В период раннего развития христианства епископами назывались главы небольших общин верующих, которые выполняли роль надзирателей в каких-либо городах и провинциях. Такое определение слова имел в виду апостол Павел, говоря в своих посланиях о единых целях деятельности епископов и апостолов, но различая оседлый образ жизни первых и странствующую жизнь последних. Со временем значение слова «епископ» приобрело превосходное значение среди остальных степеней священства, возвышаясь на диаконской и просвитерской степенью.
Значение определения
Епископ — это «надсматривающий» по-гречески, священнослужитель, относящийся к третьей — высшей — степени священства. Однако со временем появилось большое количество почётных званий, равных епископу — папа, патриарх, митрополит, архиерей. Нередко в речи епископ — это архиерей, от греческого «старший священник». В греческом православии общим термином, обозначающим все эти определения, является слово иерарх (священноначальник).
Согласно речам апостола Павла, епископ — это и Иисус Христос, которого он дословно называет архиереем в «Послании к евреям».
Епископская хиротония
Особенности епископской хиротонии как рукоположения в сан заключается в признании христианской православной и католической церквями апостольской преемственности епископства. Обряд рукоположения проводят минимум два епископа (собор), на необходимость выполнения этого условия указывает Первое Апостольское Правило; в русской православной церкви на роль архиерея традиционно выбираются претенденты из монахов малой схимы, а в восточнохристианских церквях — из вдовцов-священников или безбрачников.
Обязательный обычай безбрачия епископов к 7 веку стал восприниматься нормой и был закреплен в 12 и 48 правилах Трулльского Собоа. При этом, если будущий епископ уже имел жену, то по доброй воле пара расходилась, а после рукоположения в сан бывшая супруга направлялась в отдалённый женский монастырь, принимала монашеский постриг — и монастырь перемещался под прямое покровительство нового епископа.
Обязанности епископа
Вместе с обретением нового — высшего — сана, у епископа появлялись многие другие обязанности.
Во-первых, только он имел право осуществлять рукоположение в сан пресвитеров, диаконов, иподиаконов, низших клириков и освещать антиминсы. В епархии абсолютно все священики совершают свои службы с благословения епископа — его имя возносится во всех храмах епархий во время богослужений. По традиции Византии в православной церкви единственным знаком благословения епископа на службу является выданный священнослужителю антимис — четырёхугольный платок из матерчатой ткани со вшитыми в него частицами мощей какого-либо святого.
Второй обязанностью епископа было покровительство и справедливое управление всеми монастырями, находящимися на территории его епархии. Исключение составляют только ставропигии, подчиняющиеся непосредственно патриарху поместной церкви.
Епископат в православии
История епископата в русской православной церкви берет свое начало в 3 веке нашей эры, когда скифы-христиане, жившие на территории современной России, во главе с Андреем Первозванным всей общиной создали Скифскую епархию Вселенской церкви с кафедрой в Добрудже.
История России знает немало конфликтных ситуаций, сложившихся между русскими князьями и представителями христианских епархий. Так, известен безрезультатный визит Адальберта — посланника Папы Римского, будущего архиепиского Магденбургского — в Киев, состоявшийся в 961 году.
В 988 году Константинопольским патриархом Николаем Вторым Хрисовергом на Русь в Киев был послан первый митрополит киевский и Всея Руси Михаил, который был приглашен святейшим князем Владимиром для принятия греческой веры русским народом.
Православный священник обычно назначался на епископский сан патриархами Константинопольской церкви. Но известно несколько случаев местного избрания. Так, первым митрополитом русской национальности был Иларион Киевский.
История также повествует о дальнейшем процессе автокефализации и отделения русского патриархата от константинопольского.
Так, за оказанную политическую поддержку епископа Нифонта и верность византийским традициям в процессе киевского раскола патриарх Константинопольский предоставил атономию Новогородской епархии. Таким образом, епископ стал избираться прямо во время проведения народного вече новогородцами. Первым епископом, поставленным в епископат этим способом, стал архиепископ Аркадий Новогородский в 1156 году. С 13 века на почве этой автономии начинаются первые конфликты новогородских епископов и великих московских князей.
