Сретенский монастырь, новый храм: описание, история и интересные факты

В праздник Вознесения Господня, отмечавшийся в 2017 году 25 мая, духовные центры столицы пополнились новым храмом Сретенского монастыря (адрес: Москва, ул. Большая, 19, корпус 1). Возведён он был в честь служителей Божьих, ставших жертвами гонения на Церковь, осуществлявшегося долгие годы большевистской властью. Это отразилось в его названии ─ храм Новомучеников и Исповедников российских.

Конкурс на создание храма-памятника

В течение двух месяцев (с октября по ноябрь 2012 года) продолжался объявленный Московской патриархией конкурс на создание проекта нового храма Сретенского монастыря на Лубянке. По замыслу создателей, он должен был явиться памятником всем новомученикам российским, ставшим жертвами террора в отношении служителей церкви, развязанного большевиками после их прихода к власти в результате вооружённого переворота 1917 года, а также в течение всего последующего исторического периода. Именно потому изначально предполагалось назвать его храмом Новомучеников и Исповедников российских.

Необходимость расширения пространства для богослужений

Кроме духовной потребности увековечить память этих людей, одной из причин, побудивших братию монастыря обратиться к предстоятелю РПЦ за благословением в столь благочестивом начинании, были причины чисто практического характера.

Дело в том, что после десятилетий коммунистического правления единственным действующим храмом на территории обители оставался собор Сретения иконы Божьей Матери, не вмещавший всех желающих присутствовать на богослужениях. В результате многие прихожане были вынуждены, оставаясь снаружи, слушать трансляцию службы, звучавшую в репродукторах. Эту проблему в полной мере должно было решить создание в Сретенском монастыре нового храма.

Основное требования к проектам

После получения патриаршего благословения был определён состав жюри предстоящего конкурса, в который вошли, кроме представителей монастыря, многие известные столичные искусствоведы и архитекторы. Заранее было объявлено, что принимаемые к их рассмотрению проекты должны отвечать целому ряду строго определённых требований.

Прежде всего, его облик должен соответствовать идеи Дома Божьего, являющейся тем фундаментом, на котором зиждется вся православная храмовая архитектура. Кроме того, он обязан отражать духовное величие подвига, свершённого российскими новомучениками во имя торжества веры.

Возможные стили постройки будущего храма

Участникам конкурса предлагалось спроектировать здание нового храма Сретенского монастыря в традициях русского церковного зодчества. Возможными стилями в данном случае являлись: московский, новгородский, владимиро-суздальский, псковский и ново-византийский. Однако допускалось и включение в проект некоторых современных элементов.

Именно эти пункты были заложены в основу предъявляемых требований, но перечень задач, поставленных перед участниками конкурса, этим не ограничился, поскольку в их число входило решение ряда чисто технических вопросов. Одним из главных среди них являлось требование о том, что проектная вместительность будущего собора должна быть не менее 2 тыс. человек.

Дополнительные требования

Ещё одним требованием являлось обеспечение возможности в летнее время проводить богослужения под открытым небом, как это принято делать, например, в Псково-Печерском монастыре, и устраивать вокруг собора крестный ходы. Учитывая стеснённость монастырской территории, решение этих задач представляло собой определённую сложность.

И наконец, в проекте нового храма Сретенского монастыря должно быть предусмотрено максимально большее количество различных подсобных помещений, таких как ризницы, технические службы, аудитории катехизического образовательного центра, воскресной школы и созданного в обители православного издательства. В подземном же этаже должна была размещаться стоянка машин, составляющих многочисленный монастырский автопарк.

Такая плотность подсобных помещений была вызвана тем, что Сретенский монастырь, при своей весьма небольшой площади, является самым населённым в столице. Кроме 45 иноков, его постоянными насельниками являются около 200 учащихся духовной семинарии. Однако в задании особо подчёркивалось, что выполнение всех технических требований не должно идти в ущерб общему облику собора.

Начало творческого состязания

Для участия в конкурсе по созданию нового храма Сретенского монастыря на Лубянке было подано 48 работ, многие из которых можно было по праву назвать талантливыми и самобытными. При их рассмотрении члены комиссии приложили максимум усилий для наиболее объективного определения победителя.

Ещё задолго до оглашения его имени наместник монастыря ─ епископ Тихон (Шевкунов) — разослал всем архитекторам, приславшим свои работы, письма с выражением благодарности за их участие в этом творческом состязании. Согласно условиям конкурса, несмотря на то, что в жизнь должен был воплотиться лишь один проект, признанный лучшим, награды ожидали первых трёх лауреатов.

Объявление победителя конкурса

После внимательного рассмотрения и всестороннего обсуждения поступивших работ был определён победитель конкурса. Им стал проект, разработанный архитектурной мастерской, руководимой Д. Смирновым. Определились также имена и двух остальных лауреатов. После этого решение комиссии было утверждено Патриархом Кириллом.

