На северо-востоке современной Сирии, между реками Тигр и Евфрат, со 137 года до нашей эры по 242 год нашей эры существовало небольшое государство Осроена, которое первым объявило христианство официальной государственной религией. Здесь же первый раз упоминается икона Спаса Нерукотворного.
Легенда об иконе
По многочисленным легендам, осроенский царь Авгарь V, резиденция которого находилась в столице государства Эдессе, заболел неизлечимой болезнью — черной проказой. Во сне ему явилось откровение, что поможет ему только лик Спасителя. Придворный художник, отправленный ко Христу, не смог запечатлеть его образ из-за божественного сияния, исходящего от Иисуса, который, пойдя навстречу царским мольбам, сам омыл свое лицо водой и отер полотенцем (платом). На нем и остался запечатленным светлый образ, получивший название «убрус», или Мандилион, или икона Спаса Нерукотворного. То есть в классическом варианте она представляет собой лик Христа, выполненный на полотне, по краям которого пущена канва, а верхние концы завязаны в узлы.
После чудесного исцеления Авгаря упоминания об этой иконе отсутствуют вплоть до 545 года, когда Эдессу взяли в блокаду персидские войска. Как часто это бывает, в трудную минуту на помощь приходит провидение. В нефе над воротами города были обнаружены не только сама прекрасно сохранившаяся икона Спаса Нерукотворного, но и ее отпечаток на керамической стене хранилища, или Керамидионе. Блокада города была снята самым чудесным образом.
Особенности иконы
Этот чудотворный образ в обоих своих проявлениях (выполненный как на холсте, так и на керамике) имеет ряд особенностей и обычаев, с ним связанных. Так, он рекомендован начинающим иконописцам как первая их самостоятельная работа.
Икона Спаса Нерукотворного – единственный образ, на котором нимб вокруг головы Иисуса имеет форму правильного замкнутого круга с находящимся внутри крестом. Все эти детали, как и цвет волос Спасителя, общий фон иконы (на самых древних иконах фон всегда оставался чистым), несут свою смысловую нагрузку.
Бытуют мнения, что созданный без кисти и красок портрет, которым является, по своей сути, икона «Спас Нерукотворный», — фото Христа, запечатлевшее его лицо.
В православии эта икона всегда, с момента привоза ее списка из Константинополя в 1355 году, играла особую роль. Хотя самые древние иконы этого вида появились на Руси еще в XI веке, только со второй половины XIV века все, связанное со «Спасом Нерукотворным», позиционируется на уровне государственного культа и внедряется повсеместно. Под него строятся храмы, этот лик изображен на знаменах русских войск в самых решающих для страны битвах – от Куликовской до сражений Первой мировой войны. Слово «стяг» заменяется постепенно словом «знамя» (от «знамения»). Хоругви с изображением «Спаса Нерукотворного» стали неотъемлемой частью побед русского оружия.
Икона «Спас Нерукотворный» сегодня
Прибытие этой чудотворной иконы, слава о которой разнеслась по всей Руси, из Новоспасского мужского монастыря города Вятки в Успенский собор Кремля, приобрело государственный масштаб и значение. Тысячи москвичей и приезжих вышли навстречу иконе и при виде ее упали на колени. Фроловские ворота, через которые пронесли икону, стали называться Спасскими. Пройти через них можно было лишь с непокрытой головой, в знак божественности лика.
«Спас Нерукотворный» — икона, значение которой невозможно переоценить. Она воспринимается как один из основных символов православия, по смысловому значению она приравнивается к кресту и распятию.
В последние годы, которые иногда справедливо называют Вторым крещением Руси, строится небывалое количество церквей, монастырей и храмов. В Сочи к открытию Олимпиады в рекордные сроки был возведен и освящен 5 января 2014 года Храм Спаса Нерукотворного.