В Русской православной церкви установлена традиция, причислять к лику святых лишь тех праведников, со дня кончины которых минул значительный промежуток времени. Однако всегда были и есть угодники Божии, заслужившие своим благочестием столь горячую любовь современников, что всеобщая молва прославляет их задолго до решения Священного синода. Таким неофициальным, но почитаемым в народе святым является иеромонах Василий (Новиков). Книга о его жизни, составленная монахиней Натальей (Андроновой) и получившая название «Добрый пастырь», легла в основу этой статьи.
- Внук старицы Пелагеи
- Юные годы будущего ревнителя веры
- Доброе слово о Надежде Васильевне Новиковой
- Военная служба и начало самостоятельной жизни
- Важный поворот в жизни
- Возведение в сан и начало духовного подвига
- Пострижение в монахи
- Духовный пастырь односельчан
- Горячий приверженец монархизма
- Борец за чистоту веры
- Кончина праведника
- Неканонизированный святой
Внук старицы Пелагеи
14 января 1949 года в благочестивой русской семье Николая Евгеньевича и Надежды Васильевны Новиковых, проживавших в селе Ракитино Тульской области, родился первенец, наречённый во святом крещении Василием. После него Господь послал его родителям ещё троих детей – братьев Сергея и Ивана, а также сестру Лидию.
Семья, в которой появился на свет будущий пастырь, с давних лет была теснейшим образом связана с православием. Их односельчане доныне хранят память его бабушки Пелагеи, заслуженно стяжавшей славу старицы. Ещё в далёкие дореволюционные годы она дважды совершала пешие паломничества в Иерусалим. Старожилы рассказывали, что уже после первого такого путешествия в ней со всей очевидностью стал проявляться дар прозорливости.
Так, она с поразительной точностью предсказывала события, которым ещё только предстояло свершиться. Сподобившись же во второй раз побывать во Святой земле, старица Пелагея (именно так величали её с тех пор все в округе) являла поразительные примеры исцеления недужных и изгнания бесов. Всему этому в ранние свои годы был свидетелем будущий иеромонах Василий (Новиков).
Он сам не раз вспоминал, как с дикими криками рвался из цепей бесноватый, привезённый на исцеление к бабушке Пелагее, и как вдруг затих и заговорил спокойным внятным голосом после того, как она, окропив его святой водой, прочла молитву. Разумеется, подобные сцены, которых было немало, накладывали неизгладимый отпечаток на формировавшееся сознание подростка.
Юные годы будущего ревнителя веры
Немаловажную роль в религиозном воспитании сына сыграли и сами родители – люди глубоко набожные, строившие свою жизнь по заповедям Божьим и в соответствии с традициями православия. В результате посещая в детстве советскую школу, иеромонах Василий (Новиков) сумел остаться истинным христианином, не запятнавшим себя атеистическим нигилизмом. Следует отметить, что он, как и остальные дети в их семье, никогда не вступал ни в пионерскую, ни в комсомольскую организацию.
Подобно большинству сельских ребятишек, Василий с ранних лет приобщался к труду, помогая родителям на огороде и в поле, на выпасе скота и заготовке дров. Особенно тяжело ему пришлось после того как в результате тяжёлой болезни скончался отец, и мать, работавшая медсестрой в районной больнице, осталась одна с четырьмя детьми.
В их семье навсегда сохранилось воспоминание об одном весьма необычном обстоятельстве, связанном с последними днями жизни Николая Евгеньевича. Впоследствии рассказывали, что незадолго до его кончины неожиданно потускнел, помещённый в красном углу образ Николая Чудотворца, являвшейся их родовой святыней. Перемена в нём была столь значительна, что стали почти неразличимы запечатленные на нём черты. Когда же душа усопшего покинула тело, икона приняла свой прежний вид.
Доброе слово о Надежде Васильевне Новиковой
К слову сказать, овдовев, Надежда Васильевна ещё больше преисполнилась религиозного чувства. Несмотря на крайнюю занятость, вызванную домашними делами и повседневной работой, она много времени проводила в храме Иоанна Предтечи, находившемся в восьми километрах от села, где помимо участия в богослужениях помогала чем могла его настоятелю и своему духовному отцу протоиерею Михаилу (Чудакову).
В последние же два десятка лет Надежда Васильевна добровольно наложила на себя ограничения в пище, принятые у монахов. Она никогда не вкушала мясного, а по понедельникам, средам и пятницам весь её дневной рацион состоял лишь из просфоры, запиваемой святой водой. При каждом удобном случае Надежда Васильевна совершала паломничества в Троице-Сергиеву Лавру, куда брала с собой и детей.
