(фрагмент)
— Ах, боже мой, стороннее лицо! – закричал в испуге дьяк.
— Что теперь, если застанут особу моего звания?..
Дойдет до отца Кондрата!..
Н. Гоголь «Ночь перед Рождеством»
Относительно недавно на сайте Религия была размещена статья об Учении Рерихов. Практически все негативные отклики о философском и ином творчестве Рерихов обосновываются обильном цитированием книг, изданных в 1990-е годы, дьякона Кураева. Игумен Амвросий (Ермаков), разместивший статью о «лжеучении», как и многие другие православные верующие, приводит его писания, но видно, что никому в голову не приходили простые вопросы о том, насколько соответствуют эти рассуждения духу евангельских заповедей, не говоря уже о соответствии первоисточникам. Между тем приведенное интервью является знаковым с точки зрения понимания, как происходили распятия, сожжения и другие инквизиторские казни по религиозным основаниям. Так было не только в древней Иудее и в средневековой Европе, но часто и на Руси. Так оно продолжается и сейчас.
Не в силах разобраться в первоисточниках, в заповедях и тонкой символике притч, дать пример торжественности и красоты жизни и служения, по причине которых Христианство стало государственной религией на просторах будущей Российской империи (т.е. не понимая самих первооснов Христианства), ряд служителей церкви решили опорочить тех, кто в своих философских воззрениях дает отчасти иную картину окружающего нас мира. Наиболее ярым их представителем в 1990г. оказался дьякон А. Кураев, бывший референт главы РПЦ Алексия. Плоды его воображения, изданные на сотнях страниц, по всей видимости, легли в основу решений Собора 1994г. В число наиболее осуждаемых дьяконом деятелей попали Рерихи и Блаватская, чьи идеи зовут к культурному сотрудничеству человечества, непредубежденному познанию окружающего нас Космоса с учетом знаний, накопленных не только относительно молодой наукой, но и тысячелетним вненаучным опытом познания лучших представителей человечества.
Н. Рерих. Знаки Христа. 1924
…Из двух с лишним десятков цитат и фактов ни одна цитата не оказалась достоверной, и ни один факт не имел места быть. Вот типичный пример. В 1884 г. корреспондент «Pall-Mail Gazette» напечатал интервью с Е.П. Блаватской, где писал: «Её отношение к европейским нациям строго беспристрастно, ибо она сознаётся, что осуждает Запад и его методы. Ей ненавистно лицемерие христианской цивилизации. …Она утверждала, что не может европеец, живущий среди язычников, называть без краски стыда себя христианином, ибо для язычников христианство выразилось в виде организованного убийства и постоянного обмана». Он цитирует единственные ее слова: «Если бы Христос в эту минуту явился в Лондон, к вам, и стал поступать, как вы говорите, он поступал, то, как бы вы с ним поступили? Вы бы отправили его в тюрьму или в дом сумасшедших. Среди миллионов ваших христиан есть ли хоть один, который бы поступал по принципам вашего Евангелия? Я ни одного не знаю. А вы удивляетесь, что ваши миссионеры не могут обратить языческий мир в христианство». В книге о. Андрея, с указанием номера газеты, это превратилось в приписываемые ей слова: «наша задача смести с лица земли христианство». Ничего близкого в данной газете никогда не было.
