Доминиканский орден (лат. Ordo fratrum praedicatorum) является католическим и относится к одному из братств, проповедующих отказ от материальных благ и жизнь во славу Бога. Основан Доминго де Гузманом, монахом испанского происхождения, в 13 столетии. Другое название — Орден братьев-проповедников — было дано ему Папой Римским.
Ордена францисканцев и доминиканцев
Эпоха возникновения нищенствующих орденов пришлась на конец 12 — начало 13 ст. В это время католическая церковь нуждалась в догматиках, которые вели бы постоянную непримиримую борьбу с ересями и еретиками.
Рассказ об орденах францисканцев и доминиканцев следует начать с того, что в эту эпоху появилась необходимость в священниках, которые бы не занимались светскими делами и вели роскошную жизнь, а, наоборот, презирали блага и были способны продемонстрировать простым людям свою чистоту веры на личном примере. Оба ордена стали известны своей строгостью и категорическим отрицанием и отречением от мирских благ.
Орден францисканцев был создан в 1209 г. сыном богатого ассизского купца Джованни Бернардоне, который, будучи странствующим проповедником, объединил вокруг себя своих единомышленников и последователей в Италии около города Ассизи. Прозвище «Франциск» он получил за употребление французских слов в своих проповедях.
Основатель францисканцев выступал против стяжательства представителей католической церкви, продажи должностей и индульгенций. Из-за этого ему одно время запрещали проповедовать, однако в 1210 г. разрешили. Устав Ордена был основан на послушании, целомудрии и нищенском существовании, он был одобрен Папой Иннокентием 3-м. Традиционной одеждой монахов стало просторное коричневое одеяние с капюшоном.
О популярности францисканцев свидетельствуют данные о широком распространении монастырей: уже к 1264 г. их насчитывалось 8 тыс., а количество монахов достигло 200 тыс. К началу 18 в. Орден насчитывал 1700 монастырей и 25 тыс. братьев. Францисканцами была создана система богословского образования, они активно занимались миссионерством и исследованиями.
Оба ордена — францисканцев и доминиканцев — были наделены Папой Римским функциями инквизиторской деятельности, которую активно осуществляли в европейских странах на протяжении многих лет, используя казни и пытки. Но в основном их деятельность была направлена на миссионерскую и проповедническую работу, развитие образования и науки.
Жизнь Св. Доминика
Основателем Ордена монахов-доминиканцев стал испанец Доминго де Гузман, который родился в 1170 г. в испанском городе Калереге. Его мать была известной благотворительницей, которая помогала бедным. Отец — дворянин Феликс де Гузман, его старшие сыновья последовали за своим братом и также вступили в Орден, позднее их примеру последовали 2 племянника.
Матери Доминго накануне основания Ордена приснился пророческий сон: из ее чрева вышла собака, держащая в пасти горящий факел, которому предстояло «зажечь» весь мир, а во лбу своего сына она увидела звезду.
Для обучения мальчика отправили к дяде, служившему приходским священником, где он провел 7 лет. Уже в те годы он проявлял аскетические наклонности, отказывался от комфортного ночного сна в кровати и предпочитал спать на полу.
В 14 лет он поступил в университет в Паленсии (королевство Леон). Это были годы, когда в Европе свирепствовал голод. И будущий основатель ордена продал свое имущество и книги, чтобы помогать милостыней бедным жителям. 6 лет он занимался изучением философии, культуры и искусства, музыки и пения.
В 1190 г. Доминика назначили канониром в Осме, расположенном недалеко от Каллерега, где он продолжил свои теологические исследования. Он был рукоположен в священники и прослужил здесь 9 лет. Все годы он много читал, живя в святости.
В 1203 г. он сопровождал епископа Диего в поездке в Лангедок для помощи в организации свадьбы короля. В этой поездке Доминик был возмущен большим количеством еретиков во Франции и поэтому примкнул по своим убеждениям к альбигойцам, где и получил название «Брата Доминика». Цистерцианцы переходили из города в город, проповедуя скромность и благородство. В одном из городов судьи провели «испытание огнем», пытаясь уничтожить рукописи, написанные Домиником и его противниками. И чудесным образом его тексты трижды вылетали нетронутые из пламени. Такое же чудо произошло и в Монреале.
