Каин

Марк Шагал

Природа Каина

«На языке иврим «отрицающий и противодействующий» в настоящем времени – «сотен»; в прошедшем — «сатан» и как существительное – «сатана». Вот он мгновенно улавливает слабость души, раздувает мнимые неудачи, оборачивает в чары разочарование.» (Андрей Дербенев)

    Мы часто спотыкаемся и Библию читаем как обычную книгу, как повесть о тех или иных событиях или людях. И потому начинаем и понимать её как обычную повесть. На самом деле Библия это слово Бога к нам, послание к нам о нашей жизни и нашем пути к Нему.
Так обстоит дело и с историей Каина и Авеля. Мы их воспринимаем как конкретных людей, а по сути это образы нашей жизни. Всегда надо задаваться вопросом: Что Господь нам говорит в том или ином месте Библии для нашего спасения. Библия не развлекательное чтиво, а книга учительная. Учительная для моей личной жизни. Моей, его, их, всех. Это учебник жизни, жизни вечной, духовной. Сие особенно касается Нового Завета, но и Ветхий не отстает.
Окаянство это превращение человека в Каина.

    Каин это субъект без любви к Богу. Каин это справедливость. У него своё понимание правильности мироустройства. Его любовь это любовь обладания, а не дарения. Он несет дар Богу потому только, что так положено.Каин раб по природе.
Рабство очень удобная в жизни штука. Не надо глубоко вникать в окружающие тебя процессы жизни, задаваться вопросами мироустройства и принимать в них личное деятельное участие по своей личной инициативе. Всё зарегулировано, всё для раба организовано. Он как лошадь в стойле, которую и накормят во-время, и напоят, и соломки подстелят.
Очень всё удобно в смысле организации жизни. Есть правители и на них всё возлагается. Неслучайно когда Моисей на время отдаляется, народ возвращается к привычному своему состоянию, отливает золотого тельца, идола, который должен обустроить их быт.

Неслучайно наблюдатели отмечают полную индифферентность населения США по поводу мировых событий, да и событий в своей собственной стране по большому счету. Они не пытаются утруждать себя свободой. Свобода ведь это ответственность. По Каину свободен только Бог. И такой бог у них фараон. На сегодня для них это Обама. Завтра другой. На небе (невидимые) боги Рокфеллеры, Морганы и т.п. закулисные правители мира сего.
Авель человек свободный в Боге, пастырь овец.

Христос выводит нас из рабства. Христианин – человек свободный во Христе ибо он брат Христа. «Тогда говорит им Иисус: не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня». [Мф.28:10]
«Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему». [Ин.20:17]
«Или не имеем власти иметь спутницею сестру жену, как и прочие Апостолы, и братья Господни, и Кифа?» [1 Кор.9:5]

А брат Бога может ли быть не свободным? Каин же и свободу превращает в рабство. Для него свобода только в рамках удовлетворения земных потребностех человека. Духовная свобода его раздражает. Все должны быть свободны одинаково, а не по разному. Поэтому религиозная свобода уничтожается под видом свободы.
Кураева не пустили на завод Форда в рясе под видом заботы о свободе мнений, которую эта ряса могла угнетать. Вот такая вывернутая логика Каина-раба.

«Так положено» — кумир жизни раба. Все, что выбивается из этой схемы должно быть устранено. Поэтому убийство брата для него не есть акт собственно против брата, а по сути акт наведения порядка, «правильности».
И даже Бог не есть для него объект любви, но порядок, правильность. «Так положено» и в этом смысле Каин восстает даже на Бога, ибо Он тоже не вписывается в его представления о справедливости, хотя и вынужден признавать Его силу и смиряется перед ней и даже готов к смерти, ибо Бог «имеет на это право» несмотря на то, что Сам нарушил правильный порядок и призрел только на один из даров братьев.

Каину ненавистен Бог. Он ему мешает даже в том случае когда Каин находится внутри церкви. Он заменяет Его тельцом. Молитву превращает в заклинание, а Бог для него это тот, кто у Каина в услужении. Каин приносит ему жертвы, но взамен уверен, что Бог должен ему оказать услуги. Например молитва «если заболеешь». Каин говорит Бог, а на самом деле перед ним телец фараонов.

