Этот праздник, который называется Ореховый Спас, православными верующими отмечается 29 августа. Предание сообщает о том, что Спаситель Мира Иисус Христос отер свое лицо полотенцем, оставив, таким образом, на нем свой Божественный лик. Нерукотворному образу Спасителя (Спаса) посвящены иконы, издавна пользующиеся на Руси особым почитанием. Упомянутое предание сообщает о тяжкой хвори правителя Эдессы по имени Авгарь, получившего чудесное исцеление и спасение.
Эдесса – это город древности, который считается важным центром раннего христианства в древней Сирии. Сегодня это Шанлыурфа – Турция. До страдающего проказой правителя дошла молва о чудесах исцеления, которые совершал Иисус Христос. Он написал письмо и послал с ним к Спасителю своего человека по имени Анания. В письме содержалась просьба об исцелении от тяжкого недуга. Тогда Христос и умыл свое лицо, а после того как вытерся полотенцем, передал холст со своим ликом посланцу Авгаря. Также Иисус дал обещание прислать к правителю Эдессы своего ученика.
После того как Господь был распят, погребен и на третий день воскрес, Апостол Фома отправил одного из учеников Христовых в Сирию. Звали этого посланца Фаддеем. Придя к Авгарю, этот человек проповедал ему Евангелие Иисуса Христа и все жители города вместе с правителем уверовали в Господа и были крещены. Также для Авгаря было явлено чудо исцеления при помощи ранее упомянутого Нерукотворного образа Христа Спасителя. Исцелившись от проказы и уверовав, правитель Эдессы установил полотно с образом Иисуса над воротами города.
Позже его похитили мусульмане, но затем, девятью столетиями позже, образ выкупил Михаил – император Византии, а в 944 году его перенесли в Константинополь. Этот день и считается началом празднования описываемого события – Перенесения Нерукотворного Образа Христа. События древнего предания основаны на документе, который содержал в себе Эдессинский архив. Там его и обнаружил в V веке Есевий Кесарийский. О том, что слухи о чудесах, которые творил Иисус, распространились по Сирии, говорится и в Евангелии от Матфея.
Ореховый Спас – это день, в который завершается цикл религиозных праздников: Первый Спас – Медовый, верующие празднуют 14 августа. Второй – яблочный – 19 августа. В давние времена последний праздник из этого цикла также носил название «Хлебный Спас». С отмечаемым накануне Успением Пресвятой Богородицы связывают окончание хлебной жатвы, к этому дню происходит и окончание самого приятного и легкого на Руси Успенского поста. Любят его за обилие фруктов в данный период.
Ореховый Спас называется так по причине созревания к этому времени лесных орехов и начала их сбора. В определенный день в лесах расстилали ковры. Затем орехи собирались дворовыми людьми, горничными девушками, женщинами. Считается, что чем больше собирается орехов, тем обильнее будет урожай хлеба (ржи). Жители городов отмечали этот праздник народными «великоденскими» гуляньями, проводили ярмарки. И в наше время Третий Спас знаменуется выпечкой пирогов, хлебов, для которых используется мука нового урожая.
Раньше в Ореховый Спас крестьянами производились посевы озимой ржи, так называемые «досевки». Начинался ритуал общей семейной молитвой, а затем в сопровождении своих жен, мужья отправлялись в поле. На телегу традиционно следовало уложить снопы, поверх которых клали мешки с посевной рожью. В поле сеятелей уже ожидала гречневая каша, с которой их встречали домашние. После того как посев оканчивался, вся семья ела кашу с пирогами. В этот день также готовят самые разные блюда с орехами, которыми рекомендуется угостить своих родственников и знакомых. Например, можно приготовить простой салатик, в который сразу входят и орехи, и яблоки и мед:
- Два яблока, очищенные от кожуры, натираются на терке.
- Полученная яблочная субстанция смешивается с тремя столовыми ложками меда.
- Добавляется измельченные орехи, в количестве трех столовых ложек.
- Одну морковь нужно также натереть и добавить в салат.
Остается только полить все соком лимона, хорошо перемешать и сверху также присыпать измельченными орехами. Салат готов.