеб, братья Ярослава Мудрого и Святополка, который по официальной версии убил их, за что и получил прозвище «Окаянный». Существует мнение, что они пали от руки Ярослава. Так или иначе, церковь Спаса на Нередице была отчасти посвящена и им, потому что уникальная роспись храма хранила и лики первых русских святых.
Местонахождение храма
Возведен был храм недалеко от резиденции Ярослава, в трех километрах от Новгорода. Он поставил храм близ своего терема на территории городища. Сейчас это место является археологическим памятником, известным как «Рюриково городище», и входит в список исторического наследия под названием «Великий Новгород», охраняемого ЮНЕСКО. Мужской монастырь, расположившийся чуть позднее вокруг Спаса Преображения на Нередице, был назван «Спас на городище». В Новгороде за период княжения Ярослава велось активное церковное строительство. В отличие от большого Софийского собора, в конце XII и начале XIII века активно строились храмы небольших размеров. Церковь расположена на берегу реки Спасская. Мимо храма проходила дорога на Москву. Возведенная за одно лето 1198 года церковь Спаса на Нередице была последней постройкой Ярослава на этой земле. Новгородцы его изгнали. Но она стала и последней княжеской постройкой вообще – Новгород стал вольным городом.
Условия, гарантирующие своеобразие
Сама по себе церковь небольшая, хотя и производит внушительное впечатление. Она тоже входит в состав исторического наследия «Великий Новгород», как и другие сохранившиеся церкви, построенные Ярославом и его предшественниками. Образцы киевских храмов, взятых за основу, обогатились местными традициями торгового города, художественным вкусом архитекторов и мастеров. Они приобрели оригинальность из-за особенностей строительного камня и техники кладки стен. Она была своеобразна – поочередно укладывались слои плинфы (кирпичи из ракушечника), местного камня, плохо поддававшегося обработке, раствора с добавлением кирпичной крошки и волховского известняка. Из-за неровности плинфы стены были шероховаты. Все это своеобразие и выделило местное строительство в отдельную нишу под названием «архитектура Новгородской земли», характерным представителем которой является церковь Спаса на Нередице.
Подобные храмы
Небольшой по размерам храм, к которому применимо прилагательное «камерный», водружен был в память об убитых сыновьях, и задумывался как княжеская усыпальница. Строительство велось ударными темпами, сроки были рекордными – всего 4 месяца, зато весь следующий 1199 год церковь расписывали. По своей форме и архитектуре (однокупольная церковь кубической формы) храм Спаса на Нередице напоминает другие культовые сооружения, воздвигнутые в те же времена. Очень похожими на него являются Преображенский собор в Переяславе-Залесском, Дмитриевский собор во Владимире, Пятницкая церковь в Чернигове, церковь Благовещения на Аркаже, Петра и Павла на Синичной горе и другие. Все они представляют собой основной тип православного храма. Строительство каменных крестово-купольных храмов на Руси началось с возведения в Киеве Десятинной церкви в конце X века, активное строительства церквей этого вида активно продолжается и сейчас. Именно в наши дни восстанавливаются разрушенные советской властью культовые сооружения и возводятся новые. И хорошо, что они сохраняют форму, присущую православному русскому храму, и так напоминают картины Нестерова и Глазунова. Сохраняется преемственность, современным детям прививается любовь к России с детства, и понятие «Святая Русь» становится очень близким.
Сугубо национальные черты
Храм Спаса на Нередице относится к крестово-купольным, с 4 несущими внутренними столбами культовым сооружениям. Он, как и многие подобные здания, имеет позакомарное покрытие, присущее русскому православному церковному строительству. Келейные или полукруглые закомары представляют собой криволинейную кровлю, довольно сложную в исполнении, повторяющую форму церковного свода. Сама закомара венчает прясло – вертикальный фрагмент церковного фасада. Эти вертикальные фрагменты, с одной стороны, украшают храм, с другой — придают ему уникальную национальную самобытность. Из-за своих небольших размеров церковь Спаса Преображения на Нередице имеет небольшие хоры, представляющие собой антресоли для размещения хора.
