Хильдергада являлась германской настоятельницей-бенедиктинкой, главной монахиней монастыря в области реки Рейн. Автор мистических работ, церковных песнопений и музыки. Также знаменита своими работами по врачеванию и травяным сборам.
Начало жизни и молодые годы
Хильдегарда Бингенская родилась примерно в 1098 году, хотя точная дата неизвестна. Ее родители были родом из германской земли Гессен. Это были представители низшего дворянства, отец служил графу Магинхарду. Хилая от рождения, Хильдегарда традиционно считающаяся младшей из десяти детей, очень часто болела. Поскольку девочка была болезненной, часто приглашались врачи и местные монахи. Хильдегарда Бингенская, биография которой известна не во всех деталях, жила в эпоху страшного средневекового лихолетья.
Песнопения
Хильдегарда Бингенская — автор многих церковных композиций и песнопений. Ее творчество почитаемо лютеранской паствой. Хильдегарда утверждала: «я не была наученной кем-либо, поскольку я никогда не изучала нотную грамоту или любое песнопение». Она говорила, что сочиняла и пела хорал с мелодией, желая восславить Бога и его святых.
Песнопения, которые она сочиняла, представляли собой ни что иное для Хильдегарды, как периодические богоявления или физический признак присутствия Бога. Каждый день она и ее сестры пели в часы молитвы и псалмопение. В основе их лежало литургическое служение Богу, они участвовали в “симфониях гармонии и небесных откровений”. Это название, которое Хильдегарда дала собранию своих сочинений.
Для Хильдегарды музыка поднимается почти до уровня таинства, направляя совершенство божественной милости от небесных хоров на людей, в минуты, когда звучит блаженная радость песни. Монахиня видит интимную связь между повторением “дела Божьего” (Опус деи) в рамках монашеской жизни по уставу святого Бенедикта и вечной динамичной гармонией создания, поддержания и совершенствования мира. Всеобъемлющая история спасения является основной темой многих ее произведений, рассказов в символической поэзии. Ведь когда Слово божье говорит, что Бог сотворил мир в начале времен, то мир был установлен на его прекрасном поле, и злонамеренные козни дьявола были сведены на нет.
Пока невозможно точно датировать все музыкальные композиции Хильдегарды, однако возможно предположить, что большинство из них относится примерно к 1140-1160 годам. Каждая была написана для определенных дней и праздников в церковном календаре. Более половины композиции — антифоны; эти стихи пелись до и после каждого из псалмов во время монашеской молитвы, в то время как более длинные, известные как вотивные антифоны, могут исполняться отдельно во время различных литургий, в том числе шествия.
Существуют также другие музыкальные формы, например, ряд сольных куплетов, чередующихся с хоровым пениями. Они исполняются в бдение (утром). Есть гимны, которые исполнялись в разное время в течение монастырской мессы; музыкальные последовательности, между которыми поется Аллилуйа и Евангелие; мессы, в которых каждая строфа имеет свои общие мелодические мотивы, разделенные между двумя стихами.
Видения
Легенда гласит, что у монахини с самого юного возраста бывали видения и странные сны. Хильдегарда говорила, что она заметила «тени живого света» в возрасте трех лет и к пяти годам начала понимать, что она переживала видения. Она использовала термин «визио» и признала, что это был подарок, который она не могла объяснить другим. Хильдегард Бингенская поясняла, что она воспринимала все вещи в свете божьем через пять чувств: зрение, слух, вкус, обоняние и осязание. Она колебалась, чтобы поделиться своими прозрениями, рассказывая о них только старшей монахине. На протяжении всей своей жизни она по-прежнему имела множество знамений. В возрасте 42 лет Хильдегарда получила видение, которые она посчитала указанием от Бога, она решилась записать то, что вы видела и слышала.
Монашеская жизнь
Возможно, из-за видений Хильдегарды или в качестве способа политического влияния родители предложили отправить ее в Бенедиктинский монастырь, который располагался в Пфальцском лесу. Дата поступления Хильдегарды в монастырь точно неизвестна. Летописи говорят, что она начала исповедоваться пожилой женщине, Ютте, дочери графа Стефана II из Спонхайма, в возрасте восьми лет. В 1112-м, когда Хильдегарде было четырнадцать, она приняла обет служения и стала проживать с другими женщинами из монастыря с согласия и благословения епископа.
После смерти Ютты уже в 1136 году Хильдегарда был единогласно избрана магистром сообщества своих коллег-монахинь. Хильдегарда говорит в своих книгах, что Ютта научила ее читать и писать, потому что она была необразованной и, следовательно, не способна была к изучению библейских интерпретаций. В любом случае Хильдегард и Ютта работали вместе в монастыре и были руководительницами растущего сообщества женщин, прикрепленных к нему. Ютта также была провидицей и таким образом привлекала многих последователей.
Творчество игуменьи
Монахиня создала свой собственный язык, прародитель эсперанто, и назвала его лингва игнота, что переводится как «неизвестный язык». Сама придумала написание специфических букв, просто для своего развития как автора Хильдегарда Бингенская. Книги ее в основном направлены на понимание божественной природы. Например, ее произведение «О внутренней сущности различных природных творений» повествует о средневековом представлении о мире и вселенной. Много думала над этими вопросами Хильдегарда Бингенская. Творчество ее пронизано любовью к богу и людям.
Врачевание
Помимо музыкально дара, у нее был талант врачевательницы и целительницы. Её книги по врачеванию помогли многим страждущим. В основном это рецепты травяных настоек и отваров. В произведении «Физика» описываются травы, минералы, деревья, камни, представители фауны,металлы со свойственными им лечебными и нелечебными особенностями. Монахиня знаменита своими рецептами целебных растительных отваров.
Многие из медицинских рекомендаций Хильдегарды имеют только историческое значение, но есть информация и советы, которые актуальны и сейчас. Ее мелодичные произведения используются психологами и психотерапевтами и сейчас для врачевания душевных ран.
Кончина и след в истории
17 сентября 1179, когда в день ее кончины, монахини утверждали, что они видели, как два потока света появились в небе и пересекли комнату, где умирала Хильдегарда Бингенская. Отзывы сестер-монахинь говорили о ее невероятной доброте и самоотреченности. Она в веках оставила нам свои музыкальные композиции, сборники сочинений и лекарственные книги.
Ее произведения:
- «Познай пути»;
- «Книга праведной жизни»;
- «Книга божественных творений» и другие и сейчас приносят людям свет веры.
Хильдегарда Бингенская причислена к лику святых лютеранской церковью и почитается протестантской паствой. Прожила она восемьдесят два года.