Древо познания

Почему? 

«а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь». [Быт.2:17]
Разве это так плохо? Познав, что такое зло и что такое добро, разве не во всеоружии оказывается человек? Теперь, зная, что есть зло, он вполне уверенно может отстраниться от него. Разве не так?
Но Бог предупреждает от этого и даже обещает, что «смертью умрешь».

Почему?
Потому что это пища духовная, а в мире духовном почти всё по иному. Как Христос есть хлеб, сшедший с небес, так и сатана есть еда от ада. И не могут они вместе жить в одном храме. Этот храм есть человек, ибо сказано: «Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить [в них]; и буду их Богом, и они будут Моим народом». [2 Кор.6:16]
Человек, своей волей вкусивший от сатаны, невольно отвергает себя от Бога и значит от жизни. Ибо Бог есть жизнь и нет её вне Бога. Человек пытается насильно соединить Бога и диавола и тем невольно следует примеру Денницы, который свою волю поставил над Богом или хотя бы и вровень с Его, а это сделать невозможно и значит есть смерть. «Какая совместность храма Божия с идолами?» [2 Кор.6:16]

Познание в духовном мире это не просто изучение чего-то, как мы привыкли в нашей обычной повседневности, а соединение с познаваемым. К соединению мы вернёмся ещё раз, когда будем говорить о любви. Вкушение плода от древа означает принятие в себя, соединение человека со злом, а не только с добром. А если зло соединилось с человеком, то человек становится рабом его. Почему же в таком случае добро тут не помогает? Мы ведь и с ним тоже должны соединиться, раз съели плод от древа познания добра и зла?

Увы. Вот, как ни странно, с добром мы как-раз соединиться и не можем, остаёмся только со злом. Почему? Потому, что Бог «отходит» от отступника и попускает ему волю вольную для испытания выбранного им пути. Он позволяет нам на личном опыте убедиться в своей ошибке, позволяет, если хотите, согрешить, чтобы понять пагубу такого пути.
Процесс познания добра растянут для нас на всю жизнь, а отпадение мгновенно. Обычно как мы познаем что-то в этом мире? Пытаемся разобрать на части и посмотреть «как это устроено».
В мире духовном всё наоборот. Познать значит соединиться. «И познал Адам жену свою» не означает, что он её разобрал на части. Так и с едой. В некотором смысле мы то, что мы едим ибо еда становится нами, а мы ею. Собственно и любовь, счастье это тоже соединение, познание.

Мы знаем как произошло грехопадение, но не знаем почему это случилось. Адам и Ева совершенные творения или Он их несовершенными создал? Но тогда вопрос почему. Почему несовершенными? Очевидно потому, что задумав наше сотворение по образу и подобию, Он сотворил нас пока только по образу. «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их». [Быт.1:27]

Значит в процессе этой земной нашей жизни Он доводит нас до совершенства. Сотворение продолжается и проведение нас через нашу волю, с последующим отказом от неё, есть сотворение по подобию Его. Вспомним как молится Христос: «Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя». [Мф.26:42]

Тому и нас учит: Молитесь же так:
9 Отче наш, сущий на небесах! да святиться имя Твое;
10да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе;
11хлеб наш насущный дай нам на сей день;
12и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;
13и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь. (Мф. 6)

Надо ли помнить зло или надо его забыть? Забудем зло, оно вернется, его не узнаешь, полюбишь. А если не забыть, то не значит ли, что будешь постоянно помнить его и таким образом как-бы общаться с ним, быть в контакте, в опасности заразиться. Это дилемма. Как бы это сделать так, чтобы и не помнить и не подвергнуться заразе. Наверное только если стать совершенным, если быть по подобию Божию, а не только по образу. Значит процесс сотворения человека продолжается. Здесь нам Христос подаёт надежду на второе рождение, рождение свыше, что и означает этап творения нашего уже по подобию Божиему. Тот путь на котором мы становимся братьями Его и сынами Божьими.

Вообще-то уж если чуть помедленнее, то о зле там ничего и не говорилось. Говорится о лукавом.

«И прозябе бог еще от земли всякое древо красное в видение и доброе в снедь: и древо жизни посреде рая, и древо еже ведети разуметелное добраго и лукаваго».

А о смерти говорилось. И не потому, что её Бог создал, а потому, что она есть естественное следствие греха.
Ведь грех это отпадение от Бога, а отпадение от Него и есть смерть, ибо смерть это отсутствие жизни, которую дает только Бог.
Вот мне почему-то кажется, что древо познания это и есть наша земная жизнь. Именно здесь и сейчас мы познаем что есть зло и что есть добро.

Но вот что меня беспокоит. Мы почти все своё время посвящаем изучению именно зла, а не добра. Как ни странно.
К примеру открываю я любой патерик и что вижу прежде всего? Борьбу со страстями, с грехами и при этом всё подается именно в обличительном, уничижительном ключе. Это у нас смирением называется. И в этом мы нехороши, и в этом поступаем неправильно, и думаем неверно, и т.д. и т.п. Иными словами мы активно изучаем зло и через это изучение познаем его, надеясь, что познав его, мы сможем с ним успешно бороться и победим.

Увы это чисто земной подход к духовным явлениям и состояниям и значит он скорее не спасет, а убьет нас. Ибо сказано: «не ешь», «смертью умрешь». А мы едим и едим не уставая.
Что же делать?
А делать надо противоположное — есть добро, его познавать, с ним соединяться, в нем приобретать навыки и привычки до такой степени, чтобы они стали нашей второй кожей, сутью нашей натуры. И центральным местом в этом процессе познания и совершенствования себя является любовь.

И еще. Не на свои силы полагаться, а на Христа и Духа Святаго. Именно они, как два огромных крыла возносят нас к Отцу нашему Небесному.
Значит ли, что мы должны при этом сидеть и ждать сложа руки? Не совсем. Нам надо стремиться к Ним «всем сердцем своим и всею душею своею и всем разумением своим». [Мф.22:37]

А любить это как? Умеем ли мы любить? Надо ли учиться любить?

Ну ведь любим же мы например шоколадки, отдых на море, своих детей наконец. Может любовь в нас существует как данность и ничего тут выдумывать не надо?
Эх! Если бы так! Тогда не было бы гнева и войн. Любить это присоединиться, слиться, стать с Ним одним целым, тогда и покаяние становится возможным и через него спасение, возвращение к Отцу.

Так что же это есть такое? Древо ведения доброго и лукавого. И почему иногда встречаем суждения о том, что оно в раю насаждено так, чтобы заграждать путь к другому древу, древу жизни?
В любом событии своей жизни христианин может извлечь благо для себя или зло.
И даже столь ужасное как распятие Христа оборачивается для нас возможностью воскресения и спасения.
Собственно Крест это и есть древо жизни, приводящее человека к Отцу нашему Небесному.

Свт. Григорий Палама дает разъяснение в чем именно состоит тайна креста: она состоит из двух необходимых положений – бегства от мира и его страстей и распятия страстям и миру внутри себя и вхождение через деятельность и созерцание в богообщение и боговидение.

Оцените статью
Добавить комментарий