Устройство церкви на Нередице
Обычно эти помещения – хоры или полати — находятся на открытой галерее или балконе внутри церкви, и всегда расположены на уровне второго этажа на стене, противоположной алтарю. Эта церковь имеет очень толстые стены, узкая лестница и вход на хоры, расположенные на деревянном накате, прорублены в западной стене. На полатях есть два придела. Сама церковь Спаса Нередицы в Новгороде имеет неправильные пропорции, шероховатые стены, но это совсем не портит ее, а придает храму определенную изысканность и неповторимость. Пластика стен считается удивительной. Несмотря на многие аналоги, церковь уникальна.
Возведена церковь была быстро, и, хотя расписывали ее целый год, сроки нанесения фресок тоже были сравнительно короткими. Росписью было покрыто все внутреннее пространство – стены, купол, несущие колонны, и в этом равных ей не было. Крупнейший живописный ансамбль, знаменитейший памятник монументальной живописи не только России, но и Европы – вот что такое роспись, которой обладает Спас на Нередице. Новгород не может похвастаться еще одной такой церковью.
Забытая и сохраненная
Многие века стояла церковь, удивительно гармонично вписываясь в окружающий ландшафт, и не было вокруг нее особого ажиотажа. Интерес к ней возник во второй половине XIX века. Художник Н. Мартынов в 1867 году получил в Париже бронзовую медаль за акварельные копии нередицких настенных росписей. В 1910 году начинается реставрация и активное изучение фресок. Все это более-менее интенсивно продолжалось до 30-х годов. Эту работу все время подталкивал Николай Рерих, который хотел сохранить такую жемчужину, как Спас на Нередице. Фрески храма дошли до тех времен в удивительно хорошем состоянии.
Гениальная прозорливость
Только благодаря работе, проведенной в то время, эти сокровища сохранились в фотографиях и копиях до наших дней и выпущены отдельной книгой. Сами же фрески, да и сам храм, погибли абсолютно все в 1941 году от фашистских артобстрелов, так как в церкви находилась огневая точка. Так велико было значение этой церкви, что реставрационные работы начались в 1944 году. Храм восстановлен настолько искусно, что мало кто признает в нем послевоенное творение. Воссоздать церковь стало возможно только благодаря обмерным чертежам, сделанным в 1903-1904 годах академиком П. Пивоваровым.
Единственный в своем роде
Издали виден стоящий на возвышении храм Спаса на Нередице. Фото, существующие в больших количествах, передают его удивительную красоту. Внешне он точная копия своего предшественника, а вот внутреннее убранство восстановить не удалось, так как сохранилось 15% первоначальных росписей, в основном, верхняя часть — стены, своды, купол.
Уникальность первоисточника состоит не только в том, что было расписано абсолютно все, — поразительны были манера письма и темы фресок.
Необычно для того времени и считалось пережитком изображение в куполе «Вознесения» фигуры Христа с шестью ангелами. В это время купола украшали «Пантократом». Это было, как правило, поясное изображение Иисуса. Он творил благословение правой рукой, левой держал Евангелие. В 9 ярусов были расположены церковные фрески. Имелись здесь композиции «Крещение», портреты убитых княжичей и первых святых Бориса и Глеба. Был здесь большой портрет Ярослава и большая композиция Страшного суда, в которой нашлось место для сюжета «богатый в аду». Общая программа росписи, как, например, в Софийском соборе, отсутствовала, не было ни малейшей хронологии событий, но это не умоляет значимости нередицких фресок.
Коллективное творчество
Многие специалисты объясняют эту бессистемность наличием большого количества мастеров и спешкой выполнения заказа. А некоторые предполагают, что Ярослав на короткие летние месяцы, когда обычно расписываются церкви, пригласил не зависящих друг от друга специалистов, среди которых был даже иностранец. Поэтому наблюдается такая разноголосица.
Точное имя художника неизвестно, но (предположительно) многое указывает на то, что ним был иконник Олисей Гречин. Археологи нашли его мастерскую, где многое указывает на его причастность к нередицким росписям. Специалисты отмечают, что манера письма размашистая, близкая, скорее, восточной манере, чем строгой византийской.
Сохранность наследия
После войны церковь Спаса Преображения на Нередице была полностью восстановлена в 1958 году, а в 1992-м была включена в список всемирного наследия.
Огромным достижением является то, что сейчас создаются экспозиции в системе 3D. Студентами Ленинградского университета по черно-белым фотографиям и эскизам, сохранившимся в архивах, удалось воссоздать и внутреннее, и внешнее убранство храма, причем оно меняется во времени. И все это соответствует действительности.
В настоящее время сама церковь несколько дней в неделю работает как музей, открытый для посещения.