Альбигойцы придерживались строгих правил, однако Доминик превзошел их своими стремлениями к жертвенности. Питался он в основном сушеной рыбой, хлебом и супом, вино разбавлял водой. Носил жесткую власяницу и цепь вокруг талии, спал очень мало и только на полу. При этом он был благожелателен и проявлял снисходительность к другим людям.
В 1206 г. после видения на праздник Святой Магдалины в городке Пруйль Св.Доминик понял, что он должен создать здесь женский монастырь, для чего в ближайшее время смог собрать 8 молодых монахинь. Первый доминиканский женский монастырь открылся 27 декабря 1206 г., их покровительницей стала Мария Магдалина.
В 1207 г., после смерти епископа Диего, Доминик собрал вокруг себя небольшую группу проповедников, которые примкнули к монастырю в Пруйле. Епископ Тулузы Фолкес и св. Доминик ходатайствовали к Папе римскому об образовании нового сообщества проповедников.
История создания ордена
В 1214 г. в южном французском городе Тулуза вокруг монаха Св. Доминика собралась община единомышленников, целью которых было проповедование Евангелие и приведение людей к Богу при помощи личного примера. Начальной целью основания был поход против альбигойцев. Эти действия растянулись впоследствии на 20 лет и привели к уничтожению нескольких тысяч людей, объявленных еретиками.
В 1215 г. Св. Доминик в Риме повстречался с Франциском Ассизским, основателем Ордена францисканцев. Они нашли много общего в вере и любви к Богу, которую проповедовали францисканцы и доминиканцы, ведя нищенскую и аскетичную жизнь. Братья обоих орденов несли простым людям слово Божие, способствовали распространению христианской веры и выступали против ереси.
Еще при жизни Иннокентия 3-го Доминик, имея на руках подготовленный устав Ордена доминиканцев, отправился в Рим для папского подтверждения. Однако по приезду выяснилось, что Иннокентий скончался. И только следующий Папа Римский утвердил устав Доминиканского Ордена в январе 1216 г. и взял его под свое покровительство. На тот момент в нем насчитывалось 16 братьев.
Доминика он вначале оставил на должности богословского советника в папском дворце, который также занимался и цензурой книг. В этом же году Св.Доминик совершил паломничество к великим христианским святыням. Находясь в базилике Св. Петра он получил видение, в котором апостолы Петр и Павел вручили ему книгу и повелели его проповедовать слово Божие как избранному для этой работы.
«Сеять семена слова Божьего…»
Когда папа Гонорий 3-й разрешил Доминику вернуться в Тулузу в мае 1217-го, состоялось его воссоединение с братьями по ордену. Основатель его представлял Орден Доминиканцев как возможность проповедования всему миру Евангелие в целях поиска и присоединения все новых своих последователей.
Перед началом большого похода все члены Ордена собрались в церкви Богородицы, где Св.Доминик ошеломил всех прихожан необычайной проповедью. Именно поэтому его изображение часто рисуют на картинах Успения Пресвятой Богородицы.
Пророчество апостолов исполнилось в полной мере: братья не рассеялись по свету, а приумножили свое количество. Достаточно быстро монастыри нищенствующих братьев-проповедников стали появляться на территории Франции, Испании и Италии, а затем и в остальных странах Средневековой Европы.
Для членов своего ордена Св.Доминик всегда был образцом для подражания. Он по-прежнему практиковал умерщвление плоти и бичевал себя до крови трижды каждую ночь: один раз для своего спасения, второй — за грешников, третий — за ушедших душ. Другие доминиканцы также делают это. В своих молитвах основатель ордена всегда обращался к Богу, оплакивая грешников.
Путешествие по Италии
Решением Доминика все братья были направлены в различные регионы Европы для расширения деятельности Ордена: 7 человек поехали в Парижский университет, 2 — в Сен-Ромен, 4 — в Испанию. В октябре 1217 г. Доминик вместе с сопровождающим направились в Рим пешком: они шли босиком, питались подаянием, ночевали в домах благочестивых жителей, рассказывая всем желающим о братстве и Боге. По мере продвижения к ним стали присоединяться желающие вступить в Доминиканский орден, количество последователей которого быстро увеличивалось.
