С давних времен традицией Русской Православной Церкви было хоронить праведников возле церкви. Сколько таких могил — известных и безымянных — есть в нашей епархии. На могильных плитах имена священников, монахов, монахинь, простых верующих и даже владык. За многими именами — жизнь во имя Христа. А сколько на наших погостах святых, о которых никто, кроме Господа, и не ведает до времени.
Хочется рассказать об одном из них. Это епископ Николай (Муравьев-Уральский), в сан архиепископа был возведен накануне смерти. Похоронен он рядом с церковью Царевича Димитрия на поле в Угличе. Церковь эта никогда не закрывалась, а владыка Николай умер, по современным меркам, не так уж давно – в 1961 году. В Угличе еще есть люди, которые помнят его. Конечно, неправильно будет сказать, что епископ Николай забыт. Нет…
А жизнь этого воина Христова была замечательной. Не так давно опубликованы его письма к ныне причисленному к лику святых епископу Афанасию (Сахарову), и это стало новым поводом рассказать о нем.
Кто услышит это имя впервые, помолится и поклонится его могиле.
Владыка Николай (в миру Владиимир Михайлович Муравьёв-Уральский) родился в Екатеринбурге в 1882 году. Уже с одиннадцати лет прислуживал в церкви. Окончил Императорскую военную академию, и, «побуждаемый высокими духовными мотивами, принял решение быть постриженным в монашество». По отзывам современников, «это был весёлый, жизнерадостный, энергичный человек, невольно привлекавший к себе своей обаятельностью и своей отзывчивостью к нуждам ближнего».
Во время Первой мировой войны был полковым священником и врачом. В этапном лазарете преподобного Серафима Саровского хирург иеромонах Николай (Муравьев-Уральский) был назначен старшим врачом. На тот момент он еще был студентом Петроградской Духовной Академии, а также единственным в России врачом-монахом. Как врач, много работал в Петрограде, а его отзывчивость к страждущим и больным хорошо были известны «в районе Загородного проспекта и Кабинетской улицы, где он во все время дня и ночи шел безвозмездно врачевать недуги бедноты».
Трагически сложилась его судьба в советское время. После революции он до 1924 года работал врачом в частях Красной армии и начальником лазарета в Петрограде. Несколько лет провел в заключении в Соловецком лагере (1927-1924). В 1931 год был хиротонисан во епископа Кимрского, викария Тверской епархии и в тот же день арестован, однако вскоре выпущен. С 10 июня по 22 ноября 1932 г. был епископом Рыбинским. В мае 1933 года назначен епископом Муромским, но епархией не управлял, снова подвергшись аресту. В 1934 году был уволен на покой и в том же году арестован и осужден на 10 лет лагерей. Работал в больницах по своей специальности как врач-отоларинголог.
Тайно служил и рукополагал в священный сан. В 1948 году был приговорён к десяти годам лишения свободы. Заключение отбывал в Дубровлаге. Работая в лагере врачом, всячески стремился облегчить положение других заключённых, особенно священнослужителей. Его называли «священноврачом». Около 1954 года был перемещён в Углич, где остался жить после освобождения. В последние годы жизни сблизился с епископом Афанасием (Сахаровым), переписывался с ним и навещал его в Петушках.
Скончался 30 марта 1961 года в Угличе. Отпевание возглавил епископ Ярославский и Ростовский Никодим (Ротов).
Письма, отрывки из которых мы публикуем, хранятся в Православном Свято-Тихоновском Богословском институте и воссоздают ту эпоху, которая дала нам сонм святых и праведников. В это время владыка Николай уже жил в Угличе. Для удобства чтения мы взяли на себя смелость расшифровать сокращения, и немного изменить пунктуацию.
25 октября 1956 г.
Г. И. X. С. Б. («Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас» — прим. редакции).
Ваше Высокопреосвященство, Дорогой владыка. Приветствую с пожеланием всегда радоватися о Господе. Мы с Вами были в единении духовном и, как говорят, в неких дипломатических сношениях на «курорте» в лесах Саровских . Я — центральный лазарет, а Вы — 8 лагерный пункт 4. Слал я Вам вести о себе и звал приехать в больницу. Вы ссылались на множество вещей. Мы мыслили обосновать Вас в Рентгеновском кабинете у доктора Сатирского под боком — но, видно Богу так угодно. Уезжая из этого «курорта» на Волгу, я чаял с Вами ехать, тем более Заведующий Туберкулезным сектором Онасавский мне сказал, что Вы включены были в список. Вот Филипенко с 8-го лагпункта приехал, приехали и другие. Жили мы больше месяца на 14 лагпункте и уехали в Углич последней 4-1 партией. Справлялся я у врачей и их просил справиться, не приедете ли Вы… Об этом лично получил весть, что Вы вычеркнуты из списка, благодаря воле злого человека из заключенных.