Впоследствии иеромонах Василий (Новиков), фото которого представлены в этой статье, часто вспоминал, как глубоко запало ему в душу пение монахов, не раз слышанное им в таких поездках. Рассказывал он и о том, как благодаря музыкальным способностям, проявившимся ещё в раннем возрасте, он часто во время церковных служб вставал рядом с певчими и подпевал им.
Военная служба и начало самостоятельной жизни
Окончив среднюю школу, и достигнув призывного возраста, Василий отправился служить в армию. Комиссией Военкомата он был направлен на Северный флот, где в течение трёх лет служил на атомной подводной лодке. Здесь пригодился юноше навык к труду, выработанный в нём с детства. Добросовестно выполняя любую, порученную ему работу, матрос Новиков заслуженно снискал всеобщее уважение.
Демобилизовавшись в 1970 году, будущий иеромонах Василий (Новиков) поступил учиться в Узловское железнодорожное училище и, по его окончании, получил распределение в город Ершов, где стал работать помощником машиниста тепловоза. Там же вскоре Господь послал ему невесту Валентину.
После свадьбы молодая чета поселилась в городе Узловая Тульской области, где у них родилось трое детей – сыновья Александр и Михаил, а также дочь Наталья. Вскоре, как передового работника, Василия выдвинули на руководящую должность.
Важный поворот в жизни
Казалось бы, что ещё желать молодому человеку? Однако не о такой судьбе мечтал иеромонах Василий (Новиков), биография которого к тому времени вполне укладывалась в советские стереотипы. Своим истинным призванием он считал священство, к которому стремился всей душой, но столь крутой поворот в жизни требовал от него немалой решительности.
Поскольку Василий был человеком обременённым семьёй, то, разумеется, не мог принять столь важное решение без согласия жены. Поведав же Валентине о своих намерениях, он встретил с её стороны категорическое возражение, суть которого сводилась, главным образом к тому, что замуж она выходила «за машиниста, а не за попа».
Не смея навязывать жене своего мнения, и лишь усердно помолившись Богу о вразумлении рабы Его Валентины, Василий отправился в Троице-Сергиеву Лавру, где возле раки с мощами преподобного Сергия Радонежского просил святого о помощи и заступничестве в столь важном деле. Его молитвы были услышаны и, вернувшись домой, паломник обрёл свою жену умягчённую сердцем и полную готовности следовать за ним на новом поприще.
Завершилась эта история тем, что в один из дней Великого поста 1993 года раб Божий Василий (Новиков) был рукоположен в сан дьякона, а через неделю – в иерея. Так началось его многолетнее служение Богу, на путь которого он вступил, обретя в том благословение великого святого земли русской – преподобного Сергия Радонежского.
Возведение в сан и начало духовного подвига
Своё пастырское служение отец Василий начал в селе Спасском Тульской области, куда его направили после возведения в сан. Поскольку 90-е годы были периодом, завершавшим долгие десятилетия гонений на российское православие, то многие храмы, особенно находившиеся в сельской местности, были к тому времени в весьма плачевном состоянии.
Именно такой оказалась церковь Изнесения Честных Древ Животворящего Креста Господня в селе Спасском, настоятелем которой был назначен иеромонах Василий (Новиков). Пламенная проповедь батюшки, обращённая к сердцам его новых односельчан, помогла ему обрести среди них много добровольных помощников в деле восстановления святыни.
Когда же, благодаря их трудам, подкреплённым его собственным усердием, храм был приведён в надлежащий вид, и в нём возродилась религиозная жизнь, епархиальное начальство передало под его попечение ещё одну церковь, находившуюся в соседнем селе, и почти полностью разрушенную. Это был, некогда известный на всю округу, храм Казанской иконы Божьей Матери. Его также удалось восстановить с помощью боголюбивых односельчан и добровольных спонсоров, которых отыскал отец Василий.
Пострижение в монахи
На Страстной неделе Великого поста 1997 года Господь призвал в Свои Небесные Чертоги жену отца Василия Валентину, после чего батюшка окончательно переселился в село Спасское Тульской области, где и провёл всю оставшуюся жизнь. В апреле 2006 года по благословению епархиального владыки он принял тайный монашеский постриг с сохранением прежнего имени.
С этого дня началось его служение в «чине ангельском», как испокон веков говорили о тех, кто, отвергнув преходящие радости суетного мира, всего себя посвятил служению Богу. Известно, что, кроме отца Василия, тогда же в монахи было пострижено ещё 14 человек, положивших начало созданию новой обители.
Духовный пастырь односельчан
Оставаясь, как и прежде, настоятелем сельского храма, иеромонах Василий (Новиков) Тульский – так его принято величать, неустанно заботился о благочинии и благолепии церковной жизни. Исключительно благодаря его усердию была отреставрирована, пришедшая в негодность стенная роспись, построена крестильная и здание богадельни, открыта воскресная школа для детей и их родителей, а также организован хор клиросного пения.