После прихода в Рим, с разрешения папы Гонория братству была отдана старинная церковь Св. Сикстуса на Аппийской дороге вместе с постройками. На пожертвования верующих территорию братства расширили, чтобы здесь смогли жить монахи. Монастырь в Сан-Систо рос быстро, и в 1220 г. его возглавила Мать Бланш, а братья по Ордену переехали в старую Базилику Санта-Сабины, которая была им пожертвована Папой Римским. С тех пор управление Орденом на протяжении многих веков осуществлялось именно оттуда. Здесь же собралось первое Генеральное собрание Ордена Доминиканцев, второе — состоялось через год в Болонье. На них было решено, что все члены братства должны отказаться от своего имущества и жить только подаянием.
Последующие годы Св.Доминик активно проповедовал свои идеи, путешествуя по Италии, Франции и Испании. Он занимался основанием новых монастырей и посещением уже работающих, активно проповедуя свои взгляды и обличая еретиков. В каждом городке и селении он исповедовал всех желающих и объяснял «Слово Божие». Ночи проходили в молитве, а спал он всегда на голом полу. Постепенно его здоровье ухудшалось.
Последние годы жизни
К этому времени слава и усилия проповедников монашеского Ордена Доминиканцев увенчались большим успехом: в 8 провинциях Европы появились их монастыри. Летом 1221 г. на пути между Венецией и Болоньей Доминик подхватил сильную лихорадку из-за жаркой и влажной погоды и слег. Последние дни он находился в помещении конвента Св. Николая среди своих братьев и единомышленников.
В последние часы своей жизни Св. Доминик завещал своим братьям свято верить в Бога, соблюдать правила добровольной нищеты, подавая милостыню всем нищим. Он пообещал стать полезными для Ордена и после смерти и помогать делу даже более эффективно, чем при жизни. Доминик выразил желание быть похороненным «под ногами» своих братьев. В пятницу 6 августа 1221 г. в 6 часов вечера в возрасте 51 года он умер, протянув руки к небу со словами веры на устах.
С тех пор в этот день верующие отмечают праздник Преображения. Уже после смерти Доминика произошло странное событие. В 1233 г. его мощи было решено перевезти, после поднятия каменной крышки гроба в воздухе распространился нежный сладкий аромат, что посчитали чудом. Через год после этого Доминик был канонизирован церковью в Святые, его праздник отмечается 8 августа.
Герб и устав Ордена Проповедников
Существует несколько вариантов герба Ордена Доминиканцев: один черно-белый, где вокруг креста расположен девиз: «Восхвалять, благословлять, проповедовать!» (лат. Laudare, Benedicere, Praedicare). На другом изображена собака, несущая в пасти зажженный факел, что символизирует двойное предназначение ордена: нести просвещение в мир с помощью проповедования Божественной Истины и охранять веру католической Церкви от ереси. Благодаря этому появилось и второе неофициальное название ордена: «Псы Господни» (лат. Domini Cane).
Папа Римский утвердил устав доминиканского Ордена в январе 1216 г. и дал ему второе название «Ордена Проповедников». Во главе его становился избиравшийся пожизненно генеральный магистр, однако позднее для него был принят фиксированный срок. Также был основан в каждой стране провинциальный приор и общежитие для монахов. Общее собрание должно было проводиться каждые 3 года.
Уже к 1221 г. доминиканцы имели 70 монастырей, а к 1256 г. количество монахов в ордене достигло 7 тыс. Жесткие правила нищенствования просуществовали 200 лет, и только в 1425 г. папа Мартин 5-й отменил правила Ордена Проповедников об отказе от имущества.
Традиционное облачение монахов-доминиканцев: белая туника, кожаный пояс с висящими четками, белая пелерина с капюшоном, сверху одевался черный плащ. После вступления в Орден все члены именуются братьями, принимая обет бедности. Данный обет означает полное отречение от любого имущества, после чего доминиканец должен был вести активную религиозную деятельность в мире, и мог существовать только на подаяние добрых людей. В обязанности братьев входили проповеди, исповедь и миссионерская деятельность.
В эпоху процветания в Доминиканском Ордене насчитывалось около 150 тыс. членов в 45 провинциях Европы и Азии. Главной задачей братьев оставалась миссионерская деятельность среди неверующих людей. Большое внимание уделялось церковным проповедям и богословию.
Орден доминиканцев с точки зрения педагогики
Начиная с первого общежития монахов в Тулузе, Доминик уделял большое внимание образованию своих братьев. На территории была своя библиотека, состоящая преимущественно из книг, подаренных епископом. Все новые члены братства начинали обучаться в епархиальной школе, которую возглавил А.Ставенсби, будущий архиепископ Кентерберийский.
