Почему далеко не каждый христианин может похвастаться душевным равновесием? Архимандрит Андрей (Конанос) – о том, как достичь настоящего упования на Бога и таким образом сохранить не только психическое, но и телесное здоровье.
Некоторые врачи утверждают, что смех продлевает жизнь. У человека, который умеет не только плакать, но и смеяться, радоваться жизни, а не только сокрушаться о своих грехах, есть много шансов сохранить хорошее здоровье.
Но, разумеется, когда ты постоянно впадаешь в меланхолию, думаешь о неприятных, негативных вещах и передаёшь такое настроение другим людям, речи о хорошем здоровье быть не может.
Архимандрит Андрей (Конанос)
Когда маленький ребенок просыпается утром, первое, что он делает, – он улыбается. Особенно это относится к совсем маленьким. Если такой кроха спал хорошо, то первое, что он сделает, открыв глазки, – засмеётся. Маленькие дети смотрят на жизнь с радостью и оптимизмом.
Что мы делаем, когда видим какого-нибудь своего друга в печали и унынии? Мы говорим ему:
– Пойдем погуляем, выпьем чего-нибудь, посмотрим закат, сходим к морю! Расслабимся!
А друг на это отвечает:
– У меня нет настроения!
Но мы продолжаем настаивать, и в конце концов он идёт с нами.
Так и ты делай – заставляй себя, пусть даже через силу.
Мне тоже иногда совсем не хочется никуда выходить. Как будто что-то накатывает, и нет желания ни вставать с постели, ни ехать куда-либо, думаешь: «Всё равно места для парковки не найдётся» и т.п. Начинаешь думать о неприятных вещах и тонешь в этих мыслях.
Содержание
- В таком состоянии оставаться нельзя. Дай надежду своей душе! А если она не видит надежды, то приободри её телесным усилием. Сделай наоборот – движение от тела к душе.
- Человек – загадочное существо. В нём всё взаимосвязано. Поэтому, что бы ни случилось, – молись. Ведь молитва способствует проникновению Света в душу.
- Не нужно ничего говорить. Люди увидят твой светильник. Если он у тебя есть – значит, будет светить. Ты не сможешь его скрыть.
- Что же это за вера? Церковные службы, ладан, просфоры – всё это есть, но где же дела? Здесь можно возразить: но разве всё это не означает, что я – верующий человек? Нет, не означает. Вера – это другое.
В таком состоянии оставаться нельзя. Дай надежду своей душе! А если она не видит надежды, то приободри её телесным усилием. Сделай наоборот – движение от тела к душе.
Душа и тело взаимосвязаны. Мы не очень-то задумываемся над этим – ведь мы никогда так не делаем, не пытаемся повлиять на своё состояние «с обеих сторон».
Один человек от сильного волнения ничего не ест, а другой наоборот – начинает набивать желудок. Врачи часто говорят, что причина чревоугодия – в эмоциях. То есть, например, человеку не хватает любви, а он бежит к холодильнику, хотя тоскует не по тому, что в холодильнике, а по теплу, любви, объятиям, поцелуям, нежности, ласковому слову. Ему хочется услышать, что он любим, что его ценят. Без этого он чувствует пустоту в душе и хочет её наполнить, но не знает, как это сделать, и наполняет желудок.
Вот почему мы и бегаем к холодильнику. Хочется насыщения. Но затем прибавляются лишние килограммы, и это начинает нас сильно беспокоить. А от беспокойства мы едим ещё больше – и получается замкнутый круг.
В чём же причина? В душевных проблемах. Что происходит в человеческой душе? Человеку не хватает любви, ему кажется, что его не ценят. Кажется, что поставленных целей не достичь, и мы начинаем задаваться вопросами: «Для чего я живу? Что я делаю здесь, в этом мире? Кому я нужен?»
«Удостой нас, Господи…» Этими словами мы просим Бога, чтобы Он дал нам почувствовать, что мы достойны. Мы просим у Него подтверждение Его любви, мы хотим почувствовать её. Как говорится в Псалтири: «Господь пасет мя и ничтоже мя лишит» (Пс. 22:1). Когда мы с Богом, то ни в чём не нуждаемся. Нам не нужно лопаться от переедания, чтобы «насытить» свою душу, потому что мы насыщаемся любовью, благодатью, милостью Божией, нежностью – всем тем, что дают нам наши родные и друзья. И после этого всё приходит в равновесие.