Не из зависти убивает он брата. Зависть – это чувство, связанное с желанием обладать чем-либо, чем обладает другой человек. Зависть является враждебным отношением к успехам других людей. Зависть вызвана желанием обладать тем, чем обладает «счастливчик». Авель явно обладает симпатией Бога. Но стремится ли Каин завоевать любовь Бога? Интересует ли Каина любовь Бога? Нет. У Каина «свой бог» и бог этот — «правильный порядок».

Каин создаёт свой мир, мир в котором все расписано по клеточкам, где нет творчеству. Не надо искать, не надо напрягаться, делай так, а не иначе и получишь столько сколько тебе за то положено. И никак не иначе. Это мир в котором удобно, мир в котором всё понятно изначально, мир «гармоничный». Всякое отклонение нарушает эту гармонию и должно быть устранено. Авель в этом смысле как-раз и есть это самое отклонение от нормы (такое же как и Христос кстати) и потому он должен быть устранен физически как нечто инородное в этом «правильном» мире.
Мы наблюдаем это повсюду, даже, и особенно наверное в церкви. Особенно Каин устремляется в церковь. Там он видит Авеля, и там он считает необходимым для себя, его устранить. Именно в церкви царство любви, а значит отсутствие порядка, который надо обязательным образом навести.

И появляются каноны, инквизиция, анафемы и т.п. И всё расписано по пунктам и даже когда и где предстоит появляться и проявляться Духу святому.
Ведь есть правило, порядок. В установленное время все должны приносить дары Господу, и дары лучшие от трудов своих. И это не тот случай когда дары однородны, когда все они одинаковы, но могут отличаться по качеству и значит нет причины у Бога принять более качественный плод и отказаться от второсортного.

Тут же разные плоды. Каин земледелец, а Авель скотовод. Значит тут не плоды труда неравны, а что-то иное. Сегодня мы понимаем, что Богу нужно наше сердце, душа. Сын мой! отдай сердце твое мне, и глаза твои да наблюдают пути мои. [Притч.23:26]
Каин против. Он живет по принципу: моё это моё, а налог (дары) я плачу потому, что так «положено», «Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу» [Быт.4:3], более от меня не требуйте. Именно поэтому он возражает: «И сказал Каин Господу: наказание мое больше, нежели снести можно». [Быт.4:13] Мол Ты несправедлив ко мне.

Бог же взывал: «не прииму от дому твоего телцов, ниже от стад твоих козлов. Яко Мои суть вси зверие дубравнии, скоти в горах и волове. Познах вся птицы небесные, и красота сельная со Мною есть. Аще взалчу, не реку тебе: Моя бо есть вселенная и исполнение ея» (Псал. 49, 9-12).
Каин не может завидовать Авелю. Зависть есть чувство возникающее на почве кажущейся несправедливости и требующее эту справедливость восстановить во что-бы то ни стало. Но разве Каин стремился восстановить справедливость, занять место Авеля в сердце Бога? Нет. Скорее это месть Богу, даже суд над Богом, ибо Каин упрекает Бога в чрезмерном наказании, которое он от Него ожидает. «И сказал Каин Господу: наказание мое больше, нежели снести можно; вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий, кто встретится со мною, убьет меня.» (Быт. 4:13,14) Это уже попытка стать над Богом.

Авель же служит Любви любовью сына и дары его от чистоты сердца и носят не земной, а духовный смысл. Каин не знает что такое любовь, она его не привлекает. Если Бог есть Любовь, то Каин, завидуя любви Бога к Авелю, должен стремиться к Любви на поприще любви, а не убивая любовь. Но он убивает любовь, ибо видит в ней несообразность, помеху правильному устройству, «орднунг»у.
Потому и говорит Христос: «Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое.» [Мф.16:23] Ибо в этом кроется смерть.

Хорошо заметил Сергей Худиев: «Боюсь, что в последнее время мы были свидетелями чрезвычайно злобных требований прощения и милосердия, полных ненависти к тем, кто, по мнению требующих, не выказывает достаточной любви».

Что такое Каин и Авель?
Это две стороны человечества, две стороны даже каждого человека. В каждом из нас есть и Каин и Авель. Ад и Царство Божие. Христа не из зависти даже убивают первосвященники, просто Он не вписывается в их представления о мироустройстве. Они и допрашивают Его только для того, чтобы убедиться, что он враг их миропорядку. И убедившись, решают убить.