При этом большое внимание уделялось духовной жизни братьев: теологическому, богословскому и лингвистическому образованию, созерцанию и апостолической деятельности. Доминик считал, что все братья должны получить степень бакалавра.
Начиная с 13 ст., когда была развернута широкая миссионерская деятельность по созданию монастырей, Орден постановил, что в каждом из них обучением должен заниматься преподаватель. Благодаря такому правилу, братья считались самыми образованными среди монахов, черпая знаний у известных профессоров и в среде студентов.
Орден доминиканцев с точки зрения педагогики играл большую роль, давая образование всем желающим примкнуть к данному братству. Была создана разветвленная сеть школ нескольких ступеней при монастырях, что позволяло готовить проповедников из своих рядов независимо от университетов. Существовали школы «средней ступени» для начального и «высшей ступени» для завершения образования. Акцент на учебе стал неотъемлемым правилом образования доминиканцев. В Орден со временем вступили некоторые профессора и ученые.
Специальные учебные заведения доминиканцев были созданы во многих городах Европы: Кельне, Болонье, Оксфорде и т.д. Начиная с 1256 г., папа Александр 4-й разрешил представителям Ордена францисканцев преподавать в университетах. Такая политика продолжалась и в отношении других братств. Со временем многие доминиканцы и францисканцы стали преподавателями и философами в учебных заведениях Европы, некоторые возглавляли кафедры богословия в крупнейших университетах Парижа, Праги и Падуи.
В 1232 г. была Папа Римский передал в ведение Ордена Доминиканцев инквизицию именно благодаря прекрасной образованности его членов и широкой эрудированности.
Знаменитые ученые и общественные деятели, которые прошли все ступени обучения в Ордене: Альберт Великий и Фома Аквинский, Джироламо Савонарола, Таулер и другие. Среди доминиканцев были и знаменитые художники: Фра Анжелико (1400-1455) и Фра Бартоломео (1469-1517), а также испанский инквизитор Т. Торквемада, создатель произведения «Молот ведьм» Я. Шпренгер.
Миссионерская деятельность
Главной целью Доминиканского Ордена было проповедование своих идей и приумножение числа последователей, основание новых монастырей и обителей. Среди славянских народов доминиканцы появились под предводительством Гиацинта Одровонжа, который впоследствии возглавил Польскую провинцию Ордена. Первые монастыри братьев были основаны в Киеве в 1240-е годы, а затем появились в Чехии и Пруссии.
Постепенно Доминиканский Орден развернул миссионерскую деятельность не только в Европе, но и в Азии и на Дальнем Востоке. После открытия Колумбом Нового Света, миссионеры-доминиканцы проповедовали Благую Весть американским индейцам, защищая их от действий колонизаторов. Самыми прославленными из них были Бартоломео де Лас Касас и Св. Людовик Бертранд.
Женская ветвь доминиканцев
В литературе, посвященной истории Церкви, используется также название «Второй орден» для женской ветви доминиканцев. Женские монастыри для доминиканок были учреждены еще Св. Домиником в начале 13 в. Одежда сестер — традиционная белая с черным плащом, основное занятие — рукоделие (шитье, вышивание и др.). Уже в 1259 г. «Второй Орден» принял строгий устав, однако позднее его условия смягчили.
Среди доминиканок самой известной стала Екатерина Сиенская (1347-1380), которая проводила активную миротворческую и политическую деятельность, занималась написанием сочинений. Самое известное из них «Диалоги о Провидении Божьем».
Доминиканцы в 20-21 ст.
В 20 столетии в рядах Ордена происходила реорганизация: были пересмотрены Конституция и правила, литургическая сторона жизни. Основной деятельностью остаются миссионерство и проповедование, их монастыри расположены в 40 странах мира, а доминиканец Г.Пир получил в 1958 г. Нобелевскую премию за гуманитарную работу, проводимую среди беженцев.
По современным данным Доминиканский Орден насчитывает около 6 тыс. мужчин-монахов и 3700 монахинь, а также 47 провинций и 10 викариатов. По прошествии 8 столетий существования братства его последователи в подражание святым апостолам живут общинами, соблюдая обеты бедности, послушания и целомудрия.
Просвещая всех и обучая любви и взаимной ответственности, члены Ордена проповедуют в мире Евангелие и стараются противостоять заблуждениям, совершенствуя умение отделять правду и ложь.