Окончательный раскол православной церкви на восточную и западную ветви произошёл в 1448 году после избрания епископа Рязанского Ионы на пост Митрополита Киевского и Всея Руси, что к тому же окончательно обособило северо-восточную русскую церковь (Московский епископат) от константинопольской. Но западнорусские епископы, сохранив автономность от московских, продолжали состоять под юрисдикцией Константинополя.
Интересно узнать, что в православных канонических традициях существует возрастной ценз относительно кандидатур на пост епископа, нижняя планка которого не опускалась ниже 35 — край 25 лет — от роду. Исключением здесь является Николай Чудотворец, возведённый в сан архиерея юношей.
В православной традиции принято правило, как обращаться к епископу — используются обращения «Владыка», «Преосвященнейший Владыка» или «Ваше Преосвященство».
Епископат в католицизме
Центральное место в управлении римско-католической церкви принадлежит коллегии епископов, существование и обязанности которой были прописаны в догматической конституции Второго Ватиканского Собора 21 ноября 1964 года. Президентом этой коллегии является Римский Папа, который имеет полную власть над Церковью и выполняет роль наместника Христа на земле. При этом только консолидирование коллегии епископов с Папой Римским делает её деятельность законной и богоугодной. Папа также является единоличным владельцем суверенной территории Ватикана и верховным правителем Святого Престола.
Особое место в системе управления римско-католической церковью принадлежит римскому епископу, чей статус развивался веками в русле тотального контроля церковью всех сфер жизни общества.
Типовой католической епископ, фото которого представлено справа, также имеет исключительное право проведения обряда миропомазания — конфирмации.
Епископ в протестанстве
В связи с отрицанием апостольской преемственности доктриной протестантизма, епископ избирается и воспринимается простестанскими коллективами как исключительно фигура организаторской деятельности, не имеющая отношения к восхвалению своего факта существования и не имеющая никаких материальных привилегий. Это связано с отсутствием разницы в Новом Завете между епископом и пресвитером христианской общины.
Протестантский православный священник, пусть даже и занимающий административно-организационный пост, должен быть максимально близок как к мирянину, так и к высшим силам.
Протестансткий епископ — это председательствующий пастор, рукополагающий в сан дьяков и пресвитеров, председательствующий на конференциях, следящий за порядком в Церкви и посещающий все приходы своей епархии.
В англиканских епископальных протестанстких церквях епископы считаются преемниками апостолов, и поэтому в своих епархиях они имеют всю полноту священной власти.
Епископ Владимир и его заслуги перед обществом
Епископы православной церкви известны своим активным участием в общественной жизни.
Например, митрополит Киевский и Галицкий, епископ Православной Российской Церкви Владимир (в миру Богоявленский) во время эпидемии холеры в Поволжье безбоязненно посещал бараки с холерными больными, проводил панихиды на холерных кладбищах, на городских площадях служил молебны об избавлении от бедствий. Также активно открывал женские церковные школы.
Житие епископа Лонгина
Епископ Лонгин — в миру Михаил Жар — не только руководил строительством многочисленных монастырей Украины, но и активно занимался строительством и расширением детского приюта. Он запустил это строительство в 1992 году после того, как удочерил девочку, больную СПИДом. Епископ Лонгин обладает большим количеством гражданских наград за заслуги перед Отечеством.
Деятельность епископа Игнатия
Нельзя обойти стороной фигуру Владыки Игнатия (в миру Пунина), председателя Синодального отдела по делам молодёжи. Епископ Игнатий руководит Православным Духовным центром, в структуре которого имеются воскресные школы для детей и взрослых, детей-инвалидов, на базе прихода храма в честь Новомучеников и Исповедников Российских, обладающие компьютерным классом, библиотекой и спортзалом.