Как возрождался Воскресенский Горицкий монастырь, его история и особенности

С древних веков монастыри – это центры культуры и духовного развития. Именно в них осуществлялась связь времен и поколений. В прошлом монастыри были местом зарождения книгопечатания, письменности, летописи и грамоты. Благодаря этому сегодня ученые изучают и описывают исторические события разных периодов. Монастыри – это также приют для страждущих, укрытие для гонимых. В былые времена здесь могли спрятаться от власти неугодные ей персоны. Вот и Воскресенский Горицкий монастырь является частью великой истории Государства Российского.

Летопись

Летопись о нем была составлена в XIX веке. Изучая ее, можно сделать вывод, что здесь очень давно была пустынь (погост). Возрождение, которое пережил Воскресенский Горицкий монастырь, связано с храмом Воскресения Христова. Религиозные постройки отличались скромной красотой и величием. Воскресенский собор – это монументальное и самое старинное здание на территории монастыря. Первоначально он имел две главы. Остальные четыре с боков, имеющие железные барабаны, созданы позже. Верхнюю часть стен собора украшает северный декор. Храм выдержан в строгом стиле. Колокольню возвели в 1611 г. и перестроили в XVIII веке.

Воскресенский Горицкий монастырь практически не поменял существующий облик, сформированный в конце XVIII века, до настоящего времени. А планировка соборного комплекса почти не изменена еще с XVI столетия. Внутренние переделки и небольшие пристройки имели лишь функциональное значение. Поэтому Воскресенский Горицкий монастырь сохранил основную архитектуру. Все постройки группируются вокруг храма Воскресения Христова, располагаясь по спирали.

История основания

Монастырь основан в 1544 г. княгиней Евфросинией Старицкой. Она была вдовой удельного князя Андрея Старицкого (родного дяди царя Иоанна IV Грозного). В это время уже была деревянная Воскресенская церковь, которую заменили каменной. В 1563 г. в результате доноса княгиню лишили царского расположения. Она постриглась в монахини, смиренно взяв имя Евдокия. Вместе с ней приняли монашество и ее приближенные. Поселившись в монастыре, княгиня заботилась о его обустройстве. Из имения были перенесены золотошвейные мастерские. Первой игуменьей была старица Анна. Судьба основательницы трагична. 11.09.1569 г. по приказу царя княгиня-инокиня Евдокия и игуменья Анна были утоплены опричниками в реке. Предание про Воскресенский Горицкий монастырь гласит о том, что они были посажены в богатое судно, сильно нагруженное камнями. Оно пошло на дно сразу, как только отчалило. Тела монахинь обнаружили через несколько дней, плывшими против течения. После их стали почитать как святых.

Трагическая судьба основательницы повлияла на дальнейшую долю обители. Именитые мужья отправляли туда своих опостылевших жен, здесь жили ссыльные женщины из знатных семей. В 1569 г. обитель насчитывала 70 жительниц. В числе именитых поселенок были две жены Иоанна Грозного – А. Колтовская и М. Нагая. Также здесь обитали царевна К. Годунова, княгини М. Черкасская и И. Милославская, позже (1739-1741 гг.) здесь под строжайшим надзором жила Е. Долгорукова (дочь А. Г. Долгорукова). Среди благодетелей – царь Феодор Иоаннович (1597 г.), последний из Рюриковичей.

По завещанию Марии Нагой в 1611 г. в обители возвели новую каменную церковь Святой великомученицы Екатерины с приделом царевича Димитрия и колокольню. В декабре 1612 г. обитель разорили польско-литовские захватчики. В 1693 г. случился сильный пожар, погубивший большую часть имущества и деревянные постройки. Остались только обгоревшие стены от каменных храмов. Восстанавливали памятник зодчества с помощью Кирилловского монастыря. В XVI веке при Петре I монастырь оскудел и лишился всех привилегий.