Я в 1932 году попал в Ваш бывший удел по Владимиру, в то время Горьковский — Муром, где о Вас была великая добрая и любовная память. И приехав из Мурома в Саровские леса, Вас хорошо уже знал, и раньше «отцу доктору» о Вас говорил Святой исповедник Патриарх Тихон, да и «на богомолье в Соловках» казанцы Вас вспоминали. Даст Бог, увидимся и о многом поговорим. Сейчас у меня бывает о. Виктор Розов — тоже соузник. Батюшка идейный, не от мира сего, с ним тоже вспоминаем Вашу святыню, жаль что редко приезжает. Здесь пасем и заботу имеем об отцах и старцах. Часть увезено в Вологодскую область, но свежие есть. Сначала работал «на курорте» по полувольному найму. Сейчас не работаю, но раз-два в месяц бываю, дабы ослабу дать отцам — «акт по болезни» и тому подобное. Я специалист Ухо-Нос и Горло , ну с Божией помощью и помогаем.
О Вашей жизни в Тутаеве знаю подробно, посылал Вам привет, не знаю, передали ли? С Никодимом. Здесь погода (церковная) плохая, очень это тяжело. Прошу молитв. Сам Вашу святыню памятую с Мурома. Кстати, владыка Онисим мне говорил, что Вы не особо приемлете преподобного Иулиана Муромского, он целый, и одежда, и лествица, и тело, — лично видел. Местно он почитается в Муромской Благовещенской обители поблизости, материал по этому передан мной Патриарху Сергию, в то время Митрополиту, а тропарь и лития у владыки Онисима, память 26 марта на другой день Благовещения (это слова от сердца «Муромских»). Питаю добрую надежду видеть Вас и облобызать. Храни Вас Христос цела, здрава и долгоденствующа на пользу Церкви Христовой. Грешный епископ Николай.
28 декабря 1956 года.
Г. И. X. С. Б. п. н. («Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас» — прим. редакции). Ваше Преосвященство, Преосвященнейший владыка. Привет, молитвы и пожелание всегда о Господе радоватися. Письмо Ваше получил — Спаси Христос за память и поздравление, но тезоименитство мне 9/V; при свидании расскажу о имяни, об отношении к нему о. Иоанна Кронштадтского, к которому я был близок через семью протоирея Орнатского Философа, в доме которого о. Иоанн бывал как близкий родственник. За благопожелания еще большее спасибо. Был в Москве, думал проехать во Владимир и к Вам. Но человек полагает. Бог располагает.
В Москве пришлось проталкивать медицинские акты моей «курортной паствы» для применения статьи 457. Одному протоиерею 25 лет оборотили в 10 годов, ему 69 лет, буду писать днями «акт» и подводить под статью. А 4-х удалось на областной суд пустить. 2 православных иерея, один наставник беспоповцев и один попросту старец. А диагноз такой же, как был у меня с Вами при «курортном лечении». Затем об издании молитвослова, полагаю: учитывая время, бытовые условия, смешанное население в квартирах, прежде всего необходимо иметь очень краткий молитвослов. Чтобы с пониманием взять минимум, дабы получить удовлетворение потребности души, не вызвать соблазна окружающих, улыбок так называемых «атэистов» в кавычках, а без кавычек «хулиганствующих ребят». Это пишу на основании наблюдений, и наблюдений не однодневных, а продолжительных.
А о «сыне церковном» поговорю при встрече, а также о «Уставе домашнем» — эта литература мне доступна. Но в журнале это печатать, полагаю, не удобно, а необходимо издать «тоненькую» книжку, «молитвослов сокращенный». Мои мысли о молитвослове прилагаю, если они к Вам не попали, т. к. я их дал Ведерникову Анатолию Васильевичу, редактору Журнала Московской Патриархии. Об этом при встрече. Затем очень хорошо, что написали о священновраче — как меня именуют «на курорте» «старцы». Значит, берем необходимый инструмент отоларингологический. Рад оказать посильную помощь. Я имел добрую надежду встретить в 1952 году Вас на 14 лагерном пункте в отделении больницы, которое было поручено мне, и место медбрата берег — отделение хроников, которые по пути в другие курорты после снятия режима подкармливались и подлечивались. Но по не зависящим обстоятельствам не дождался, об этом подробно при встрече.
Дабы попасть к Вам, необходимо прямо с Угличского поезда перекочевать на Петушинский, иначе засядешь на Москве с чужими делами. Во всяком случае, сообщу, а Вы, может, напишете путь следования от вокзала до Вас. Храни Вас Христос цела, здрава, долгоденствующа и благоденствующа. Молюсь, как умею и как научили старцы Соловецкие и мой друг Анатолий Оптинский в надежде взаимных молитв. Грешный епископ Николай Муравьев-Уральский.
Приложение пишу карандашом дабы лучше разобрать, а то чернилами почерк врачебный распишешь, а там и сам не разберешь.
Кто из наших читателей впервые услышал имя владыки Николая, помолится о нем и поклонится его могиле.
Пресс-служба Переславской епархии