Есть на земле места, где чувства и ощущения становятся намного чище и возвышеннее, чем прежде. Где воздух наполнен такой необыкновенной благодатью и чистотой, а окружающая природа – красотой…
Эти места называют местами силы. Они есть только лишь в некоторых странах мира. В том числе, и в России.
И одним из таких российских чудотворных мест является Кожеозерский Богоявленский мужской монастырь, что в Архангельской области.
Основание обители
Сколько различных невероятных рассказов существует о том, когда, кем и при каких обстоятельствах была создана обитель. Сколько загадок, касательно монастыря и его насельников, остались еще неразгаданными…
И действительно, история Кожеозерского монастыря очень интересна, таинственна и имеет свой длинный путь становления — проходящий сквозь века и эпохи.
А расположился он на Лопском полуострове, что омывается водами озера, имеющего название Кожозеро, из которого вытекает река Кожа. Отсюда, скорее всего, происходит и название самой обители.
На самом деле, это очень отдаленное место. Место, куда однажды пришел монах, чтобы построить здесь маленькую часовню для молитвы…
Начало истории
Звали этого инока Нифонтом. Информации более подробной о нем практически не осталось, но известно, что пришел он из Ошевенского монастыря, что в селе Погост Архангельской области.
Жил этот иеромонах в старательных трудах и заботах, а также в молитвах горячих и светлых. Чуть позже в это место постепенно начали приходить и другие монахи. И, таким образом, небольшое, практически пустынное место стало превращаться в известный и по сегодняшний день Кожеозерский монастырь.
Много чего сделал для обители Серапион, жизненный путь которого необыкновенен и таинственен. А жил он в конце XVI начале XVII веков.
Жизнь преподобного Серапиона
Родом преподобный Серапион был из Казанского царства – Турсас Ксангарович. Его семья была достаточно богатой и знатной. По национальности он был татарином. Но после того как Россия завладела Казанью, Серапион был вывезен в Москву вместе со своими родными. Там он жил в доме у родственников – боярина Плещеева и его супруги (которая, кстати, приходилась Серапиону теткой). Они крестили племянника и дали ему христианское имя Сергий (скорее всего, в честь преподобного Сергия Радонежского).
И вдруг, неожиданно для всех, Сергий оставляет родных, свое знатное происхождение, все земные блага, которые ему сулило его положение, и пускается в неизведанное странствие по святым землям русским в поисках просветления и душевной гармонии.
Он путешествовал около пяти лет. И однажды подошел к Кожозеру, где в практически непроходимой чаще леса и расположилась тогда еще часовенка Нифонта. Здесь Сергий постригся в монахи и теперь стал зваться Серапионом.
Его Духовные подвиги
Он обрел в этом месте ту гармонию и душевное равновесие, которого давно искал. И стали они трудиться вместе с Нифонтом. Разрослось их монастырское хозяйство, стала расширяться и сама обитель. Слава о ней и ее сподвижниках распространялась с неимоверной скоростью.
Так было заложено уже настоящее духовное основание Кожеозерского монастыря.
Но однажды, в 1564 году, Нифонт, покинув обитель, отправился в землю московскую, к самому царю. А хотел он, чтобы тот выделил под монастырь место и дозволил возвести уже настоящий храм. Да там и скончался… И остался Серапион один на той земле священной, в той часовне, что Нифонт еще возвел. И все хлопоты о монастыре – ожидание решения Правителя про удел земли под него, о самом возведении – все стало главной заботой Серапиона.
И в сентябре 1585 года царь Иван Грозный выделил (и документально подтвердил свое решение!) — под Кожеозерский монастырь отдать остров Лопский. А также пожаловал материальные средства на возведение самого храма.
Долго трудился сам Серапион и братья по духу, помогавшие ему в возведении обители. Но монастырь поставили!
И появился через некоторое время у преподобного приемник – Авраамий. И уже разрастаться начала обитель – около 40 человек жили и трудились в ее стенах. Упорным, честным трудом и молитвою жили и другим примером были.
Самый почитаемый святой монастыря – Никодим
В XVII веке на Руси время было очень неспокойное. А потому отдаленность обители в некоторой степени послужила ее сподвижникам и ей самой добрую службу. Обошли стороной эти дальние места всякие шайки и воры, вольно «гуляющие» в близлежащих от монастыря местах.
И именно в этот период (примерно 1607 год) приходит на земли священной обители новоявленный монах по имени Никодим. Говорят, что жизнь его была полна истинной святости. А еще много чудес происходило на территории самого монастыря и в его округе — в годы жизни этого необыкновенного человека здесь.
Жил он на реке Хозьюге (которую уже после его кончины в 1640 году назвали Никодимкой) – недалеко от самого монастыря на Кожозере.
Он стал самым настоящим священным покровителем обители. И его в 1662 году причислили к лику святых.
А мощам его приходили поклониться множество верующих людей с разных уголков мира.
Более подробно жизнь этого святого изложена в «Житии» его ученика — Ивана Дятлева.
В настоящее время в Каргопольском музее есть несколько икон, на которых изображен преподобный Никодим, работы второй половины XVII века.
А еще после кончины Никодима в Кожеозерском монастыре осталась известнейшая икона Божией Матери «Неопалимая Купина», подаренная ему его наставником – Пафнутием – еще до прибытия на Кожозеро.
