Судья у мусульман, который осуществляет судопроизводство согласно шариату, называется кади. В средние века человек, занимающий эту должность, опекал сирот, назначал им опекунов, заменял нотариуса, а также следил за исполнением приговоров, которые были вынесены как по гражданским, так и по уголовным делам.
Духовные судьи у мусульман несколько утратили свои функции в девятнадцатом–начале двадцатого века. Это произошло в связи с развитием нового светского суда. Функции кади стали ограничиваться решением споров по религиозному, семейному и иногда наследственному праву.
Духовные судьи у мусульман Египта, Турции и Туниса были упразднены в связи с ликвидацией шариатского суда.
Ранний ислам
В этот период стройной системы судопроизводства пока еще не было выработано. Теоретически все вершилось именем Аллаха. На практике все споры рассматривались Мухаммедом. Он был единственным духовным судьей у мусульман. Пророк не практиковал назначение на должности, которые должны были бы выполнять судебные функции. Мухаммедом лично рассматривались все споры, которые возникали как между мусульманами, так между ними и людьми иной веры.
Праведные халифы (632-661 гг.) опирались в решении споров на Коран. Таким образом, система правосудия оставалась без каких-либо существенных изменений. В том случае, если мнения Пророка и предшественников по какому-либо вопросу не было, халифы совещались со своими сподвижниками. При этом происходило формулирование новых правил.
Халифы занимали пост верховного судьи. При этом большинство дел по их поручению рассматривали наместники. А они, в свою очередь, частично перепоручали судебные функции отдельным представителям духовенства, которые великолепно владели мусульманским правом. Со временем эти люди стали вести дела профессионально. Так и появились духовные судьи у мусульман – кади.
Система правосудия при Аббасидах
В период 750-1258 гг. в Халифате большую значимость стал иметь пост кади-ал-кудата. Этот верховный судья имел особые обязанности. Духовные судьи у мусульман подбирались им. Верховный Кади также контролировал их деятельность. Он экзаменовал претендентов на знание мусульманского права до их вступления на должность.
В те времена у судей отсутствовал эффективный аппарат принудительного исполнения наказания. Оно зависело от согласия наместника и шурты (полиции). Если халифом решения кади не признавалось, то судья должен был уйти в отставку. Нередко складывались ситуации, когда кади не мог противостоять произволу чиновников. И тогда многие обращались с жалобами к халифу. Правитель постепенно стал возлагать данную функцию на специально выбранных судей. Так возникло самостоятельное «Ведомство жалоб».
Кто имел право быть кади
Духовные судьи избирались из числа совершеннолетних мусульман, которые были свободны от рабства, справедливы, здравомыслящи и не обладали какими-либо физическими недостатками. Кади строго придерживались моральных и религиозных предписаний ислама. При этом они имели высокую степень знания арабского языка. Кади получал от халифа диплом, который оглашали в мечетях его округа.
Обязанности
У духовных судей были подвижные пределы юриспруденции. Изначально им разрешалось рассматривать только семейные и гражданские споры. С течением времени возложенные обязанности значительно выросли. Кади стали рассматривать споры всех видов. Это могла быть защита репутации и требования к недобросовестным должникам, определение преступления, связанного с грабежом и воровством, прелюбодеянием и т. д. В компетенцию кади входило и решение вопросов веры. Они охраняли ее устои, объявляли о начале рамадана, назначали имамов и муфтиев мечети. Одновременно духовный судья осуществлял надзор за исполнением вынесенных им решений, оформлял как браки, так и разводы, а также надзирал за тюрьмами.
Что было запрещено кади
Духовный судья у мусульман не имел права принимать от людей подарки. Если это происходило, то он обязан был сдать их в общую казну. Запрещено было кади рассматривать дело, которое касалось непосредственно его или его родственников. Не разрешено было ему проводить судебный процесс, если его отвлекал голод или болезнь, дремота или печали, жара или холод.
Источники права
При рассмотрении дела кади обязан был руководствоваться священной у мусульман книгой — Кораном, в которой содержатся проповеди и речи Мухаммеда. Если о решении кого-либо конкретного случая в ней ничего не было сказано, то кади брал Сунну. Эта книга — сборник священных преданий, которые повествуют о бытии и поведении Пророка. В случае отсутствия ответа и в ней судья должен был обратиться к источникам, которые были разработаны в правовых школах.
Дело всегда слушалось в присутствии двух сторон. При этом кади обязан был одинаково встретить, а также рассадить тех, кто вел тяжбу. Только после этого истец излагал претензию. Выслушав его, кади предлагал ответчику признать обоснованность претензий. Его это происходило, то дело прекращалось. Дело выигрывал истец и в том случае, когда он мог предъявить доказательства. В противном случае ответчик должен был поклясться в своей правоте.