Монастырь Николо-Берлюковский: история и фото

В сорока двух километрах к северо-востоку от Москвы, на берегу реки Вори расположен Николо-Берлюковский мужской монастырь, переживший вместе с большинством святых обителей России и периоды расцвета, и годы запустения. На его судьбе со всей наглядностью отразились и гнев, и милость власть предержащих. И сегодня, когда народ очнулся после десятилетий атеистического безумия, он вновь необходим людям как хранитель их исконных духовных ценностей.

Первые иноки на реке Воре

Среди историков бытует мнение, что Николо-Берлюковский монастырь берёт своё начало от пещер, выкопанных здесь первыми иноками, пришедшими сюда в XII-XIII вв. Несмотря на то что в русских землях пещерножительство, ввиду климатических условий, было уделом лишь сравнительно небольшого круга наиболее ярых аскетов, примеры этого монашеского подвига можно встретить на протяжении всей нашей истории.

Установлено, что в давние, ещё дохристианские времена на берегу реки Вори находилось языческое капище, и первые насельники монастыря, обосновавшись в этих местах, воздвигли на месте поверженных ими истуканов два храма – во имя святого Иоанна Предтечи и святителя Николая Чудотворца Мирликийского. В связи с этим невольно приходит на память история основания Киево-Печерской Лавры, где первые постройки были возведены на месте сброшенных в днепровские воды идолов.

Иеромонах-погорелец

Место, выбранное первыми поселенцами, находилось невдалеке от деревни Берлино (в последующие годы Авдотьино), поэтому основанная ими обитель поначалу именовалась Свято-Никольской Берлинской пустынью. Её история получает активное развитие после появления в этих краях иеромонаха Варлаама, пришедшего сюда в начале XVII века, когда русская земля была охвачена пожаром Смутного времени. Прежде он был насельником Стромынского Успенского монастыря, находившегося вблизи посёлка Фряново, но разорённого поляками и сожжённого ими в 1603 году.

Любопытно отметить, что именно после его появления в исторических документах той эпохи обитель начинает именоваться как Николо-Берлюковский мужской монастырь. О происхождении этого названия у исследователей нет определённого мнения. Народная же молва связывает его с именем некоего, промышлявшего в этих краях и затем раскаявшегося разбойника по кличке Берлюк, что означает «волк», или просто «зверь».

Имеет ли эта легенда под собой реальные основания – неизвестно, тем более что приписывать основание монастырей бывшим покаявшимся злодеям вошло в народную традицию. Примером тому может служить знаменитая Оптина Пустынь, также якобы основанная разбойником Оптой.

Начало монашеского общинножития

О том, как начинал своё монашеское служение на берегах Вори отец Варлаам, сохранились лишь отрывочные сведения, которые донесли до нас документы той эпохи. Однако известно, что вскоре после того, как подвижник ископал себе земляную келью и, поселившись в ней, предался посту и молитве, к нему стали приходить другие иноки из разорённых монастырей, а вместе с ними и миряне, желавшие посвятить жизнь служению Богу. Постепенно число насельников пустыни стало увеличиваться.

Известно также, что однажды к отцу Варлааму явились две почтенные старицы – игуменья Евдокия, возглавлявшая находившейся невдалеке Успенский Предтеченский монастырь, и её казначея Иулиания. Они принесли в дар обители древнюю икону святителя Николая Чудотворца.

Для этого святого образа старец Варлаам и братия поставили деревянную часовню, срубленную из стволов раскинувшегося вокруг соснового леса. О появлении святыни вскоре узнали жители окрестных деревень и начали во множестве приходить в Николо-Берлюковский монастырь. Очень скоро по молитвам перед образом начали совершаться чудеса, и многие страждущие получили исцеление.

Первая каменная постройка монастыря

По мере увеличения числа паломников, желавших поклониться чудотворной иконе и внять наставлениям старца Варлаама, пополнялась и скудная до той поры монастырская казна. Прошло несколько лет, и на пожертвования богомольцев и вклады посетивших обитель бояр на месте прежней часовни был воздвигнут каменный храм, освящённый во имя святителя Николая Чудотворца.

