Все мы постоянно что-то делаем: ходим, читаем, работаем, покупаем, спим, едим, дышим. Совокупность всех действий человека можно объединить одним словом – деятельность. Но как различны наши дела! Кто-то пилит лес, а кто-то исповедуется в храме, кто-то изобретает автомобиль, а кто-то изучает искусство. Какие-то действия необходимы нашему телу, а без каких-то не может быть удовлетворена наша душа.
Что такое духовная деятельность человека?
Понятие духовной деятельности пришло к нам из философии. Встречается оно и в теологии, которая толкует его практически так же. Духовная деятельность – это деятельность, необходимая для духовной жизни человека. Чтение книг, создание живописных полотен и поэм, формирование религиозных (или атеистических!) взглядов, осознание системы ценностей, воспитание в себе и других положительных (как, впрочем, и отрицательных) качеств, обмен мнениями, выходящий за пределы откровенного быта, – все это относится именно к духовной деятельности.
Духовная деятельность — это также и процесс поиска смысла жизни, путей выхода из непростых ситуаций, определения и понимания таких философских категорий, как например счастье и любовь.
В отличие от материальной деятельности, которая существует ради изменения окружающего мира (строительство новых зданий, проведение медицинских экспериментов и даже изобретение нового салата), духовная деятельность направлена на изменение индивидуального и общественного сознания. Даже мыслительная деятельность, как вид деятельности духовной, работает на эту конечную цель, ведь, о чем-то размышляя, человек приходит к новым выводам, меняет свое мнение о чём или о ком-либо, становится качественно лучше или хуже.
Проблемы определения
Некоторые источники ставят знак равенства между такими понятиями, как «духовная жизнь» и «духовная деятельность». Это не совсем корректно, ведь слово «жизнь» настолько всеобъемлющее, что лишь включает в себя «деятельность», но не ограничивается ею одной.
Всем ли людям на Земле присуща духовная деятельность? Это вопрос неоднозначный, потому что, сколько бы толкований термина мы ни читали, понимать его каждый будет по-своему. Те, кто считают, что духовная деятельность должна быть непременно созидательной, то есть иметь какой-то очевидный для всех результат, могут сказать категоричное «нет». С их точки зрения, человек, ничем кроме получения денег не интересующийся, книг не читающий, о вечном не размышляющий и хоть мало-мальски самосовершенствоваться не стремящийся, духовной деятельностью не занимается. Но этим скептикам непременно возразят те, кто смотрит на это понятие шире. Они скажут, что даже маргиналы и сумасшедшие, маньяки и самые жестокие убийцы еще как занимаются, сами того не осознавая, духовной деятельностью – ведь они как минимум мыслят, выстраивают в голове какие-то образы, ставят цели, пусть даже ошибочные, и стремятся к их достижению. Найдутся и те, кто заявят, что даже животные в той или иной мере осуществляют духовную деятельность, ведь даже котенок, попав в новый дом, приступает к его изучению, открывая и познавая мир…
Есть ли смысл ломать копья, пытаясь найти компромисс при определении понятия духовной ценности? Пожалуй, что нет. Ведь любое философское понятие на то и философское, что подразумевает под собой пространство для рассуждения, полярных мнений, индивидуальных пониманий и оценок. А потому при определении для себя этого термина можно довольствоваться одним из классических толкований, приведенных в учебной и энциклопедической литературе. Например: духовная деятельность – это деятельность сознания, в результате которой возникают мысли, образы, чувства и идеи, часть из которых впоследствии находит свое материальное воплощение, а часть так и остается неосязаемой, что вовсе не означает несуществующей…