Богослужение в православной церкви воздействует на все органы чувств: иконы на зрение, пение и чтение на слух, каждение на обоняние, а вкушение просфоры, святынь на вкус. Все это важно, все имеет значение. В храме, на богослужении, человек живет полной жизнью. Служба в церкви идет по суточному, недельному и годовому кругу.
Человеку, который не знаком с православием, служба кажется однообразной, совершенно одинаковой. Но отличия, безусловно, есть.
Каждое богослужение состоит из неизменной и изменяемой части. Неизменные церковные песнопения — это, например, Херувимская Песнь на каждой Литургии. Она звучит за каждым богослужением (за исключением нескольких раз в году) и остается неизменной. Херувимскую писали некоторые композиторы, и их творения тоже иногда исполняют. Но это решение обычно принимает регент хора, оно не регламентируется Уставом: петь ли сегодня Херувимскую Гречанинова, Чайковского или просто каким-нибудь монастырским распевом.
Практические все церковные песнопения, которые исполняются и известны, – это вот такие неизменные части богослужений. Изменяемые части учитывают:
- день недели (каждый день недели – память особого события);
- число (память святых есть каждый день);
- наличие Великого поста сейчас или в ближайшем будущем (учитывая 4 недели подготовки к Посту, Пасха «контролирует» почти полгода).
Церковные песнопения расписываются ежедневно по уставу. Занимается этим опытный регент, человек, имеющий специальное образование. Полностью богослужение бывает одинаковым на протяжении всего года лишь раз в 518 лет. То есть даже если ходить на все богослужения, церковные песнопения не повторятся дважды совершенно одинаково на протяжении жизни десятка поколений. Но, конечно, полное соблюдение всего устава чрезвычайно трудоемко, такое возможно только в монастырях, а в миру люди не выдержат таких длинных служб.
Ноты церковных песнопений разделены на восемь гласов. Глас – это просто напев, мелодия, на которую поются тропари данного дня. Гласы чередуются по неделям: то есть повторяются примерно раз в полтора-два месяца.
Не всегда конкретный приход может позволить себе шикарный хор. В центральных столичных соборах часто поют профессиональные певчие, а в небольших церквях на окраинах это обычно прихожане, немного знакомые с нотной грамотой. Профессиональное пение, конечно, более впечатляет, но часто такие певцы – неверующие люди, а ведь церковные песнопения – молитва.
Что важнее: красивые голоса на клиросе или молитвенный настрой хора — должен решить настоятель храма. В последнее время даже появилась мода на церковные песнопения. Их передают по радио, исполняют в залах филармонии и капеллы, записи можно купить.
Хорошо, что церковное искусство привлекает людей, но прослушивание таких записей часто бывает совершенно немолитвенным, поверхностным. А ведь исполняются песнопения самых сокровенных моментов богослужения. Что при этом делать воцерковленному человеку: молиться или наслаждаться голосами? Или помнить, что это не служба вовсе и все, что происходит в зале для концертов, – лишь музыка, а не молитва? Поэтому не все православные посещают такие концерты и вообще являются поклонниками такого искусства.