Перед Великим постом, за несколько недель, в храмах начинаются подготовительные богослужения. В воскресные дни перед постом звучат особенные песнопения, например «На реках Вавилонских» и «Покаяния отверзи ми двери», настраивающие прихожан на особенный молитвенный и покаянный настрой. Во время поста, в ходе Литургии Преждеосвященных Даров, звучит еще одно песнопение похожего настроения – «Да исправится молитва моя». И на этой службе не будет звучать «Херувимская песня», а вместо нее услышим «Ныне Силы Небесные», изменяются и другие песни на службе. Чем песнопения Великого поста отличаются от тех, которые звучат на службах в обычные дни, и будет разговор в данной статье.
Эмоциональная сила православных песнопений
Музыкальный язык богослужений откликается на содержание молитвословий. Его задача в передаче смысла, донесении до сердца и пробуждении покаянного настроения в душе. Образно-эмоциональная сфера музыкального стиля песнопений, сложившаяся еще в XVII – XIX веках, передается двумя ладовыми окрасами – мажором и минором. Эти звукоряды уходят корнями в глубь веков, когда существовало большое количество ладов, каждому из которых соответствовало свое эмоциональное состояние. Эти лады широко использовались не только в храмовых песнопениях, но и в народном творчестве, поэтому за ними было закреплено название ладов народной музыки. Когда появилась мажорно-минорная музыкальная система, другие лады в обычной музыке стали забываться. Сложилось так, что мажор стали ассоциировать с радостью и ликованием, светом и вдохновением, а минор – с печалью, грустью и скорбью. Композиторов романтической эпохи уже перестала устраивать эта система, которая казалась примитивной, и они стали черпать вдохновение в ладах народной музыки, найдя там невероятный и бесконечный источник новых красок и мелодизма. Музыкальный язык во все эпохи являлся отражением душевного состояния человека своего времени. Он то был гармоничен и сложен, то атональный и практически разрушенный. Эксперименты над музыкальным языком шли очень долго, но вытеснить окончательно мажорно-минорную (западно-европейскую) музыку оказалось невозможным. Тем не менее западно-европейский музыкальный язык оказался чуждым православному мироощущению и богослужению.
Пути православных песнопений
В церковно-славянском языке присутствует дивное слово – «радостнопечалие», точно передающее состояние верующего человека. Невозможна печаль без радости и надежды на милосердие Бога и радость без печали о своих грехах. Это хорошо слышится, когда звучат песнопения Великого поста и Страстной седмицы, а также когда погребальный звон оканчивается праздничным трезвоном. В богослужебных музыкальных композициях также шел поиск путей уточнения и углубления музыкально-языковых средств. Сближение мажора и минора с уменьшением их контрастности было необходимым. Со временем сложилось два пути – один простой, когда в обычных песнопениях в пределах звукоряда часто смещаются тоники, что вызывает некоторую ладовую неопределенность и эмоциональную невыраженность. Этот лад имеет корни из народных песен, и в богослужебных песнопениях он удивительным образом прижился и стал постоянным атрибутом. Особенно он заметен, если слушаешь песнопения Великого поста с переменным ладом, например «Покаяния» лаврского напева и В. Крупицкого «На реках Вавилонских».
Второй, гармонически более сложный, — путь увеличения одного лада за счет аккордов соседних. Это направление определила для себя Московская школа с композиторами А.Кастальским, А.Никольским, П. Чесноковым и др. Их произведения гармонически более красочны и разнообразны, с сильно заниженной доминирующей функцией одного лада. Но невероятная способность творчества этих композиторов состоит в умении повести за словом все средства музыкального языка. Это ярко выражено, например, в «Покаянии» Чеснокова.
Возврат к знаменному пению
Еще один вариант пути – назад, к народным истокам, когда была возможность выходить за пределы тональности ряда. Это вариант возвращения к знаменному пению, и есть мнения, что песнопения Великого поста должны быть знаменного распева, как более соответствующие постовому богослужению. Знаменное пение упрощенно, аскетично, сдержанно, без содержания полярных ладовых красок, оно более способствует самоуглублению и вдумчивому созерцанию, а не эмоциональным всплескам. Но возникают технические сложности по переходу на знаменное пение во время поста. Это все равно что начать петь на ином языке свободно, искренне, от всего сердца. Этот лад имеет небольшие отличия от привычного минора, но вносимая им новая окраска немного уменьшает навязываемое минорными нотами эмоционально-образное состояние. Это ярко выражено в песнопениях современного автора И. Денисовой, которые органично вписываются в постное богослужение.
Когда слушаешь избранные песнопения Великого поста и Страстной седмицы, можно услышать практически все варианты музыкального языка. Язык богослужений так же символичен, как смена одежд в облачении. Сгущенный минор хорошо соответствует времени поста – периоду усиленного покаяния и сокрушения. Видимо, поэтому так легко принимается, когда пение заменяется чтением в постные дни, естественно желание слушать знаменное пение.
Ноты Великого поста
Красивая гармония пения хора воспринимается лучше монотонного чтения, настраивает на определенный молитвенный лад. Церковное пение имеет свою специфику, хоть и подчиняется общим правилам музыкальной гармонии. Ноты песнопений Великого поста раскрывают духовные истины Евангелия, являются мелодичной проповедью, звуковым образом богослужения. В наше время есть множество прекрасных произведений, поэтому регентам церкви необходимо так подбирать песнопения разных авторов, чтобы они подходили по одному стилю и манере исполнения. Песнопения Великого поста исполнены особенного настроения светлой печали. Когда они поются с душой, получаются очень красивыми, спокойными, сдержанными. Особенно это видно в песнопениях с Валаамским распевом.
Одно из самых ярких произведений на Литургии Преждеосвященных Даров является песнопение «Да исправится молитва моя». Довольно известная мелодия, переложенная на ноты песнопений Великого поста, наполняет сердце не только покаянным чувством, но и гармоничной красотой.
Великий пост – особое время в жизни православного христианина. Те, кто хоть раз приходил в храм и внимал постным службам, в сердце своем сохранит красоту и светлую печаль покаянных распевов. Может быть, через них придет глубокое понимание радости Светлого Христового Воскресения.