Запись данной программы состоялась почти год назад и посвящена светлой памяти высокопреосвященнейшего митрополита Ярославского Иоанна (Вендланда). В передаче звучат воспоминания о Владыке близко знавших его людей: епископа Переславского и Угличского Феодора и наследницы архива Владыки Эльвиры Меженной.
ПРОСЛУШАТЬ ПЕРЕДАЧУ ► СКАЧАТЬ ПЕРЕДАЧУ ►
Из книги «Проповеди митр. Иоанна (Вендланда)»:
Митрополит Иоанн прожил долгую жизнь, исполненную труда и молитвы. В миру его имя – Константин Николаевич Вендланд. Дворянский сын, ученый, геолог, богослов, монах, удостоенный сана Святителя.
Внешние события жизни Владыки Иоанна не могут не заинтересовать читателя, увлеченного историей Русской Православной Церкви.
Будущий архипастырь родился в Петербурге 15 января 1909 года в семье со старинными традициями. Он – выходец из русской аристократической среды. Его семья находилась в родственных отношениях с Лермонтовыми, давшими миру великого русского поэта. В числе предков владыки – выдающийся военный инженер, генерал Карл Андреевич Шильдер, историограф Николай Карлович Шильдер.
Отец будущего архиерея, Николай Антонович Вендланд, был юристом, человеком широких культурных интересов. Мать, Нина Петровна, урожденная Кашнева, заложила в душу сына глубокое религиозное чувство. Она прекрасно рисовала, играла на фортепьяно. И все это сумела передать своим детям. Владыка через всю жизнь пронес любовь к музыке. Он много рисовал, и часть его акварельных работ в настоящее время хранится в Ярославском художественном музее.
В дружной семье Вендландов были еще две дочери: Елизавета (монахиня Ефросинья 1899-1970), и Евгения (монахиня Евгения, 1903-1943).
В начале 1917 года в связи с тяжелой болезнью отца семья переехала в Крым. Там 10-летний Константин познакомился со священником Леонидом из Вознесенного храма в Ливадии, который ежедневно навещал больного Николая Антоновича. 11 июня 1919 года отец умер. Горе охватило всю семью. И в этот момент панихиды, которую Костя впервые услышал именно возле смертного одра своего отца, он осознал, что вера в Христа дает надежду на жизнь после смерти. По его собственным словам, он был потрясен и утешен: «Папа перешел туда, где «праведницы сияют яко светила». Папа жив!».
Отец Леонид предложил мальчику прислуживать в алтаре, облачил в стихарь. «Папина смерть привела меня в алтарь», – говорил впоследствии Владыка. Это радостное служение длилось около двух лет. Приобретенный тогда опыт сначала детской, а потом отроческой молитвы Владыка Иоанн считал очень важным для своего последующего духовного развития.
В 1921 году семья Вендландов вернулась в Петроград, где Костя успешно закончил школу, а затем поступил в Ленинградский горный институт на геологический факультет. Учился он блестяще. По мнению учителей, известных геологов В. А. Николаева и В. П. Лодочникова, в студенческом кругу наиболее выделялись своими способностями двое – К. Н. Вендланд и В. С. Соболев. Последний стал академиком, крупным ученым, теоретически предсказавшим возможность нахождения алмазов. Будущий Владыка, послужив геологии, избрал себе другое поприще.
Однако вначале о геологии. Молодой ученый Вендланд учился, работал в Геологическом комитете, участвовал в экспедициях. Но это была видимая часть жизни. Существовала еще одна, потайная. В это время он посещал эстонско-русский православный храм в Ленинграде, где настоятелем был отец Александр Пакляр. Вместе со своими сестрами учился на Богословско-пастырских курсах, где и познакомился со своим духовным отцом – будущим митрополитом Гурием (Егоровым, 1881-1965).
В конце 20-х годов он совмещал учебу с обязанностями внештатного псаломщика киновии Александро-Невской Лавры, под Ленинградом. По ходатайству старосты храма за труды в киновийском храме викарий митрополита Ленинградского епископ Лужский Амвросий (Либин, умер в 1941) посвятил Константина во чтеца.
Закончил Ленинградский горный институт, Константин Вендланд работал на Ключевском хромитовом руднике, был научным сотрудником Центрального научно-исследовательского геолого-разведочного института.