Человек – загадочное существо. В нём всё взаимосвязано. Поэтому, что бы ни случилось, – молись. Ведь молитва способствует проникновению Света в душу.
Мы словно протягиваем руки к Богу и говорим: «Господи, просвети нас!» Мы как будто раскрываем Ему объятия и просим Его просветить нас, чтобы этот Свет вошёл в наши сердца. И тогда мы уже по-другому будем смотреть на жизнь. А наш взгляд на жизнь влияет на очень многое.
Вопрос в том, кто «настраивает» нам этот взгляд. Верующий человек смотрит на жизнь вместе с Богом.
Господь не изменил наш мир с видимой, внешней стороны. Землетрясения, наводнения и прочие бедствия по-прежнему происходят. И смерть по-прежнему есть. То есть, Бог продолжает попускать всё это. Да, Он победил смерть, но трудности появляются вновь и вновь. Что же изменил Бог? Он дал нам другое зрение, дал нам веру – веру, которая победила мир. Наша вера побеждает жизненные трудности и помогает нам держаться на плаву, не утонуть. Эту веру нам дал Христос.
Все страдают. Но когда человек пребывает с Богом, то он умеет страдать «правильно». Страдание может стать созидательным, конструктивным. Оно сжигает тебя, но при этом ты благоухаешь. Так горит ладан, от которого разносится не запах гари, а благоухание. Со Христом, живя Его жизнью, мы учимся такому страданию. Мы начинаем благоухать, становимся прекрасными и мудрыми, у нас открывается духовное зрение.
Мы испытаны жизнью. У нас есть опыт. Этот опыт приобретается благодаря искушениям и испытаниям. Мы становимся зрелыми и мудрыми и уже по-другому смотрим на многие вещи, уже понимаем боль других людей, потому что сами испытали такую боль. Мы прошли испытание, мы плакали – но всё это имеет смысл только в том случае, если мы впустили в свою жизнь Христа. Если же этого не произошло, то искушение разрушает нас, жизнь нас уничтожает, парализует.
Я не знаю здесь универсальных способов. Каждый находит свой путь. И каждый человек, который, к примеру, борется со смертью, вызывает огромное уважение. Он борется за жизнь – и при этом не помещает себя в вакуум, не сходит с ума и не пытается покончить с собой. Даже если его путь отличается от моего, я уважаю его за одно то, что он борется и при этом не говорит высокопарных слов о своей борьбе как о единственно достойном и правильном пути.
А если мы стяжали такую веру, то будем светом мира, как говорил Сам Господь (Мф 5:14): «Вы свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят её под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф 5:14-16).
Не нужно ничего говорить. Люди увидят твой светильник. Если он у тебя есть – значит, будет светить. Ты не сможешь его скрыть.
Это будет самым неопровержимым доказательством: твой душевный мир, твоя вера, которая укрепляет тебя. Если ты будешь доверять Богу, то поймёшь, что на самом деле всё происходит для достижения святой, совершенной, благой цели – твоего спасения. И то, что Бог попускает, – лучшее для тебя. И тогда ты примешь всё это. А если в твоих силах попытаться что-то изменить, то ты будешь делать это спокойно, без паники, со Христом.
Это – опытное христианство, которое строится на внутреннем опыте общения с Богом. Это не показная религиозность, когда мы выходим с плакатами и громко заявляем, что веруем в то-то и то-то. При этом, когда к нам приходят новые люди, то они часто видят нечто совершенно противоположное: неразбериху, страх, неуверенность, фобии. И говорят:
– Неужели это те, кто утверждает, что верует во Единого Бога Отца Вседержителя, Творца неба и земли, видимого всем и не видимого? Вы действительно верите в это? Вы верите, что Бог – ваш Отец?
– Да.
– Тогда почему вы так поступаете?
– Как поступаем?
– Как поступаете? Да вы бледные от страха! Вы так боитесь будущего, что думаете только о плохом, забывая о хорошем! Вы рассуждаете об исторических событиях и всей жизни так, словно Бога нет! Больше всего вы любите говорить о конце света, о грядущих событиях и пророчествах.
При этом если кто-нибудь заглянет к нам в душу, то не увидит там молитвы и спокойствия, не услышит слов: «Авва (то есть Отче) Отче! Боже мой! Отец, я полностью доверяюсь Тебе и не ухожу из твоих объятий!» А вместо этого мы думаем о том, что не имеет сегодня к нам никакого отношения.