Что же заставило членов жюри отдать предпочтение именно этой работе? Отвечая на вопросы журналистов, епископ Тихон, в частности, подчеркнул, что архитектор Д. Смирнов и его коллеги наиболее полно сумели воплотить в своём проекте черты собора, являющегося памятником торжеству победы Христа и его верных последователей, коими являются святые новомученики российские. Предложенный ими образ храма необычайно величественен и светел. В то же время его установка на постаменте-стилобате придаёт ему черты памятника.

Дискуссии и споры

Особенно удачным, по мнению членов жюри, стало оформление главного фасада здания с расположенными над входом живописными изображениями Спасителя и Его святых угодников. Это в полной мере можно назвать эсхатологическим (вероучительным) выражением победы Церкви, в котором посреди Небесного Града Иерусалима представлен образ Агнца Божьего ─ Иисуса Христа. Тем не менее среди посетителей выставки работ, представленных для участия в конкурсе, именно эта архитектурная находка вызвала наиболее жаркие дискуссии.

Нашлось немало скептиков, усмотревших в ней некое уклонение в сторону модернизма. Едва ли подобная точка зрения имеет под собой серьёзные основания, поскольку подобным же образом оформлен фасад главного храма знаменитой Псково-Печерской обители, и никогда его архитектурная концепция не подвергалась критике. В то же время художественная параллель между новым храмом Сретенского монастыря в Москве и тем, что расположен в городе Печоры, подчёркивает духовную связь, давно установленную между этими обителями. В данном случае немаловажную роль сыграл тот факт, что сам епископ Тихон начинал свой иноческий путь именно в Псково-Печерском монастыре.

При всей оригинальности конструкции облик нового храма достаточно традиционен. Если внешнее архитектурное убранство в полной мере соответствует русскому стилю, что становится очевидным даже при беглом взгляде, то для внутреннего оформления помещений использованы элементы византийского искусства.

Решение технических проблем

Существенная заслуга архитекторов состоит также в том, что новый храм Сретенского монастыря обладает и рядом конструктивных достоинств. Прежде всего, его вместимость составляет 2 тыс. человек, что в полной мере соответствует техническому заданию. Кроме того, проектировщики расположили его таким образом, что при весьма плотной застройке окружающего его района здание собора хорошо просматривается с весьма значительного расстояния. Это достигнуто за счёт того, что оно расположено на одной линии с уличными домами и не выходит на Рождественский бульвар. Кстати, этим проект Д. Смирнова и его коллег выгодно отличается от работ большинства конкурсантов.

Неожиданные проблемы

Однако возведение храма не обошлось без серьёзных конфликтов с защитниками архитектурного наследия Москвы и жителями близлежащих районов. Дело в том, что для реализации проекта необходимо было снести шесть монастырских строений, являющихся историческими памятниками, входящими в городскую охранную зону. Кроме того, вызывало опасение, что здание собора, высота которого 61 метр, став высотной доминантой всего района, исказит облик Рождественского бульвара. Тем не менее министерство культуры изменило границы охранной зоны и одобрило снос намеченных зданий.

В связи с этим пять архитектурных и градозащитных организаций направили обращение к президенту страны с просьбой не допустить уничтожения исторических построек и инициировать создание комиссии для проведения полноценной экспертизы по данному вопросу. Однако их труды оказались бесплодны, и в декабре 2013 года все намеченные монастырские постройки были снесены.

Открытие собора

Вскоре после этого началось строительство, а уже в сентябре 2016 года был установлен главный купол нового храма Сретенского монастыря. Открытие его и торжественное освящение состоялось годом позже. В праздник Вознесения Господня, который отмечался 25 мая, святейший Патриарх Кирилл освятил новый собор, и тогда же в нём была совершена первая литургия.

После того, как богослужения в новом храме Сретенского монастыря вошли в соответствие с порядком, установленным Церковным уставом, в него были торжественно перенесены мощи святого новомученика российского Иллариона Троицкого ─ выдающегося церковного деятеля, ставшего жертвой красного террора. Кроме того, придя в храм, верующие могут поклониться частицам мощей многих угодников Божьих, хранящихся там и являющихся его святынями.

Расписание богослужений в новом храме Сретенского монастыря

Несмотря на то, что собор возведён на территории обители и является монастырским храмом, деятельность клира направлена в равной степени и на духовное окормление прихожан, для которых его двери всегда открыты. Более того, как было сказано выше, при составлении проекта собора была учтена возможность проведения богослужений не только внутри помещений, но и при большом скоплении народа, под открытым небом возле нового храма Сретенского монастыря.

Расписание богослужений при этом составлено таким образом, чтобы удовлетворить духовные запросы как братии, так и мирян. В будние дни специально для насельников обители в 6:45 проводится братский молебен, а затем в 8:00 Божественная литургия, на которую собираются все желающие. Вечерняя служба также общая и начинается в 18:00. В праздничные же дни график несколько меняется. Проводятся две литургии ─ ранняя в 7:00 и поздняя в 10:00. Вечерняя служба начинается так же, как и обычно — в 18:00.

Оцените статью
Добавить комментарий