Летом 1933 года К. Вендланд вновь встретился с архимандритом Гурием, возвратившимся к тому времени со строительства Беломорканала. Именно тогда молодым геологом было принято окончательное решение принять монашеский постриг.
Обстоятельства жизни сложились следующим образом. Профессор В. А. Николаев предложил своему ученику должность ассистента кафедры петрографии в Среднеазиатском индустриальном институте. Отец Гурий одобрил это предложение, и они вдвоем поехали в Ташкент.
2 сентября 1934 года отец Гурий совершил монашеский постриг чтеца Константина Вендланда с именем Иоанн, в честь святого Иоанна Златоуста. «Мы жили, – вспоминал впоследствии Владыка Иоанн, – удивительной жизнью. С одной стороны, глубоко церковной, с другой – активно гражданской. До сих пор я считаю такое соединение самым лучшим». В 1936 году епископ Старорусский Иннокентий (Тихонов, 1889-1942) рукоположил монаха Иоанна и иеродиакона, а через несколько дней – во иеромонаха.
Иеромонах Иоанн продолжал преподавательскую деятельность в Среднеазиатском (ныне Ташкентском) государственном университете и параллельно работал в Узбекском геологическом управлении. Он занимался геологической съемкой Алмыкского рудного региона, поисковыми работами.
В 1937 году участвовал в работе 18-го Международного геологического конгресса. Забегая вперед, скажем, что митрополит Иоанн был делегатом еще одного, 27-ого Международного геологического конгресса, самого представительного форума, на который собирался весь цвет мировой геологии. Проходил он в Москве в 1984 году. Церковь тогда была не в чести. И тем не менее устроители конгресса пригласили митрополита Иоанна в качестве действительного участника. В списке делегатов напротив фамилии Владыки было указано место его работы – Московская Патриархия.
Во время Великой Отечественной войны занимался поисками месторождений редких металлов, которые были крайне необходимы военной промышленности. В 1942 году блестяще защитил диссертацию «Петрология вулканогенных толщ Приташкентского района» и получил степень кандидата геолого-минералогических наук. Вклад К. Н. Вендланда в изучении геологии Средней Азии был весьма значительным. Помимо решения многих частных вопросов, он сделал крупные научные обобщения о строении и происхождении массивов изверженных пород Западного Тянь-Шаня, что нашло отражение в фундаментальных коллективных монографиях. Он предвидел неизбежность возникновения нового раздела геологических наук – геосомалогии, то есть учения о геологических телах, и явился, по существу, предвестником наук о геологических формациях и стратиграфической геофизике, получивших развитие в последующие десятилетия.
Сразу после Победы, посчитав свой гражданский долг исполненным, Константин Вендланд, тайный иеромонах Иоанн, выходит из келейного состояния к церковному служению и назначается священником Успенского Кафедрального Собора в Ташкенте. Потом были Троице-Сергиева Лавра, Саратов, ректорство в Киевской Духовной Семинарии.
Весной 1958 года его назначили представителем Патриарха Московского при Патриархе Антиохийском, в Дамаске.
26 декабря того же года было совершено наречение архимандрита Иоанна во епископа Подольского с сохранением прежнего послушания.
В его слове, сказанном при наречении во епископа, поражает живое ощущение соборности Церкви: «Я большую часть жизни, – говорил архимандрит Иоанн, – провел на работе гражданской. Но меня всегда влекло к Церкви. В храме среди молящегося народа, вдохновляемый молитвой священников и укрепляемый благодатию совершающихся священнодействий, я приобретал жизнь, и свет, и утешение для своей души. Неоднократно путем личного опыта, как горького, так и отрадного, убеждался в том, что без Церкви я мертв, а с Церковью жив, без Церкви я слаб, а с Церковью согрет и собран. И я понял, что верующими людьми, вместе со всеми пастырями и архипастырями спасаюсь. И вот настал день, когда я должен был начать не только все получать от Святой Церкви, но и давать, то есть всем своим временем и силами служить Церкви».
28 декабря 1958 года, в Неделю святых праотец, в Богоявленском патриаршем соборе Святейший Патриарх Алексий, митрополит Крутицкий и Коломенский Николай, архиепископы Можайский Макарий и Днепропетровский и Запорожский Гурий, епископы Лужский Алексий, Дмитровский Пимен (впоследствии Святейший Патриарх Московский и всея Руси) совершил хиротонию архимандрита Иоанна во епископа Подольского.