Всегда погружённый в приходские дела, иеромонах Василий (Новиков) не забывал и о несении монашеских подвигов, главным из которых в тот период была непрестанная внутренняя молитва, обет об исполнении которой он давал при пострижении, а также регулярные молитвенные ночные бдения. Жители села вспоминали, как часто свет в окне батюшки Василия не угасал в течение всей ночи.
Начав творить такие молитвы келейно, то есть дома, уединённо ото всех, в скором времени батюшка перенёс их во храм, где собирал всех желающих. Богослужебные тексты он сопровождал чтением Псалтири и акафистов. Завершала же ночное бдение всегда глубоко продуманная и блестяще исполненная проповедь иеромонаха Василия (Новикова).
Горячий приверженец монархизма
По своим политическим пристрастиям отец Василий был убеждённым монархистом, полагавшим, что только самодержавие способно обеспечить России мир и процветание. Являясь искренним почитателем безвинно убиенного государя Николая II, он воспринимал его смерть как искупительную жертву, принесённую на алтарь отечества.
Неоднократно побывав в селе Тайнинском, где местным священником совершался в те годы Чин покаяния в преступлениях большевиков, батюшка и у себя в храме много раз повторял этот обряд. Подобная практика во многом способствовала той известности, которую он приобрёл в 2000-е годы.
Важную роль в этом сыграла и пламенная проповедь иеромонаха Василия Новикова (август 2007 года) о значении истинной веры в жизни человека, и недопустимости её подмены поклонением мирским и приходящим ценностям. Видеозапись этого выступления получила широкое распространение в интернете.
Одновременно с ней появился и фильм, в котором такие яркие представители духовной жизни России тех лет, как Иеромонах Василий (Новиков), старец Николай (Гурьянов) и иеродиакон Авель (Семёнов), обращаются к россиянам с пастырским наставлением, сопровождая свои слова пророчествами о будущем страны.
Борец за чистоту веры
На следующий год отец Василий подал руководству епархии заявление о выводе его за штат, и предоставлении возможности продолжать пастырскую деятельность по месту жительства, что предусмотрено одной из статей действующего ныне Церковного устава. Его просьба была удовлетворена, и с тех пор проповедь иеромонаха Василия (Новикова) звучала для всех, кто собирался в назначенные дни возле его дома в Спасском.
Следует отметить, что отец Василий всегда отличался высокой принципиальностью и никогда не шёл на компромиссы в вопросах веры и многих иных аспектах современной жизни. В частности, он публично высказывал своё крайне негативное отношение к экуменизму и глобализму. В связи с этим известно, что иеромонах Василий (Новиков), пламенная проповедь которого порой касалась и этих проблем, не раз подвергался нападкам властей, усматривавших в его речах признаки экстремизма.
Кончина праведника
Последним благочестивым деянием отца Василия является возведение в селе Иваньково купели над святым источником, посвящённым Казанской иконе Божьей Матери. Это сооружение, освящение которого состоялось 4 ноября 2010 года, было построено им при помощи духовных чад, а также добровольных жертвователей. Работа отняла у батюшки много сил, так как ещё в начале того же года он, простудившись заболел, и в течение последующих месяцев старался перенести на ногах недуг, не отпускавший его.
К врачам за помощью отец Василий не обращался, отдавая предпочтение народным средствам и молитве. Однако в ноябре его состояние настолько ухудшилось, что собороваться в очередной раз, и причаститься Святых Христовых Тайн он смог лишь не подымаясь с одра. Наконец, ранним утром 11 ноября 2010 года, во время чтения одного из канонов, он тихо отошёл ко Господу.
Неканонизированный святой
В этот день многие священники и духовные чада посетили дом, в котором вознёс свою последнюю молитву их брат во Христе и духовный наставник – иеромонах Василий (Новиков). Причина смерти этого подвижника благочестия была, без сомнения, не только в постигшем его недуге, но и в крайнем истощении сил, отданных служению церкви.
Погребение отца Василия происходило при стечении огромного количества народа, приехавшего в село Спасское со всех концов страны, чтобы проводить в последний путь своего духовного наставника и учителя. Но и после того как минули установленные церковной традицией дни поминовения усопшего, могила иеромонаха о. Василия (Новикова) регулярно посещается его почитателями. На ней всегда мерцает неугасимая лампада.
Все они верят в то, что однажды среди прочих российских святых будет прославлен в лике преподобных и их духовный наставник – иеромонах Василий (Новиков). Тропарь ему был составлен вскоре после кончины, и недалёк тот день, когда в очередную годовщину смерти он зазвучит во всех российских церквях.