Коран – не сам Аллах, но и не что-то существующее вне Его. Коран – это Его атрибут.
Имам Абу Ханифа, да будет Аллах им доволен, говорит: «Мы подтверждаем, что Коран – это Речь Алллаха, которая не сотворена, и это Его откровение, ниспосланное Им. Коран – не сам Аллах, но и не что-то существующее вне Его. Коран – это Его атрибут».
Также следует понимать и другие атрибуты Всевышнего Аллаха. Сейф аль-Хакк Абу аль-Муин ан-Насафи говорит: «Мы говорим: «Аллах со всеми Своими атрибутами и именами предвечен. И атрибуты Аллаха и Его имена не являются Им самим, но и не существуют вне Его сущности. Если же мы скажем, что атрибуты Аллаха – это Он сам, то из этого следует существование двух божеств. А если мы скажем, что Его атрибуты существуют вне Его, то это будет означать, что атрибуты созданы, а это недопустимо».
Имам говорит: «[И Речь Аллаха] записана в свитках, читается языками и заучена в сердцах, но без растворения в них».
Не имеется в виду, что она буквально помещена в свитки так, что невозможно добавить или убавить, ведь сжигающий свитки не сжигает Коран. Аллаха поминают языком, Его любят сердцами, и Ему поклоняются в различных местах, но это не значит, что Аллах находится в этих местах или сердцах. Как сказал Всевышний Аллах:
ذِينَ يَتَّبِعُونَ الرَّسُولَ النَّبِيَّ الْأُمِّيَّ الَّذِي يَجِدُونَهُ مَكْتُوبًا عِندَهُمْ فِي التَّوْرَاةِ وَالْإِنجِيلِ
Смысл: «Которые последуют за посланником, не умеющим читать и писать Пророком, запись о котором они найдут в Таурате (Торе) и Инджиле (Евангелии)» [7:57].
Иными словами, они нашли его качества и описания в этих книгах (Бахр аль-Калям).
Подведем итог: Коран, записанный в книгах, – это слова, указывающие на смысл, описывающий Сущность Аллаха, и сам смысл, описывающий Сущность Аллаха, не находится буквально в книгах.
Имам говорит: «Чернила, бумага и написание букв сотворены, потому что это сделано людьми, а Речь Аллаха не сотворена, поэтому написание букв, слова и аяты – указание на Коран».
В некоторых рукописях есть добавление: «Для нужды рабов в этом. Речь Аллаха описывает Его сущность, а ее смыслы понимаются через эти вещи».
Имам говорит в «Фикх аль-Акбар»: «Все, что Аллах сообщает от Мусы и других пророков, а также от Фараона или Иблиса – все это речь Аллаха, пересказывающая их слова, и речь Аллаха не сотворена».
Имам аль-Макдиси говорит в толковании «Бадъ аль-Амали»: «Мусульмане единогласно утверждают, что Всевышний Аллах – Разговаривающий. И если бы Аллах не был бы описан Речью, то был бы описан противоположностью этому, а именно молчанием, что является недостатком. Но Аллах чист от всех недостатков. Однако затем они разошлись в понимании сути этого атрибута. И люди истины говорят, что Речь – это смысл, описывающий Сущность Аллаха, и она не является звуками и буквами, ибо изменения в Сущности Аллаха невозможны, поскольку изменения – признаки сотворенного». Более подробно этот вопрос можно изучить в «Бахр аль-Калям».
Имам говорит: «Кто скажет, что речь Аллаха сотворена, тот не верит во Всевышнего Аллаха. И Всевышний Аллах – Тот, Кому поклоняются, и Он не изменяется, а Его Речь читается и заучивается, без отделения от Него».
Имам Абу Юсуф, рахимахуЛлах, сказал: «Мы спорили с Абу Ханифой о сотворенности Корана в течение шести месяцев, и сошлись на том, что Коран не сотворен, а кто скажет о его сотворенности, тот неверующий». То же сказано в «Толковании».
Рашид Исаев