Волжские города испокон веков славились своими многочисленными православными храмами. Могучая река, являвшаяся главной судоходной артерией страны, приносила немалый доход и давала возможность благочестивым жителям возводить на её берегах дивные памятники православной архитектуры. Об одном из них пойдёт наш разговор.
Заступничество Царицы Небесной
Одной из наиболее почитаемых в Сызрани святынь является икона Казанской Божьей Матери, и это неслучайно. В 1830 году на город обрушилось страшное несчастье – эпидемия холеры, и только заступничество Царицы Небесной, явленное ею после совершённого с её честным образом крестного хода, положило конец бедствию.
С тех пор в городе на Волге вошло в обычай ежегодно 22 октября совершать крестные ходы в память того знаменательного события. Сама же икона хранилась в небольшой деревянной церкви, на месте которой в июле 1866 года был заложен новый каменный Казанский собор (Сызрань). Необходимость постройки была вызвана крайней ветхостью старой церкви и тем, что вследствие быстрого роста города его главный на тот момент храм Рождества Христова не вмещал всех богомольцев. Не спасали положение и остальные три имевшихся в Сызрани храма. Требовался большой и вместительный собор.
Решение финансовых и прочих проблем
Для реализации задуманного был учреждён попечительный совет, в который, кроме настоятеля будущего храма, вошли наиболее уважаемые и влиятельные горожане. Среди них были и представители чиновничества, способные оказать помощь в случае возникновения административных затруднений, и купечества, олицетворявшего материальную основу всего предприятия.
Когда через шесть лет Казанский собор (Сызрань) был закончен и освящён, то окончательный подсчёт средств, израсходованных в этот период, показал, что из семидесяти тысяч рублей, затраченных на строительство, почти десять процентов были получены в результате кружечного сбора. Это достаточно большая сумма, учитывая, что складывалась она из пятаков и гривенников, вносимых рядовыми горожанами и местной беднотой. Основная же часть расходов легла на епархиальную казну и добровольных жертвователей из среды волжского купечества, испокон веков славившегося своим усердием в делах благочестия.
Живописное оформление храма
В то время, когда Казанский собор (Сызрань) ещё только приобретал свои будущие очертания, началось создание восьмидесяти семи икон для оформления его внутреннего интерьера и главного фасада. Эта грандиозная по своим масштабам работа была поручена иконописцу из села Палех Н. М. Сафронову. Одновременно с этим создавался и резной иконостас, которому предстояло вместить работы палехского мастера.
В 1880 году, когда стены вновь возведённого собора дали необходимую усадку, в город на Волге были приглашены московские живописцы Е. Антонов и А. Стороженко. Они выполнили роспись стен внутренних помещений храма, сочетая обычные в таких случаях библейские сцены с богатым декоративным орнаментом.
Дальнейшие планы прихода
По завершении работ Казанский собор (Сызрань) стал одним из самых посещаемых в городе. Как свидетельствует сохранившаяся храмовая летопись, в конце XIX века его приход насчитывал почти девятьсот человек, среди которых были представители самых различных социальных слоёв общества. Упоминаются даже несколько раскольников.
Благочестивые прихожане решили придать своему собору ещё большее великолепие, и с этой целью в 1882 году предприняли строительство колокольни и пристройки к главному зданию трапезной. Деньги вновь собирали всем миром, а недостающую сумму, как и в предыдущий раз, внесли богатые жертвователи.
Бедствие, постигшее город
Обе постройки были завершены и тожественно освящены через восемь лет, но перенос колоколов со старой колокольни на новую по ряду причин осуществили лишь в мае 1906 года. В день проводимых по этому случаю торжеств никто не подозревал, что всего через два месяца город постигнет величайшее в его истории несчастье.
5 июля 1906 года в городе разразился страшный пожар, уничтоживший значительное количество его построек и стоивший жизни многим жителям. К счастью, Господь не попустил огню перекинуться на недавно возведённую святыню, и Казанский собор (Сызрань) не пострадал.
В годы безвременья и современная жизнь
После революции Казанский собор (Сызрань), история которого во многом напоминает судьбу большинства храмов и монастырей России тех лет, был закрыт. Но на этом богоборческая власть не остановилась – в последующие годы прекратили работу и остальные пятнадцать городских церквей. Лишь в годы войны, вместе с небольшим количеством российских храмов, был вновь открыт и Казанский собор (Сызрань). Расписание служб вновь появилось на его дверях, но проводить их было чрезвычайно тяжело, так как после двух с половиной десятилетий запустения целыми в нём остались лишь стены.
В течение последующих пятидесяти двух лет этот храм был единственным действующим в городе, и лишь в годы перестройки стали один за другим открываться прежде отнятые у верующих церкви и соборы. Сегодня они вновь объединяют людей в вере и служат поиску истины и добра. Как и прежде, поражает всех величественной красотой главный храм города, которым по праву гордится Сызрань, – Казанский собор.
Расписание богослужений, вывешенное на его дверях и представленное на интернет-ресурсах, уведомляет, что в течение недели утренние службы в нём начинаются в 8:00, а вечерние — в 17:00. По воскресным и праздничным дням проводятся две литургии: ранняя в 7:00 и поздняя в 9:00. График вечерних богослужений остаётся без изменений.