В последнее время не благодаря, а скорее вопреки развитию массовой культуры, мы наблюдаем феномен, когда самых разных людей все больше привлекает традиционная духовная деятельность. Русская Православная Церковь на современном этапе ее сообразует с традиционной концепцией православной миссионерской деятельности. Основная идея — проповедь Евангелия по всему миру, призывающая людей услышать Бога своими бессмертными душами. Иныим словами, содержание духовной деятельности Церкви сводится к принятию прихожанами всем своим существом Евангелия. Ведь только так человеку дано ощутить присутствие Бога. Далее должно произойти одухотворение всего общества, для которого возвратившийся в души Бог станет «хлебом жизни».
Если обратиться к истокам, то миссия эта первоначально была принята непосредственно апостолами, поэтому она еще именуется апостольской. Ее источником является Пресвятая Троица. Она реализуется через послание Отца Бога своему единородному сыну Иисусу Христу и ниспослания благословения на Апостолов.
Проповедь Церкви, как и молитва, не должна прекращаться «до скончания века». Так регламентирована духовная деятельность РПЦ по срокам своей реализации. Эта эсхатологичность тесно взаимосвязывает духовную деятельность Церкви с миром, последовательным и неуклонным освящением и обновлением окружающего макрокосма, включая человека («Поле — есть мир»). При этом поле миссионера представляется пространством борьбы света с тенью. Оно, это поле, не гладкое, идеальное. Наоборот, там есть проросшие плевелы — сыны Лукавого.
На рубеже третьего тысячелетия миллионы людей оказались освобожденными от оков безбожной идеологии. Перед РПЦ впервые за 800 лет существования возникла необходимость Вселенской Проповеди в таких масштабах. Эту парадоксальную ситуацию можно толковать как вторую христианизацию. При этом Церковь радушно воспринимает национальные культуры, их произведения, не противоречащие Вере, преобразуя их своей святостью в средство спасения. В этой связи актуально сравнение проповедующего с сеятелем, бросающим зерна веры и вырывающим плевелы.
Еще в 1918 году свт. Тихон писал Константинопольскому патриарху Герману V о посевах в сердцах русских людей вражды, о распалении в сердцах людей духа зависти и гордыни, о насаждении в них безбожных мыслей о безблагодатном обустройстве жизни.
Вспомним одно из имен лукавого — Растлевающий смыслы. Так не его ли задача превратить Божий мир в скопление опустошенных духовно людей, лишенных цели жизни? «Осмысленные» монологи политиков, не решающих проблем, пустопорожние монологи однодневных «звезд» способны лишь запутать простого человека, а в результате лишить общество должной динамики. Или же гламур, дезориентирующий в жизненных целях молодежь, подбрасывающий им блестящие пустышки вместо настоящих ценностей. Ведь все это оплачиваемо и насильственно внедряется в наше сознание!
Какие формы духовной деятельности нам известны? Несомненно, главная форма связана с религией. Возложенной миссией на РПЦ является всяческое способствование скорейшей активизации процессов единения общества, его духовного и нравственного очищения путем свидетельств об Истине. Обращается пристальное внимание на христианизацию национальных культур, на инициирование социальных реформ для защиты социально незащищенного населения.
Еще одной формой духовной жизни является деятельность творческих людей, работающих в области культуры, их творчество. Особой формой духовности является одухотворенное отношение к своей профессии, помогающей людям. Мыслящие люди подсознательно отбрасывают тупиковые ветви духовности и ищут конструктивные.
Настоящим парадоксом нынешнего духовного современного общества является признание взрослыми людьми христианских основ Руси, религиозных черт национальной культуры, однако они не являются прихожанами. Так ли было в прошлые века? Духовная деятельность церкви как раз и направлена на восстановление этой преемственности, восстановление духовной и душевной цельности прихожан.
В будущем духовная деятельность всех людей должна стать непреложным правилом существования общества. Русь вернется к основам своей духовности. Вспомним призыв св. Петра к Богу с просьбой дать возможность подойти к Творцу по воде. Как эту аллегорию следует понимать? Ведь Евангелие написано не только для нас, но и про нас. Оно нам дано не просто для праздного чтения, а для понимания того, что нам, христианам, принявшим своей душой Бога, вместе с верой будет дана великая сила созидать и исцелять. Вспомним из Евангелия от Марка Божьи слова о том, что уверовавшим будет дано все, о чем они просят в молитве.