Распространение разных версий славянского неоязычества в последние годы сделало довольно популярным такого персонажа славянской мифологии, как бог по имени Род. О том, кто это и какую роль играет бог Род у славян, мы поговорим в этой статье.
Суть Рода
Как известно, в дохристианские времена славяне были политеистами, то есть поклонялись множеству богов. Все вместе они составляют пантеон, который внутри себя имеет определенную структуру и иерархию. Бог Род — это тот, кто стоит на самом верху этой иерархии. В некотором смысле он даже превосходит ее, стоя за ней, поскольку сам по себе ряд богов и богинь, это лишь проявления Рода. Другими словами, это бог-прародитель, источник всего сущего, первоначало.
О верховенстве Рода
Иногда говорят, что бог Род — верховный бог у славянских народов. Это не совсем верно. Верховным среди прочих является Перун. Иногда это место также усваивается Сварогу, отцу Перуна. Но кто бы ни был выше среди остальных, его верховенство подчеркивает его отличие от прочих богов. Поэтому Сварог — это не Перун, а Перун — это не Велес, и так далее. Род же — это то божество, которое преодолевает в себе все дифференциации. Другими словами, русский бог Род являет собой собирательный образ, персонификацию полноты всего. Все остальные боги, как, впрочем, и весь мир, это только частные проявления Рода. Поэтому он не верховный бог, а бог, который является источником божественности, источником всего сущего — он выше любой иерархии. Условно можно назвать его надверховным богом, подчеркивая его независимость от принципа иерархии и превосходство над ней.
Описание Рода в современном неоязычестве
Теологические изыскания современных неоязычников славянского извода обычно сводятся к утверждению, что Род – самый древний бог. Род является создателем и творцом мира, что роднит его с образом Творца в ортодоксальном христианстве. Впрочем, сами язычники, как и христиане, склонны яростно отрицать это тождество. Бог род у славян считался также прародителем первого поколения божеств, называемых боги-отцы. Он является причиной всех причин, основателем мироздания, первичной творческой силой, первомыслью и источников всего. Род бесконечен и превосходит понятия времени и пространства. Язычники, говоря о Роде, так же вспоминают о некоем мировом яйце – символе первичного мира, общем для множества культур.
Считается, что до проявления в акте творения Род пребывал в некоем мировом яйце, превосходящем пределы материального мира. Это яйцо – символ зарождающегося мира, вынашиваемого божественной силой. Когда яйцо раскалывается, из него возникает мир – небо и земля. Считается также, что вне Рода нет никакого бытия, так же как и небытия. Другими словами, бог Род вездесущ и вневременен. И все, что можно помыслить, пребывает в нем. И ничего нет такого, чтобы его превосходило или было от него отделено.
Свет и тьма, добро и зло
Поскольку бог Род — это бог, в котором пребывает все, то он превосходит по своим качествам такие понятия, как добро и зло. Соответственно, о его нравственных качествах нельзя говорить буквально, поскольку все этические категории, это лишь человеческие понятия и не подлежат проекции на божество. Таким образом, нельзя сказать, что Род добр или зол. Он выше и того, и другого.
Род и рождение
Неоязычники настаивают, что от имени бога Рода произошел глагол «рождать». То есть рождение – это акт уподобления данному Богу, соучастие в его творческом акте создания. Впрочем, что было на самом деле первично – имя бога или слово, означающее естественный акт воспроизводства, доподлинно неизвестно. А потому утверждение приверженцев язычества можно принять только на веру.
Род в мифологии
Образ Рода представляет его как того, кто непосредственно создал этот мир таким, каким мы его знаем. Земля и небо, звезды, солнце и луна, горы, равнины, водоемы, растения и животные – все это дело рук Рода. И все это в своей совокупности сам бог Род. Он же разделил мироздание на три части – правь, явь и навь – три фундаментальные категории языческого славянской космологии. Явью в этой системе называется мир, в котором живут люди. То есть это тот мир, который мы видим за окном, мир материи. Правь же, это высший мир, мир, в котором обитают боги – дети Рода. Это мир торжества правды и справедливости, олицетворение всего лучшего и доброго. Что касается Нави, то это мир нижний. В Нави обитают мертвые. Некоторые мифы, а точнее попытки их современной интерпретации, сообщают, что в Нави располагается царство тьмы – так называемое Пекельное царство.
Изображение бога рода в славянской мифологии также тесно связано с образом мирового древа, роль которого у славян играет дуб. Крона его восходит к прави, корни — к нави, а ствол, соответственно, представляет собой мир срединный, то есть явь.
Мифы описывают, как из дыхания бога Рода явилась Лада – богиня гармонии, красоты, любви и мудрости. Лада в воплощении совы играла роль посланницы Рода и провозвестницы его воли людям и всему живому. Кроме того, по одной из версий мифов, при творении мира Родом были созданы божества Доля и Недоля. Они называются прабогами и их роль заключалась в том, чтобы плести вместе с Макошью нити судьбы, определяющие ход истории людей и богов. Впрочем, другие мифы говорят о том, что рождены эти персонажи были значительно позднее.
Когда мир был сотворен, Род увидел, что он прекрасен, но хаотичен. В нем не было никакого порядка, не было того, кто мог бы его контролировать, возделывать и хранить. Поэтому следующим шагом Рода было создание Сварога. Последний представляет собой великого бога славян, бога-кузнеца. Будучи ремесленником, Сварог сковал цепи, которыми были соединены между собой все части мироздания. Благодаря этому в космосе был наведен порядок и мир стал структурирован. Таким образом, Род устранился от дел и погрузился в отдых, а Сварог продолжил его дело творения, а затем – управления.
Часто вместе с Родом упоминаются и так называемые рожаницы – божественные сущности в женской ипостаси. Некоторые считают, что под ними подразумеваются богини Лада и Леля. Другие настаивают, что, по крайней мере, одна из этих самых рожаниц – богиня Жива.