Многолетней службе за границе способствовали высокая культура, глубокие знания и свободное владение немецким, английским и французским языками. Как уже было сказано, в Дамаске Владыка Иоанн был представителем Московской Патриархии, и у него было двенадцать приходов – шесть в Сирии и шесть в Ливане. В Берлине, будучи Патриаршим Экзархом Средней Европы, руководил работой православных церквей нескольких европейских стран. С 1962 по 1967 год он – митрополит Нью-Йорский и Алеутский, Патриарший Экзарх в Северной и Южной Америке. А в Ярославль он приехал сразу после США.
Владыка Иоанн возглавил Ярославскую епархию – одну из древнейших и славных епархий нашей Церкви. На Ярославской земле родился великий игумен земли Русской Преподобный Сергий Радонежский, святой благоверный князь Александр Невский. Ярославский край дал Церкви множество святых угодников Божиих. Здесь служили Всероссийские Святейшие Патриархи Иов и Тихон, причисленный к лику святых. В первые несколько лет своего служения в Ярославле Владыка Иоанн посетил все приходы Ярославской и Ростовской епархии. Особенно заботился он о том, чтобы в дальнейшие приходы не оставались без священников, что в то время было совсем не легко. За время своего архипастырского служения он рукоположил 82 священника.
Он был равен со всеми людьми. Все в его доме чувствовали себя братьями и сестрами. Вообще, как у человека высокой культуры и интеллекта, круг его интересов был очень широк. Это сближало с ним людей образованных и интеллигентных. Им было с ним легко. Он никому не навязывал своего мнения и, может быть, потому многих привлек к вере, что всем светил своей личностью.
К Владыке Иоанну приезжали клирики из разных епархий, товарищи по гражданской работе, иностранные гости и паломники. Переписка его весьма обширна. Одним из его корреспондентов был немецкий гуманист, доктор Альберт Швейцер. Митрополит Иоанн оставил значительное наследие. Написал труд о святом благоверном князе Федоре. В своих исследованиях «Библия и эволюция», «Время и его проблемы в Библии (Размышления православного архиерея)» он рассматривал взаимоотношения науки и религии и показал, что принцип развития мире не противоречит христианскому мировоззрению и заложен в библейских книгах. Его перу принадлежит работа «Святые Крыма». Еще в Нью-Йорке он написал о своем предшественнике работу – «Митрополит Иннокентий – миссионер Русской Америки», перевел с английского языка монографию о нем. Перу Владыки Иоанна принадлежит несколько интереснейших автобиографических работ.
Особое место в духовно-литературном наследии митрополита Иоанна занимаю его проповеди. В них нет и тени скучной назидательности, сухого морализма. Они согреты самоотверженной любовью, сердечным внимание к своей пастве. Надо учесть, что большая часть его пастырского служения пришла на время, когда верующие не имели книг для уяснения истины, а священство молчало, связанное негласным запретом от «властей мира сего».
Святейший Патриарх Алексий II так охарактеризовал этот период: «Каждодневным восхождением на плаху было епископское служении во время «незаметных» гонений 60-70-х годов, когда война репрессивной машины с теми, кто хоть как-то защищал права верующих, приобретала самые коварные формы. Мне хочется верить, что эти времена прошли».
Да, в трудные годы, в весьма неблагоприятных обстоятельствах совершал архиерейский труд на Божией ниве, не прерывался подвиг святости и жертвенного служения Богу и ближним. В каждой своей проповеди, прямо или косвенно, Владыка Иоанн учил делать добро и сам шел путем этого делания, растворенного смирением. Как говорил Святитель Игнатий Брянчанинов, «в Царствии Небесном такие окажутся большими отцов, прославившихся знамениями».
Проповеди, которые сейчас лежат перед вами, в большинстве своем записаны духовными чадами Владыки Иоанна прямо во время службы на магнитофонную ленту. При большом скоплении людей записи не всегда получались качественными, и тогда «добровольные стенографисты» уже через час-полтора после окончания службы восстанавливали пробелы по памяти.