Елена Рерих пишет: «…Теперь о механическом письме. Это тоже рассматривается как известная степень одержания, ибо при автоматическом письме обычно производится воздействие извне на физический центр руки и даже мозга, и потому оно очень вредно и при частом прибегании к нему может окончиться параличом. Сама я никогда автоматически не писала, но имела случай наблюдать этот процесс письма в Америке, где он очень распространен. Процесс этот различен. Одни утверждают, что они не знают, что пишет их рука, другие говорят, что каждое слово четко запечатлевается в их мозгу. … Но, конечно, все эти случаи не подсознания, но определенного воздействия извне. И степени «Ангелов– Хранителей», желающих руководить и сообщаться, конечно, варьируются в тонком мире. От безобидных и симпатизирующих нам, мы можем неожиданно привлечь вражескую силу, и немалого калибра. … Так пусть каждый подумает серьезно, прежде чем открывать доступ неизвестным силам. Если кто предан Учению и обладает талантом писателя, то зачем ему автоматическое письмо? Учение дает неиссякаемый кладезь тем для писателя» (15.10.35г. Письма Рерих Е.И. 1929 –1938, т.2). Зато по писаниям Кураева «Сами Рерихи заверяли, что трактаты цикла Агни-Йоги они пишут не сами, а записывают «космический диктант»… пользуясь известным феноменом автоматического письма»
Читаем его далее: «Учение Рерихов — это религиозная секта, не только не совместимая с христианством, но и прямо ему враждебная. Чтобы убедиться в этом, достаточно ознакомиться с некоторыми постулатами их учения: «Когда колесница направлена ко благу, то возница не отвечает за раздавленных червей». Е. Рерих уточняет: «Конечно, изречение о колеснице оставьте для себя, иначе много соблазна может произойти…» О чем здесь идет речь? Здесь утверждается возможность убийства в целях, выгодных для распространения этой секты. Еще один пример: «Фундаментальные трактаты живой этики допускают необходимость убийства во имя торжества своих идеалов». (Трактат «Община» с. 146)» Рассмотрение вопроса о «секте» приведем ниже, а сейчас ответим, что никогда вы не найдёте в книге «Община» этих слов, это чистая ложь, приписанная Кураевым в целях духовного уничтожения ненавистных ему идей. …И в Живой Этике нет слов, приписываемых ей в статье дьякона. Есть слова: «Многие учения предписывают воздержание от всякого убийства. Конечно, осталось недосказанным, как быть с убийством малейших существ невидимых? Конечно, имелось в виду преднамеренное убийство по злой воле, иначе в каждом дыхании человек становился бы убийцей. Сознание может подсказать, где граница. Сердце может учуять и уберечь человека от убийства. Даже ветку, неразумно сломленную, отнесем ко храму; иначе говоря, пожалеем. То же чувство подскажет уберечься от убийства» (книга Братство, §238)
Мы скорбим в душе, читая о казненных первохристианах, боремся с фашизмом, последователи которого удобряли свои поля пеплом из крематориев. Но мало кому известны исследования ученого Е. О. Шацкого, который приводит 81 первоисточник летописей и других документов в статье «Русская православная церковь и сожжения». …Статистика сожженных в России включает, по разным данным, от нескольких сотен до нескольких тысяч, в основном, старообрядцев». Можно ли этих сторонников зла назвать христианами? Может это все делалось, как пишет Кураев, «в целях, выгодных для распространения этой секты»? — имею в виду этих бессердечных исполнителей замыслов тьмы, выросших в рядах православия. …Все это происходило, несмотря на усилия Н. Сорского, С. Саровского, И. Кронштадского и многих других подвижников. Не следует удивляться, что огромные народные массы отринули такую церковь. Но г-н Кураев соблазнился.
Н. Рерих. Звенигород. 1933
Не удалось найти в книгах Рерихов и их письмах слов «Евангелие не соответствует истинному учению Махатмы Иисуса». Вот то, что слова дьякона, дух их, в значительной степени не соответствуют заветам и заповедям Христа, так это точно. В интернете достаточно примеров. К откровенной клевете и лжецитированию относятся его рассуждения про «уничтожение кладбищ, как рассадников эпидемий; отмена денежной милостыни; в новой общине нужно забыть о доброте, ибо доброта не есть благо; народности с их историей и культурой должны быть отменены». Живая Этика очень высоко ставит соблюдение закона свободы воли. Новый мир из-под палки не строится, а провозглашение необходимости защиты памятников истории и культуры является знаком строителя новой жизни.
Безосновательные слова свидетельствуют лишь о том, что такие функционеры от РПЦ дух Христианства успешно подрывают, ведя земную церковь в сторону от христианского миропонимания. Знаки этого-ложь и клевета, умаление и оскорбление других конфессий, раздувание истерии по поводу сект. …(в Христианстве их около трёхсот по одному из подсчетов). С разрушительным влиянием некоторых деструктивных сект успешно справятся спецслужбы, если таковые представляет действительную опасность для граждан. Знаки такой опасности вполне прописаны в различных кодексах и инструкциях. …Официальная научная экспертиза под руководством доктора философских наук, религиоведа, профессора кафедры философии МГИМО МИД РФ Глаголева показала, что Живая Этика ничего общего не имеют с сектантством. Есть аналогичные научно-юридические заключения других исследователей. К сожалению, руководство РПЦ и Архиерейский Собор, в свое время, не создали отдел по научной, хотя бы формальной, проверке благословляемых писаний, что привело к печальным для РПЦ явлениям.
