Ежегодно после Пасхи на протяжении всей Светлой Седмицы на аналое каждого храма располагается икона сошествие во ад, которая говорит о непостижимом для простого человеческого ума чуде Воскресения Христа. Подвиг, совершенный Спасителем имеет ключевое значение и для христианской веры и для всего человечество. Ведь Он искупил грехи человеческие, в том числе и грехи тех, кто давно почил ко времени Его проповеди.
Именно о том, как Христос отправился во ад, дабы спасти от грехов, оказавшихся там, говорит икона. Этот подвиг был совершен до Воскресения и свидетельствует о неописуемой благости и милости Господа. Ведь Спаситель отправляется в подземное царство для того чтобы проповедовать и там, вызволить ветхозаветных праведников, а также зачинателей человеческого рода: Адама и Еву.
Как вы знаете, именно первородный грех обуславливает изначальную греховную природу современных людей. Однако Христос спасает Адама и Еву, искупает грехи этих людей и также дает каждому надежду на спасение в нем.
Евангельские тексты не описывают процесса путешествия в подземное царство как таковое. Подробное описание содержится в апокрифическом Евангелии от Никодима. Кстати, по этой причине на протяжении длительного времени иконописный сюжет Воскресения сочетался с сюжетом сошествия.
Содержание
Сюжет иконы «Сошествие Христа в ад»МолитвыТропарь Воскресению Христову, глас 5Молитва Святой Пасхе
Сюжет иконы «Сошествие Христа в ад»
Компоновка складывалась постепенно и изображения могут различаться, хотя сейчас мы явно можем говорить об устоявшемся православном каноне. Одни из самых первых древнерусских икон, где Христос спускается в ад, относятся к творчеству иконописцев Дионисия и Андрея Рублева. На них запечатлевается канонический сюжет, когда Христос предстает с распростертыми руками по центру изображения.
Также известны изображения, характерные для эпохи ренессанса (используются по большей части в католическом христианстве) где Спаситель увлекает ветхозаветных праведников за собой. Есть и иконы, на которых Христос идет на встречу к Адаму, которые символически говорят об освобождении обитателей ада.
Остановимся более подробно на сюжете характерном для православного христианства. В центральной части располагается Христос в сияющих одеждах, он изображается в сфере синего цвета, который указывает на небесную благодать. В этой сфере также присутствуют серафимы и херувимы (ангельские чины) в золотых отблесках, ангелы также освящают тьму ада.
Символически изображаются разломанные врата ада, разрушенные гробы. Царство небесное вторгается во ад и остается неудержимым, тьма не может поглотить его, преграды не останавливают.
Итак, в центре иконы Сошествие Христа в ад располагается сам Спаситель, а чуть ниже, те, кто ждал его прихода. На передней части по две стороны Адам и Ева. Чаще всего Христос обхватывает Адама за кисть, а Ева смиренно устремляет на него взор и ждет, когда тот обратит внимание и на нее. Помимо этого тут много самых разнообразных людей, композиция может различаться.
Тем не менее, практически всегда изображаются святые, которые также ожидали, когда Спаситель снова откроет путь в Царствие небесное. Например, тут стоит Иоанн Креститель, с которым он совсем недавно виделся на земле, но также есть и те, кто ждет намного больше. С нимбами изображаются цари Давид и Соломон.
Этим сошествие Христа во ад на иконе подчеркивает особое значение его подвига. Ведь, если бы не он, то и святым пришлось бы остаться без рая. Поэтому данная икона имеет такую высокую ценность и особо почитается в православном каноне.
В верхней части иконы ангелы, которые поддерживают крест, который в свою очередь символизирует не только спасение, но и церковь, которая отныне на земле позволяет каждому избегнуть гиены огненной через веру во Христа. Особенное внимание на этот образ делают, конечно, в дни празднования Пасхи, но молитвы перед ним будут полезны для верующих практически всегда. Этот сюжет в ясной форме запечатлел существенные основы православной веры, а также хранит напоминание о вечной милости Господа к людям.
Значение иконы «Сошествия во ад» заключается в том, что эта икона – вечное напоминание людям вплоть до исхода времен – теперь путь в рай открыт.
Каждый может выбрать сам путь к воскресению из мертвых, ведь Господом даровано спасение всякому человеку.
Молитвы
Тропарь Воскресению Христову, глас 5
Христос воскресе из мертвых, /
смертию смерть поправ, /
и сущим во гробех живот даровав.
Молитва Святой Пасхе
О, Священнейший и Величайший Свете Христе, Возсиявый всему миру паче солнца в Воскресении Твоем! В сей пресветлый и преславный и спасительный лень Святыя Пасхи, ликуют вси ангели на небеси и всяка тварь веселится и радуется на земли и всякое дыхание прославляет Тя, Творца своего. Днесь отверзошася райския врата, и свободишася умершия я во ад сошествием Твоим. Ныне вся исполнишася света, небо же земля и преисподняя. Да приидет убо Твой свет и в наши мрачныя души и сердца и да просветит нашу тамо сущую нощь греха, да и мы сияти будем светом правды и чистоты в пресветлыя дни Воскресения Твоего, яко же новая тварь о Тебе. И тако просвещеннии Тобою изыдем свещеноснии во сретении Твое, исходящему Тебе из гроба, яко Жениху. И яко возвеселил еси в пресветлый день сей явлением Своим святых дев зело заутра с миры ко гробу Твоему пришедших, тако и ныне просвети нощь глубокую страстей наших и возсияй нам утро безстрастия и чистоты, да узрим Тя сердечными очесы краснаго паче солнца Жениха своего и да услышим паки вожделенный глас Твой: Радуйтеся! И тако вкусивши Божественныя радости Святыя Пасхи еще зде на земли, да будем причастницы Твоея вечныя и великия Пасхи на небесех в невечернем дни Царствия Твоего, идеже будет веселие неизреченное и празднующих глас непрестанный и неизреченная сладость зрящих Лица Твоего доброту неизреченную. Ты бо еси Истинный свет просвещаяй и освещаяй всяческая, Христе Боже наш, и Тебе слава подобает во веки веков. Аминь.