В 1710 году, поскольку монастырь (Николо-Берлюковский) ещё не имел официального статуса по решению епархиального руководства, храм получил статус подворья московского Чудова монастыря, и для служения в нём, а также общего обустройства из столицы прибыли несколько монахов во главе с настоятелем Похомием. Это был существенный шаг на пути признания обители Московским Патриархатом.

Патриаршее повеление об учреждении новой обители вышло семью годами позже, и, получив официальный статус, пустынь была изъята из ведения Чудова монастыря. История сохранила имя первого настоятеля монастыря, им был иеромонах Диодор, отдавший служению Богу в стенах вверенной ему обители двадцать лет.

Игумен-диссидент

В 1731 году его сменил иеромонах Иосия, пользовавшийся большим авторитетом у царевен Марии и Феодосии – родных сестёр почившего к тому времени государя Петра I. Судьба этого верного сына Русской православной церкви сложилась трагически. Он имел смелость открыто выступать против политики правившей в те годы императрицы Анны Иоанновны.

Как известно, десятилетие её царствования было характерно засилием иностранцев во всех государственных структурах и общей прозападной ориентацией политики. Будучи патриотом России, отец Иосия не побоялся публично обличать и саму императрицу, попиравшую национальные интересы, и её коррумпированное чиновничество. За своё диссидентство он был сослан на вечное поселение на Камчатку, где вскоре и умер, не выдержав её сурового климата.

Крамольный монастырь

В опалу попали и многие монахи, согласно поступившим в Тайную канцелярию доносам, «благосклонно внимавшие» своему игумену. Правда, в отношении братии приговор не был столь суров, и власти ограничились лишь их высылкой в другие обители. Однако с тех пор сам монастырь (Николо-Берлюковский) стал постепенно приходить в упадок. В России светская власть всегда имела приоритет над церковной, естественно, что обитель, запятнавшая себя политической крамолой, не могла рассчитывать на поддержку Святейшего Синода.

Первое упразднение обители

Положение обители не изменилось к лучшему и в последующие царствования. Более того, в 1770 году, при Екатерине II, проводившей, как известно, политику секуляризации, то есть отъёма церковных земель, монастырь Николо-Берлюковский и вовсе был упразднён, а находившийся на его территории Никольский храм получил статус приходской церкви.

Лишь по истечении девяти лет, благодаря многочисленным обращениям местных жителей и представителей духовенства, указом Московской Духовной Консистории монастырь (Николо-Берлюковский) вновь обрёл свои права. Однако прежнее вольнодумство его братии не прошло даром – обитель получила статус заштатной пустыни, то есть лишалась со стороны церковных властей всякой материальной поддержки и должна была существовать исключительно за счёт собственных ресурсов. В тот год таких заштатных монастырей в Московской епархии насчитывалось восемь.

Под покровительством митрополита Платона

Настоятелем возрождённой обители был назначен иеромонах Иоасаф – человек не только глубоко религиозный, но и обладавший незаурядной хозяйственной и деловой хваткой. Он сумел заслужить доверие у выдающегося церковного деятеля того времени митрополита Платона (Левшина), пользовавшегося большим влиянием при дворе, и, благодаря его поддержке, получить благословение и, что немаловажно, средства на строительство нового храма в честь Святой Троицы. Когда строительство было завершено, митрополит Платон лично освятил его, и от себя сделал значительный вклад богослужебными книгами и различной утварью.

Век активного строительства монастыря

После кончины игумена Иоасафа, в 1794 году, монастырь продолжал расширяться. В течение всего XIX века на его территории воздвигались различные постройки как богослужебного, так и хозяйственного назначения. В 1835 году состоялась закладка храма Христа Спасителя, ставшего впоследствии архитектурным центром монастырского комплекса.

Кроме того, наиболее заметными сооружениями являются: построенная в 1840 году надвратная каменная церковь в честь Василия Великого, а также воздвигнутая в 1851 году колокольня, на которую был поднят колокол весом более тысячи пудов. Кроме того, двумя годами позже братия совершила торжественное освящение новой каменной церкви, выстроенной на пожертвования купца Ф. Ф. Набилкина.

