«И вот, один из бывших с Иисусом, простерши руку, извлек меч свой и, ударив раба первосвященникова, отсек ему ухо». [Мф.26:51]
По преданию это был Петр и Христос приставил отрубленное ухо и оно приросло.
«Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут». [Мф.26:52]
Почему именно ухо, а не руку или ещё какую часть тела?
Дело в том, что по сути дела ухо есть некоторым образом именно тот орган которым человек спасается. Странно? Однако это так.
Неслучайно мы часто слышим от Христа: «Если кто имеетушислышать, да слышит!» [Мк.7:16] А апостол Павел добавляет: «Вераотслышания, а слышание от слова Божия».
А если так, то никто не должен лишать человека этой возможности, ибо Бог желает спасения всем.
Тот же, кто все-таки лишит человека этой возможности, Каину будет уподоблен, ибо через то лишает человека воскресения и жизни вечной (убивает) и значит и сам понесёт утраты в соответствии со знамением Бога Каину. «Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду». [Мф.5:21]
«И сказал ему Господь: за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро». [Быт.4:15]
Но Господь в силе восстановить этот слух.
«Тогда Иисус сказал: оставьте, довольно. И, коснувшись уха его, исцелил его». [Лк.22:51]
Конечно это ухо условное, а не физическое.
Как это? В чем условность? Дело в том, что наверняка каждый из нас замечал, что иногда собеседник нас «не слышит». И это совсем не потому, что у него испортился слух. Просто увлекаясь чем-то своим, своими мыслями, мы перестаем следить за нашим собеседником и смысл его слов, к нам обращённых, до нас не доходит.
Иногда мы даже спрашиваем собеседника: «Ты меня вообще-то слышишь?» Физически он вроде-бы и слышит, а вот сознанием нет.
Именно это Господь и имеет ввиду, когда говорит об ушах наших «Имеющий ухо (слышать) да слышит» (Откр. 2:17)
Вот поэтому в описанном эпизоде Христос снова заостряет наше внимание на особом нашем свойстве слышать Его. Но есть тут одна деталь немаловажная и эта деталь меч. То оружие, которым мы можем нанести убийственный для человека и для себя удар.
Ну коли ухо условное, то и наверное и меч тоже должен быть не стальным конечно, а условным. Стальным мечом виртуальное ухо не отрубить.
Что же это за меч такой? Этот меч слово. Конечно слово, ведь неслучайно в ходу выражение о том, что «словом можно и убить человека». И мы знаем, что иногда это реальное, настоящее, буквальное убийство.
«Покайся; а если не так, скоро приду к тебе и сражусь с ними мечом уст Моих». [Откр.2:16]
«Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч». [Мф.10:34]
Кстати. Имеющий уши и здесь услышит:
«Так говорит Господь народу сему: за то, что они любят бродить, не удерживают ног своих, за то Господь не благоволит к ним, припоминает ныне беззакония их и наказывает грехи их. И сказал мне Господь: ты не молись о народе сем во благо ему. Если они будут поститься, Я не услышу вопля их; и если вознесут всесожжение и дар,
не приму их; но мечом и голодом, и моровою язвою истреблю их. Тогда сказал я: Господи Боже! вот, пророки говорят им: «не увидите меча, и голода не будет у вас, но постоянный мир дам вам на сем месте». И сказал мне Господь: пророки пророчествуют ложное именем Моим; Я не посылал их и не давал им повеления, и не говорил им; они возвещают вам видения ложные и гадания, и пустое и мечты сердца своего». (Иер. 14:10-14)
Если оскорбим словом неверующего собеседника своего, будет он слушать Слово Божие из наших уст? Нет конечно, мы убили в нем внимание к слову, отрубили ухо и тем лишили возможности спасения и его и себя.
Тут уже надежда только на Бога, именно Он в силах «восставить раба своего».