Помните, как апостол Пётр спросил Христа об апостоле Иоанне? «Господи! А он что?» (Ин. 21:21) Петра интересовало будущее Иоанна, его дальнейший жизненный путь. А Господь ответил: «Если Я хочу, чтобы он пребыл, пока Я приду, что тебе до того? Ты иди за Мною» (Ин. 21:22). Почему тебя это интересует? Неужели ты не веришь Мне? Если веришь, то дай Мне руку, чтобы Я услышал, как бьётся твой пульс.
Господь слушает твой пульс и говорит: «Как сильно бьётся сердце! Его стук слышен на другом конце улицы! Почему? Разве ты не веришь в Бога? Почему ты так боишься, что не можешь заснуть? Твоя вера не может дать тебе даже спокойного сна? Ты волнуешься, что твоего ребёнка до сих пор нет дома? Что же тогда значит вера в Бога? Смотри: ты заполнил свой дом иконами, кадишь все углы, но при первой же проблеме тонешь в стакане воды».
Что же это за вера? Церковные службы, ладан, просфоры – всё это есть, но где же дела? Здесь можно возразить: но разве всё это не означает, что я – верующий человек? Нет, не означает. Вера – это другое.
Например, у твоего ребёнка какие-то проблемы, но ты не сходишь с ума от волнения, а спокойно молишься. Молитва – это успокоение, потому что мы видим перед собой Бога.
Святой Иоанн Лествичник говорит: когда мы прикасаемся к чему-либо, этот предмет передает нам или своё тепло, или холод. Дотрагиваемся мы до чего-то холодного – и нам становится холодно. До тёплого – нам тепло. Следовательно, когда человек молится с верой и со всеми своими проблемами дотрагивается до Христа, то Господь передаёт ему то, что имеет Сам, а именно – бесконечное спокойствие, уверенность, веру, тишину, мир в сердце. Всё то, чем Он обладал в Своей земной жизни.
Помните, как Он спал во время бури? Вот что значит вера: спать во время бури. И это не бесчувственность, это чувство – чувство настоящей, действенной веры.
Да, всё это – слова. Вы и так это знаете. Но придёт время, когда сама жизнь даст нам задание воплотить эти слова в дело. Потому что Бог говорит нам: «Сегодня вы узнали кое-что новое. Для того, чтобы выучить, усвоить и запомнить этот урок, необходимы упражнения». Это причинит боль, и мы будем ошибаться, но ведь когда решаешь какую-то задачу, она сразу не получается, бывают и ошибки. А учитель говорит – попробуй ещё раз! И ты пробуешь, решаешь и узнаёшь новое.
Авва Дорофей говорит, что когда наше житейское море начинает бушевать, то, веря в Бога, доверяя Ему, мы не противимся волнам, а умело ныряем в них. Волна проходит над нами, а мы, вверяя свою жизнь Богу, продолжаем спокойно плыть и не тонем, потому что знаем секрет. Этот секрет – не в наших способностях, хитрости, рационализме и деньгах, и уж тем более – не в напряжении, стрессе и сопротивлении.
Секрет в том, чтобы «поймать волну» Божественной любви, заботы, промысла. В том, чтобы довериться и сказать: «Господи, мой жребий – в Твоих руках. Я вверяю Тебе все свои проблемы, всё, что меня волнует, и спокойно ложусь спать, потому что Ты, Господи, позаботишься о моей безопасности. Ты – моя защита, моё прибежище, и я не боюсь. С Тобой у меня всё получится». Вот что такое вера.
Делайте так, если хотите быть здоровыми, если хотите, чтобы ваши проблемы быстрее разрешались. Потому что, придя к врачу, мы часто слышим: «Вы много нервничаете». Неужели так часто происходит что-то настолько серьёзное, что повышается давление и сахар? И мучает бессонница, мучают разные мысли? Половина болезней начинается с душевных проблем, и, если мы посмотрим на эти проблемы повнимательнее, то увидим, что все они являются следствием огромной неуверенности, одиночества и страха. А вера в Бога побеждает всё это.
Будем молиться, чтобы у всех нас была такая вера, чтобы Господь даровал нам эту веру. Подумаем над этим. Сделаем всё, что в наших силах. Будем молиться, чтобы Господь дал нам силы и благодать; чтобы, увидев наше благое намерение, помог нам. И тогда мы начнём радоваться – не только в этой жизни, но и в будущей, где вера уже не будет достигаться через усилие и труд, а где мы будем просто жить, любить, наслаждаться, видеть Бога и прикасаться к Нему – Такому, какой Он есть!