Для православных иконы имеют огромное значение. Обращаясь к иконе с молитвой, православный человек видит в ней своего рода посредницу между собой и Господом. Иконопись исстари почиталась делом богоугодным; заниматься ею можно было, только получив благословение и очистившись от скверны молитвой.
Одними из самых древних являются греческие иконы, ведь именно в Греции сложилась своя иконописная традиция, вызывающая восхищение своей утонченностью и одухотворенностью. Так, греческие иконы Богородицы поражают выразительностью: на ликах Пресвятой Девы такая отрешенность, такая скорбь, что они затрагивают самые глубокие струны души.
Из истории греческой иконописи
Не вдаваясь подробно в историю Греции, следует напомнить, что в середине 2 века до н.э. она оказалась под властью Римской империи, которая впоследствии распалась на Западную с центром в Риме и Восточную с центром в Византии. Именно здесь иконопись достигла высочайшего уровня развития.
Впоследствии Византия, христианское государство, и Греция, входившая в ее состав, несколько веков находилась под властью Османской империи. Турки достаточно лояльно относились к внутренней жизни страны и даже к православию – главным для них было, чтобы население не бунтовало и исправно платило налоги. Однако в исламе, как известно, запрещено изображение людей, а тем более Бога, поэтому иконы беспощадно уничтожались, а вместе с ними – и греческая (византийская) иконописная традиция.
Когда в 1453 году турки завоевали Константинополь, большинство иконописцев бежало на остров Крит, находившийся под властью Венецианской Республики. До нашего времени дошли сведения примерно о 240 иконописцах, которые писали иконы на заказ как для православных, так и для католических стран. Очень часто они копировали старинные иконы, так как заказов было очень много.
Для византийского стиля иконописи характерно строгое соблюдение сложившихся канонов, где было предопределено всё, от стиля изображения, сюжетов, позы вплоть до цветов одежды. На этих иконах источник света отсутствовал, сам свет равномерно распределялся по всему пространству иконы, а фон был преимущественно золотым. Краски при этом с точки зрения тона были либо одинаково яркими и светлыми, либо одинаково приглушенными.
Греческая иконопись не старается натуралистически передать мир, воспринимаемый чувствами; она обращается к духовному, нематериальному. Иконы изображают не лица, а лики, отсюда некоторая их условность, диктуемая каноническими традициями.
Особенно явственно проявляются характерные особенности византийского стиля в изображении ликов с помощью санкирного способа письма, то есть построения объема путем сложного процесса моделирования, который получил широкое распространение еще в 12 веке. Великолепным образом этого стиля является Владимирская икона Божьей Матери.
Одним из крупнейших центров иконописи стал Афон, иконописцы которого продолжили византийские традиции. Вместе с тем стиль становится более упрощенным, резкие линии сочетаются с локальными цветовыми пятнами. Несмотря на влияние прочих иконописных школ, афонская традиция становится одной из самых главных. Здесь выполнялось множество копий (списков) со старинных икон, которые заказывались для преподнесения в дар христианским властителям или предназначались для паломников.
Современные иконы из Греции
В наше время писание икон стало в Греции немаловажной отраслью экономики, поскольку спрос на иконы из Греции, которые приобретают православные туристы и паломники, не уменьшается.
Особой популярностью пользуются списки (копии) икон Пресвятой Девы, находящихся в монастырях Афона. Они хорошо знакомы не только православным верующим, но и ценителям искусства. Напомним, что некоторые такие списки сделаны с икон, писанных, по преданию, самим евангелистом Лукой еще при жизни Богоматери. Молитва перед такой иконой, пусть даже и в списке, приносит душе умиротворение и благодать.