Религиозная составляющая жизни человеческого общества всегда более или менее непосредственно связана с социальными процессами. Чтобы определить характер этого влияния, нужно выяснить, какие общественные функции выполняет религия.
Роль религии в жизни общества
Религиозные традиции воздействуют на индивида и социум во многих направлениях. Характер этого воздействия не является постоянным и видоизменяется от места к месту и с течением времени. Однако в любом случае он определяет результаты такого воздействия, которое исследователи определяют как общественные функции религии. Под последними понимается весь спектр последствий религиозного воздействия, имеющий место быть в самых различных исторических условиях.
Степень влияния религии на жизнь общества
Место религиозных учений в жизни общества – величина переменная. К примеру, в средние века религиозность проницала во все гражданские институты, имея непосредственное влияние на светские учреждения: административные аппараты, военные учреждения, профессиональные объединения, сферу искусства и т.д. Сегодня западный мир гораздо более секуляризован, поэтому, анализируя, какие общественные функции религия выполняет в обществе сегодня, мы должны исходить из того, что религия вытеснена из многих сфер жизни. Это справедливо для развитых стран так называемого первого мира, но никак не для государств Африки или, скажем, Ближнего Востока, где религиозные ценности все еще играют первостепенную роль в организации жизни общества.
Марксистская теория социальных функций религии
В настоящий момент социология, как и религиоведение, не имеет определенного стандарта критериев, с которыми можно подходить к изучению того, какие общественные функции выполняет религия. Например, согласно социологической теории, ориентированной на авторитет Карла Маркса, роль религии оценивается в связи с ее влиянием на прогресс социума. Другими словами, на вопрос о том, какие общественные функции выполняет религия, краткий ответ зависит от оценки ее препятствия или способствования общественному прогрессу. Как хорошо известно, сам Маркс сравнивал эту функцию в современном ему мире с опиумом. Но вместе с тем он (как и Фридрих Энгельс) признавал огромную созидательную роль раннего христианства и протестантизма, позволивших, по его мнению, вывести общественную жизнь на новый, более высокий с точки зрения прогресса социальных отношений уровень.
Таким образом, марксистская социология говорит о двух главных функциях религии – революционной и реакционной.
Социальные функции религии по Эриху Фромму
Иную систему критериев определения функций религии предложил выдающийся философ и социолог из Америки Эрих Фромм. Исследуя, какие общественные функции выполняет религия, он выделяет из всего их спектра две, которые, по его мнению, являются общими для всех религиозных учений мира — гуманистическую и авторитарную.
Гуманистическая функция религии
Гуманистическую функцию Фромм ставит в зависимость от такой религиозной системы, которая подчеркивает ценность человеческого существования самого по себе. Как следствие, такая религия стимулирует внутренний рост индивидуума и общества. В общем и целом эта функция способствует развитию интеллектуальных, познавательных, этических и других ресурсов личности и социума. Закономерным следствием ее последовательного выполнения Фромм видел общество, в котором главенствуют идеи единства мира, природы и человечества. В списке такого рода религий у Фромма оказываются учение Будды (раннее), христианство, а также ряд иных религиозных доктрин, например даосизм.
Авторитарная функция религии
Но чтобы полностью понять, какие общественные функции выполняет религия, кратко нужно коснуться и второй роли, отмеченной Фроммом, которая носит название авторитарной. Ее природа основывается на доктринальном утверждении высшей силы, по сравнению с которой человек признается началом слабым и беспомощным. В отличие от гуманистического типа религиозности, где основное внимание занимает человек и его развитие, авторитарная религиозность взваливает на личность и социум в целом бремя поклонения, пресмыкательства перед божеством. Все лучшее такая религия приписывает богу, а все низменные качества – человеку, обкрадывая тем самым творческий, интеллектуальный и моральный потенциал человечества. В обществе, сформированном такой религией, культивируется чувство страха, вины. Радость и свобода приобретают в нем оттенки греховности, а главной добродетелью объявляется послушание.
Ярким примером такого рода религии в мире является ислам, а для современной России ярким образчиком авторитарного культа является Русская православная церковь, мейнстрим духовной культуры которой провозглашает принцип «послушание превыше поста и молитвы» и фактически декларирует покаяние основным делом веры.
С другой стороны, важно заметить, что религии по Фромму не делятся строго на два лагеря. Все без исключения культы несут в себе потенциал для проявления как гуманистической, так и авторитарной функций. Именно характер конкретных исторических условий обуславливает, какие общественные функции выполняет религия. Тот же буддизм, как и христианство, на разных этапах своего развития, в разных условиях исполнял как гуманистическую, так и авторитарную роли.
Прочие функции
Наряду с, так сказать, глобальными функциями религии, обозначенными Марксом и Фроммом, можно указать и более частные, локальные. Среди них первой будет следовать функция удовлетворения чисто духовных потребностей – необходимости веры, мистических переживаний и пр. Вторая функция этическая. Она позволяет регулировать этические нормы человеческого общества, утверждая их своим авторитетом и пресекая их нарушение.
Еще одна функция связана с духовной и эмоциональной анестезией. Религиозная вера дает надежду и ободрение в ситуации несчастья и скорби – как отдельного человека, так и общества в целом. В заключение можно отметить также идеологическую функцию – религия играет роль идеологической скрепы социума, развивая патриотические и иные настроения населения.