Владыка Иоанн был талантливым проповедником. Ему поистине был да Господом дар слова. Об этом свидетельствуют многие из тех, кто слышал его проповеди в храме. «Мне никогда не приходилось быть свидетелем тог, чтоб служили с таким вдохновением, с такой искренностью. Это горение, а не служба, – писала друзьям одна из духовных дочерей Владыки, крупный ученый-филолог. – Сама его личность, исключительная по простоте, искренности, открытой доверчивости, вызывала чувство беспредельного уважения и почитания».
Притягательная сила личности Владыки Иоанн складывалась из блестящего знания Священного Писания, высокой культуры, необыкновенного смирения и в то же время присущей ему общительности, изящного чувства юмора, беспредельной любви к ближнему.
Центром каждой проповеди Владыки обычно становилась одна главная мысль. Он брал какой-то факт и Библии и очень доступно, лаконично и точно объяснял его. В интерпретации Святителя сложнейшие понятия становились предельно ясными, даже для людей очень мало знакомых с богословием.
Да, главная мысль в проповеди всегда была одна, а подход разный. Каждый раз проповедник показывал как бы еще одну грань, которая помогала лучше понять и разглядеть целое. Вот почему, сколько бы раз Владыка митрополит Иоанн не писал послания на Рождество или Пасху, ни одно не повторяет другого. Напротив, читаю эти послания подряд, праздник начинаешь воспринимать во всей полноте и одновременно ощущаешь мир и радость.
В более широком смысле проповеди митрополита Иоанна – путеводитель в духовной жизни. Каждый желающий может без труда найти ответ на интересующий его вопрос, верные и точные ориентиры на пути спасения.
26 декабря 1984 года митрополит Иоанн ушел на покой. Пока позволяло здоровье, он каждый воскресный и праздничный день совершал Божественную литургию в Кафедральном соборе в честь Феодоровской иконы Божией Матери. Дом его стал местом паломничества верующих. В последние годы своей жизни, духовно окормляя, он и сам имел благодатные дары старца. Когда здоровье Владыки резко ухудшилось, он каждое воскресенье приезжал в Собор причаститься Святых Христовых Тайн. И уж когда ему стало совсем тяжело передвигаться, причащался дома. Превозмогая себя, Владыка продолжал трудиться: занимался переводами богословских работ. Предчувствуя свою кончину, за три дня до смерти он соборовался.
Промыслительно, что еще в 1970 году в своей работе «Князь Федор» Владыка так описал последний день жизни князя Федора: «Редко кому удается умереть с полным сознанием своей близкой кончины, с полной готовностью к ней, так, чтобы можно было проститься с близкими, благословить родных. Даже в Библии, повествующей о жизни и смерти множества людей, такая кончина описывается крайне редко, а по своему мирному характеру, спокойной распорядительности и безболезненности принадлежит едва ли не одному лишь библейскому Патриарху Иакову. Именно такую редкую кончину имел и князь Федор». Такую же кончину послал Господь самому Владыке митрополиту Иоанну.
Вторая седмица Великого поста 1989 года была последний в его жизни. В субботу 25 марта рано утром причастился Святых Христовых Тайн, весь день пребывал в ясном сознании и беседовал с близкими, благословляя их. Затем Владыка Иоанн спокойно уснул, а несколько часов спустя мирно отошел ко Господу, Которого он возлюбил всем сердцем.
Читая проповеди митрополита Иоанна, вы сможете убедиться в том, как необыкновенно почитал, с большой любовью говорил он о Пресвятой Богородице. Вряд ли можно считать случайным, что отпевание Владыки Иоанна в Феодоровском Кафедральном Соборе было совершено именно в день празднования Феодоровской иконе Божией Матери 27 марта, в престольный праздник Собора. Даже священники самых дальних приходов, которые по причине бездорожья не получили известия о блаженной кончине Святителя, приехали в этот день в Собор. Словно Сама Царица Небесная пригласила их. В отпевании митрополита Иоанна участвовали два архиерея и более пятидесяти священнослужителей.
А похоронен он около Кафедрального Собора, в центре одной из самых древних епархий России – Ярославской, где прослужил почти 22 года и, уйдя в Вечность, пожелал навсегда остаться со своей паствой.
Использованы материалы сайта Азбука.ру