…В книгах Рерихов нет совокупности «…всех богослужебно-обрядовых правил и предписаний, таинств и действий, присущих каждой религии…», но говорится о Боге и беспредельной Вселенной, о неисследованных возможностях человека, поэтому начинаются многочисленные гадания на тему- религия их Учение или нет. В голову не приходит самое простое о том, что наука и научные подходы отличаются от религии и религиозных подходов. …Развитие науки не остановить. Она станет со временем просвещенной и духовной, не будет отрицать существование творящих сил Космоса, оставаясь при этом наукой. Ведь современное научное мировоззрение в своё время стало атеистическим в значительной степени по причине бездумных и тупых попыток опровергнуть или запретить знание и уничтожить его первооткрывателей со стороны церковных функционеров. Тоталитарность и претензии на абсолютное знание истины все больше и больше выходят на поверхность проявления многих деятелей церкви, вместо сердечных усилий по духовному единению народа. Это и есть знак сектантства в самом худшем смысле этого слова. К этому же можно присовокупить объявление земных церковных общественных структур святыми, что породило огромное количество соблазнов.
О характере таких усилий еще лет сто назад писал архиепископ Михаил (Мутьюгин) в труде «Введение в основное богословие» (переиздание, М., 1995). Первая же часть его книги (Введение) показывает, что есть ещё чему поучиться у тех, кто действительно поддерживает авторитет православия. В ней говорится о том, что небогословские науки, касающиеся религий, могут развиваться вне рамок церковной жизнедеятельности, что есть нерелигиозные мировоззрения «…пантеизма, атеизма, деизма и др.…». Далее архиепископ Михаил замечательно формулирует формы и рамки ведения диалога с действительными или мнимыми (в силу их непонимания) оппонентами: «Здесь следует подчеркнуть необходимость воздержания от ряда приемов, которых как морально-негативных следует избегать в любом диалоге, но которые в диалоге по религиозной тематике совершенно недопустимы. …Прикосновение к творчеству этого человека, вызывает глубокое к нему уважение.
Рассуждения ряда деятелей РПЦ о творчестве Рерихов, касающиеся во многом непознанных граней устройства природы и человека, направлены на уничтожение знаний о таких основополагающих явлениях нашего бытия, как существование разных сфер мироздания, отличающихся разным состоянием материи. …Овладение свойствами материи разных миров и их силами мы производим в процессе своего труда, творчества, мышления, справляясь с эмоциями, чувствами, мыслями. Называя попытки осмысления накопленных знаний оккультизмом в совершенно отрицательном понимании и смысле этого явления жизни, некоторые церковные деятели выхолащивают многие основополагающие положения православия; те же таинства жизни и церковных обрядов, таким образом, превращаются в лишенные смысла действия, которые вроде как нечто обозначают, но почему и как уже и сами священники не знают. Так теряется многое из того, что знали еще первохристиане, или средневековые верующие люди. Так уже многие не различают дух и душу человека, отрицают даже те основы строения жизни, про которые написано в евангельских книгах. Выхолощенные ритуалы и обряды уже не несут таинство и со временем отрицаются.
Н. Рерих. Пречистый Град — врагам озлобление. 1912
… Николай Рерих писал, что «Для нас мистика — это всего лишь малоизученная область реальности». …«В разных странах пишут о моём мистицизме… Я вообще опасаюсь слова «мистицизм». Уж очень мне напоминает английское «мист» — туман. Всё туманное и расплывчатое не отвечает моей природе. Если мистика в людском понимании означает поиск истины и постоянное познавание, то я бы ничего не имел против такого определения. Но люди понимают вовсе не реальное, а что-то другое… чего и сами сказать не умеют. А всякая неопределённость вредоносна. В древности мистиками назывались участники мистерий. Но какие же мистерии происходят сейчас? Не назовём же мы мистериями научное познавание, которое за последние годы двинулось в области надземные, приблизилось к познанию тончайших энергий» Н.К. Рерих (Держава света, 1931). Такой подход современен и отвечает лучшим устремлениям человечества. Если же рассмотреть религиозную литературу, то непознанность мира там отражается чуть ли не на каждой странице. Один «Апокалипсис» от Иоанна чего стоит. Если убрать всю оккультную и кабалистическую символику образов и слов из таких книг, то ничего от них не останется. …С точки зрения науки, в практике всех религий, очевидно, многое можно назвать и оккультным, и мистическим. В церковной богослужебной деятельности присутствуют многочисленные обряды и ритуалы, называемые таинствами. Не будем касаться их высших целей. Но если коснуться их формы с научной точки зрения, то получится такое использование знания об окружающем нас мире, которое в других местах называют мистикой, магией и оккультизмом….
Н. Рерих. Борис и Глеб. 1942
————————————-
Продолжение следует.
Ссылка на источник будет размещена в третьей (последней) части.