Особенности устава

Устав монастыря был не похож на другие. Его определил необычный состав инокинь. В отличие от общепринятых, в обители был устав, при котором каждая жительница распоряжалась собственными средствами, имела свою келью и вела личное хозяйство, соответствующее достатку. Связь между ними поддерживалась общей молитвой и подчинением игуменье. Каждая новая инокиня вносила плату в казну на постриг и должна была обзавестись кельей, становившейся ее собственностью. Она могла ее продать или уступить кому-то на свое усмотрение. О пропитании также заботился каждый отдельно за исключением редких случаев, когда речь велась о бедной или немощной обитательнице. Тогда на собрании стариц принималось решение о выдаче небольшой помощи. В итоге такой своеобразный устав при отсутствии поддержки со стороны государства привел обитель к запустению.

Возрождение

В 1810 г. при настоятельнице Маврикии Ходневой началось возрождение. В короткий срок женский православный монастырь стал процветать. Был введен общежительный устав, это сплотило сестер. Под огороды арендовали землю и построили кирпичный завод. Началось новое строительство. На средства помощницы игуменьи матушки Феофании организовали ткацкую, живописную и золотошвейную мастерские. Со временем мать Феофания завоевала большую любовь и доверие монахинь. Она трудилась очень самоотверженно.

В 1845 г. на Феофанию приехал лично посмотреть архиепископ Новгородский Леонид. После был издан указ о ее переводе в столицу. Цель перевода – основание нового монастыря. Матушка прибыла в Петербург с тремя сестрами, к ним присоединились еще 20 горицких монахинь. 28.10.1845 г. матушку посвятили в игуменьи. Трудолюбивую монахиню ценили царские особы. Она умерла 18.07.1861 г. и похоронена с южной стороны в Троицком храме. В начале XX века Горицкий монастырь имел уровень третьего класса, насчитывал около пятисот поселенок и относился к Новгородской епархии. Сегодня его опекает Вологодская епархия, которая делает достаточно много для восстановления былой славы обители.

Новые суровые испытания

После революции 1917 г. в нем создали с/х артель «Колос», в которой работали, жили и молились монахини до самого закрытия обители в 30-х годах прошлого столетия. Настоятельницу Зосиму расстреляли. Нетрудоспособных и престарелых монахинь утопили на барже в Белом озере, остальных расстреляли или сослали. Чудом оставшиеся в живых жили в единственной действовавшей Покровской (Подгородней) церкви.

После ВОВ Воскресенский Горицкий женский монастырь превратили в Дом инвалидов, функционировавший до 1973 г. Затем церковные здания передали музею. А в Троицком соборе разместили Дом культуры, во Введенской церкви – тракторную мастерскую, в Покровском храме – правление совхоза. Воскресенский собор как памятник архитектуры XVI века передали совхозу.

Новое возрождение началось В 1996 г. усилиями настоятельницы Евфалии (Лебедевой), которая по приглашению владыки Максимилиана приехала в Горицы из Красногорского Покровского монастыря (Золотоноша Черкасской обл.).

Сегодня обитель переживает свое новое рождение. Хозяйство у монастыря большое, есть скотный двор и куры. Большинство продуктов поселенки производят своими руками. Ведутся ремонтные и восстановительные работы, расчищаются пруды. Обитель передана Вологодской епархии.

Местонахождение и паломничество

Монастырь расположен неподалеку от города Кириллова, всего в семи километрах от него. Расположилась обитель на левой стороне речки Шексна. Он построен у подножия горы Мауры, где местность насыщена живописной зеленью лугов и красотой озер. Это село Горицы, Вологодская область. Маленький поселок летом живет за счет приезжающих сюда на экскурсию туристов и паломников. Круизные суда делают в этих местах обязательную остановку. Туристы направляются в Кирилло-Белозерский, Ферапонтов монастыри и не забывают посетить Горицкий монастырь, менее известный, но очень важный в культурно-духовном пласте, который создает Вологодская епархия в Кирилловском районе и по области, а также для России в целом. Обитель посещает множество паломников. Их число значительно увеличивается летом. Жительницы обители ведут активную общественную жизнь, общаются с местными обитателями и приезжими паломниками, ведут просветительскую и педагогическую работу.

Оцените статью
Добавить комментарий