Патриарх Никон
В конце тридцатых годов XVII века после некоторых странствий с приключениями прибывает в Кожеозерский монастырь патриарх Никон. По пути он успел побывать в Соловецком монастыре, затем попутешествовать по Белому морю, пережить бурю, возвести Кийский Крестный монастырь (на Кийском архипелаге) – в знак счастливого спасения в той зловещей буре. И затем прийти на Кожозеро – в обитель к преподобному Никодиму.
Обладал Никон неуемной энергией и хорошими организаторскими способностями. При нем было сделано много построек на территории монастыря.
А когда он стал главой обители (после кончины Никодима), то число монахов стало достигать сотни человек – невиданное доселе число для этого монастыря!
Через некоторое время он все же покинул эту святую землю. А после того как поехал в Москву, вскоре стал Патриархом Всея Руси.
Жизнь монастыря после Никона
С уходом этого сподвижника жизнь обители снова мало-помалу вернулась в свое привычное русло. Братия уменьшилась в своем количестве, жить стали от своих трудов да пожертвований храма.
Также материальная помощь монастырю приходила от царя и самого патриарха Никона. А также от бояр.
Был ли здесь снова Никон – неизвестно. Скорее всего, больше не приезжал в эту обитель.
Но при нем много реформ осуществилось в мире православия на Руси.
А как видно из достоверных древних источников, монастырь не бедствовал в тот период своего существования. Все необходимое и достаточное у него было: и в его убранстве внутреннем, и в средствах для жизни его обитателей. Жили также монахи и благодаря продаже хлеба и масла, рыбы, крупного рогатого скота, лошадей.
Дальнейшая жизнь обители
Было время, когда о Кожеозерском монастыре вовсе забывали. А при Екатерине II его вовсе упразднили (1764 год).
В 1784 году земли, на которых был возведен храм, стали относиться к Архангельской губернии.
Позже, в 1851 году, монастырь снова стал действующим. Сначала он подчинялся Николаевскому Корельскому монастырю. А чуть позже – через несколько лет – стал снова самостоятельным. На территории обители было шесть храмов. Один из них – Храм Успения Пресвятой Богородицы.
Мощи Серапиона и Авраамия остались в обители. Они находятся в Храме во имя святого Иоанна Предтечи.
А в деревянном Храме Богоявления Господня находятся мощи Никодима.
В начале XX века большевики напали на обитель и убили монахов, что служили здесь. Затем на месте монастыря сделали коммуну. Вскоре Кожпоселок стал поселком ссыльных, а после вообще расформировался…
И уже в 1998 году прибыли в Кожеозерский Богоявленский монастырь двое монахов из Оптинской Пустыни с послушником. Но вскоре монахи не выдержали сложностей местной жизни и скорбей, выпавших на их долю в стенах обители. А послушник остался жить — и по сей день служит верой и правдой в монастыре. Его зовут отец Михей.
На сегодняшний день Кожеозерский Богоявленский мужской монастырь является самым труднодоступным по месту расположения из всех действующих монастырей России.
Вообще, не так-то просто жить в здешних краях, когда до ближайшего населенного пункта около 90 километров. И дорог нормальных нет. И электричество с газом тоже отсутствует.
Но люди все равно приезжают сюда! Видимо, место действительно излучает необыкновенную благодать и мощь.
Координаты монастыря
Принадлежность обители — Русская православная церковь, Архангельская митрополия, Архангельская епархия.
Язык богослужений – церковнославянский.
Контакты Кожеозерского Богоявленского монастыря: страна — Россия, Архангельская область, Онежский район, поселок Шомокша.
Рекомендуется заранее звонить и уточнять все нюансы по поводу приезда в монастырь.
Рекомендации по паломническим поездкам в обитель
Для всех желающих побывать на Кожозере, а если повезет, и в самой обители, есть несколько рекомендаций, как добраться до Кожеозерского монастыря.
— Поездом «Москва-Архангельск» (станция «Обозерская»), далее поездом «Архангельск-Малошуйка» (станция «Нименьга»). До дороги через лес ходит вахтовка (такая машина, доставляющая грузы и людей в отдаленные места), которая отправляется в 8 утра. Далее лесом идти 30 километров (переночевать можно в лесной избе).
— Ярославский вокзал, поезд «Москва-Архангельск» (ст. «Обозерская»), потом поездом «Архангельск-Онега» или «Вологда-Мурманск» (до ст. «Глазаниха» или «Вонгуда»). Далее автобусом «Глазаниха-Шомокша» (отправляется в 8 утра). Потом ехать от Шомокши мотовозом (по узкоколейной железной дороге) до остановки «по требованию». Ну а потом идти через лес порядка 40 километров в направлении вездеходной дороги. Переночевать можно в лесной избе.
Поездки, конечно, не из легких, как говорят те, кто уже ездил этими маршрутами. Но ощущения, когда уже прибывают туда, настолько прекрасны, что сложности, пережитые в дороге, являются незначительными!
А ведь много чего еще предстоит узнать и понять из того, что касается Кожеозерского монастыря (Архангельская область): и о его истории, которая таинственна и необыкновенна, и о тех местах, и о его небесных покровителях, и много чего другого. Постепенно приоткроется завеса его тайн и загадок, и сердца людей станут чище и добрее, а с тем и смогут постичь эти истины! И, возможно, многое тогда прояснится…