В то время пророков было немало, дело обычное. Одним больше, одним меньше, это их не заботило потому, что они все укладывались в закон. И вот появился человек, сын человеческий и отрицает закон. И это смущает людей и угрожает правильному порядку. «Орднунг»у. Эту аномалию надо устранить и устранить надёжно, физически. Они не вступают с Ним в богословские споры, не пытаются понять, просто обвиняют и убивают. Каин тоже не «разбирался» с братом, просто убил не долго думая.

Каин не чувствует вины перед Богом, не раскаивается. Он признает силу Бога, но не признает Его правоту. Раскаяться значит избавиться от Каина в себе. Причем не путем его умерщвления, а через возрастание Авеля (Бога) в нас. «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» [1 Кор.3:16]

Каина нельзя убивать. Он должен умереть сам. В атмосфере любви ему не выжить, просто не остаётся места.
Почему мы знаем, что Каин именно такой, а не иной? Ведь в Книге Бытия о нем совсем мало сказано. Потому, что мы видим его в нашей жизни. Мы встречаем его на каждом шагу и всегда видим как он убивает любовь. По его убийствам мы узнаём его.
Вы приходите просить о милости, а вам говорят, что это не положено. Есть законы, инструкции, порядок, «так положено». И вас по сути убивают, вы со временем перестаёте верить в людскую порядочность, совесть, сочувствие. Перед вами не душа, а функция цивилизации. Цивилизация это царство функции, это смерть духовная.
Мы оцениваем жизнь обычно по внешним признакам-событиям, а она у нас внутри идёт на самом деле. Внешнее нам нужно для внутреннего, а не как самоцель. Нам следует наблюдать за собой со вниманием. Где мы Каин, а где ближе к Авелю, ко Христу.
Каин книжник и фарисей.Мы узнаем Каина в нашей жизни по убийствам, физическим и духовным. Каин это буква, Авель это дух. «Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит.» [2 Кор.3:6]
Каин даже и свободу зарежимливает до такой степени, что она, свобода, превращается в орудие убийства, в рабство. Мы видим это на примере цветных революций. Запад – типичный режим Каина, его царство, Израиль по плоти. Для него свобода это равенство и порядок (братство). Даже различия между мужчиной и женщиной уничтожает.
Каин приносит Авеля, брата своего в жертву взамен жертвы отвергнутой. Он как-бы говорит: «Вот Тебе твой дар обратно, он мне тоже не нужен». Вот почему Христос не любит жертву, ибо Его принесли в жертву иудеи. Не Он Себя принёс в жертву, а каины Его отвергли и распяли ради своего бога, бога порядка, бога закона, бога несвободы.
Каин это гордыня в чистом виде. Гордыня ведь есть такое состояние, когда человек себя ставит в центр мироздания. Вот я и вот вселенная. Она вся вокруг меня и Господь создал её для меня. И всё вокруг меня вертится, а если что-то этому не соответствует, то это надо уничтожить.

Каин это сатана.
Авель это Христос.

Авель это любовь, это МЫ — Христиане. Это единство с Богом, со вселенной вцелом и со всякой букашкой в отдельности, не говоря уже о человеках. Даже если вон тот подлец, то я все-равно с ним одной крови, я за него переживаю, как за больного и пытаюсь помочь ему в его борьбе с болезнью.
Каин должен умереть.«Итак, возлюбленные мои, убегайте идолослужения. Я говорю [вам] как рассудительным; сами рассудите о том, что говорю. Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба.
Посмотрите на Израиля по плоти: те, которые едят жертвы, не участники ли жертвенника? Что же я говорю? То ли, что идол есть что — нибудь, или идоложертвенное значит что — нибудь? [Нет], но что язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу. Но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами.
Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской.» (1 Кор. 10:14-21)

Сие значит, что пия из чаши и едя хлеб мы не должны уподобляться язычникам внутренне. Это значит, что и Каин внутри нас не должен найти пищу и должен умереть.

Нет ничего важнее для Каина чем форма. Она же и смерть его.

«Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит». [2 Кор.3:6]

Оцените статью
Добавить комментарий