Уникальная монастырская колокольня

Конец XIX века ознаменовался постройкой наиболее грандиозного сооружения, которым на всю Россию прославилась Николо-Берлюковская пустынь. Монастырь сумел изыскать средства и возможности на возведение одной из самых высоких в России колоколен. Это сооружение, построенное по проекту московского зодчего Александра Степановича Каминского, уникально и как архитектурный памятник, и как смелый инженерный проект.

Её высота равна восьмидесяти восьми метрам, и сверху она была увенчана крестом, отлитым мастером Шуваловым из красной меди и весившим более шестисот килограмм. Всё строительство осуществлялось на добровольные пожертвования столичных купцов Самойлова и братьев Ляпиных.

Второе упразднение монастыря

В 1920 году антирелигиозная кампания, предпринятая новыми властями, докатилась и до Авдотьино. Николо-Берлюковский монастырь был закрыт, большинство его строений стали использоваться для различных хозяйственных нужд, а главный храм превращён в приходской. Через год, усиливая атеистическую деятельность, власти запретили крестные ходы, а в 1922 году произвели изъятие ценностей.

Реквизировали всю серебряную утварь, включая сосуды, оклады икон и богослужебных книг, а также наперсные и напрестольные кресты. Последний раз Божественная литургия в храме была совершена в феврале 1930 года. Весь дальнейший период, вплоть до начала девяностых годов, постройки монастыря использовались в сугубо хозяйственных целях.

Возрождение монастыря

Началом возрождения обители следует считать осень 1992 года, когда при храме Христа Спасителя была создана и зарегистрирована религиозная община. Однако восстановительные работы в нём заняли значительное время, и первая литургия была отслужена лишь в 2004 году. Это событие стало началом нового исторического периода, в который вступил Николо Берлюковский монастырь. Расписание богослужений, появившееся на его дверях после многолетнего перерыва, стало первой ласточкой наступающего духовного обновления. Тогда же храм, колокольня и часть территории монастыря были официально переданы вновь образованной общине.

Важным этапом возрождения обители стало решение Священного синода, принятое им на январском заседании 2006 года. Согласно его постановлению, храм, действовавший прежде как приходской, вновь преобразовывался в Николо-Берлюковский монастырь. Фото обители, возвращённой верующим после шестидесяти лет поруганий, представлены в статье. Они говорят сами за себя.

Работы, начатые в монастыре

Впереди предстоит ещё длительная работа по восстановлению всего, что было так безжалостно уничтожено, и она уже началась. В скором времени после придания монастырю официального статуса на вершину колокольни была поднята пятнадцатиметровая главка, увенчанная позолоченным крестом. Вновь над обителью воссиял символ искупительной Христовой жертвы.

В 2011 году братия монастыря приступила к реализации уникального проекта – созданию «Романовской Аллеи Славы». По замыслу авторов, на ней должны быть установлены памятники представителям династии, правившей в России на протяжении трёхсот лет. Сегодня в этом мемориале, создаваемом как дань памяти Романовых, воздвигнуты первые четыре монумента.

В полном объёме восстановлены и церковные службы, привлекавшие в прежние годы тысячи паломников в Николо-Берлюковский монастырь. Расписание богослужений храма Христа Спасителя в целом соответствуют графику, установленному для большинства храмов. В будние дни полуночница, утреня и часы начинаются в 6:00, Божественная литургия — в 8:00, вечерня — в 17:30. В праздничные дни расписание может меняться, но об этом можно узнать на монастырском интернет-сайте.

Николо-Берлюковский монастырь – как доехать до него?

Несмотря на то что строителям и реставраторам обители ещё предстоит большая работа, уже можно видеть значительное число паломников, приезжающих сюда не только из Москвы и близлежащих городов, но и со всех концов страны. Сообщаем для тех, кто желает посетить Николо-Берлюковский монастырь, адрес: Московская область, Ногинский район, д. Авдотьино. Добраться до него можно автобусом № 321 от станции метро «Щелковская» до остановки д. Авдотьино. Другой вариант: электропоездом с Ярославского вокзала до станции Чкаловская, а далее тем же автобусом № 321.

Оцените статью
Добавить комментарий